Автоэкспертиза – от А до…

Автор: Сергей ДОРОЕЕВ


Достаточно часто в средствах массовой информации мы встречаем указание, что тот или иной автор или комментатор является автоэкспертом, а в спорах автовладельца и страховой компании одной из сторон является эксперт. Так что же такое автоэкспертиза, и кто такой автоэксперт? Тема эта сложная, по многим аспектам далеко не однозначная и по целому ряду моментов нормативно не отрегулированная. Поэтому интересной представляется инициатива журнала попытаться представить площадку для систематизации и обсуждения информации по этому направлению деятельности. Тем более что отдельные вопросы автоэкспертизы интересны не только профессио­налам и автолюбителей, но касаются практически подавляющей части населения. Взгляды наверняка будут весьма различные, вплоть до противоположных, поэтому стоит структурировать подходы к обсуждению и, не углубляясь в тонкости методологического и информационного обеспечения, для начала определиться с базовыми понятиями и терминами.

автоэкспертиза

Сергей ДорофеевДля начала давайте определим, что же такое автоэкспертиза как вид деятельности. Начнем с маленькой исторической справки. До появления массового советского автомобиля ВАЗ, автоэкспертиза в основном была организационно сосредоточена в двух секторах – страховании и обеспечении судебных процессов. В 70-х годах советская плановая система сформировала в рамках вновь созданного Всероссийского добровольного общества Всероссийское общество автомотолюбителей (ВДОАМ, в настоящее время Всероссийское общество автомобилистов – ВОА), автоэкспертные бюро, автоэксперты которых вместе со специалистами консультационных пунктов системы АВТОВАЗ техобслуживания и судебными экспертами обрабатывали подавляющее большинство экспертных задач.

В конце 1980-х гг. из этой среды специалистов начали формироваться самостоятельные экспертные бюро, работающие на коммерческой основе. С принятием Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» деятельность автоэкспертов отнесли к оценочной, большинство из них прошли обучение по программам подготовки оценщиков, получили лицензию на оценку, а в дальнейшем вступили в СРО оценщиков, но вероятнее всего эта тема для отдельного обсуждения, поскольку споры о компетенциях специа­листов продолжаются уже несколько лет и общих подходов пока не намечается.

После принятия ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» независимая техническая экспертиза транспортных средств формируется как обособленное направление автоэкспертизы, поскольку отдельные ее аспекты регулируются именно этим законом и нормативными актами, принятыми в его исполнение. Основные теоретические принципы и основы этого вида экспертизы не могут противоречить общероссийскому законодательству, принципам и основам аналогичных видов экспертной деятельности, в том числе судебной. При этом следует учитывать, что ФЗ-40 устанавливает ряд обязанностей по использованию нормативного регулирования в рамках споров по ОСАГО для судебных экспертов.

И так – имеем первый промежуточный вывод: никакого нормативного регулирования автоэкспертизы как вида деятельности не существует, есть регулирование независимой технической экспертизы транспортных средств Федеральным законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и регулирование судебной экспертизы Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебной экспертной деятельности в РФ».

Теперь обратим внимание на наименование экспертной деятельности в рамках ФЗ-40 – независимая техническая экспертиза транспортных средств. Наличие первого слова – «независимая», явно свидетельствует о желании выделить эту экспертизу в отдельный вид, но следует, видимо, признать, что подобное определение вызывает по меньшей мере недоумение, поскольку один из основных принципов судебного эксперта – это его независимость, что так же определено на уровне закона. Поэтому такое терминологическое разделение следует признать крайне неудачным, а экспертиза может быть разделена, например, на ведомственную, к которой относится и судебная, поскольку государственные судебные экспертные учреждения сосредоточены в основном в рамках одного ведомства – Министерства юстиции РФ, и вневедомственную. Такая конструкция не является бесспорной, но она хотя бы отражает суть классификации по отдельному признаку.

Теперь, видимо, стоит обратить внимание на основного субъекта экспертной деятельности. Так кто же он – автоэксперт, эксперт-техник, технический эксперт, эксперт-оценщик и т.д.? Поскольку, как уже отмечено, нет в нормативных актах упоминания автоэкспертизы, соответственно, нет в них и автоэксперта, это такое самоназвание людей на каком-то уровне знакомых с теми или иными аспектами в автомобилестроение и автобизнесе, при этом круг таких аспектов, направлений и интересов может быть бесконечно широким, а отдельные его сектора практически не пересекаться друг с другом.

По общему определению «эксперт – это специалист в области науки, техники, искусства и других отраслей, приглашаемый для исследования каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний». Технический эксперт – это специалист, требования к которому в отношении автомобиля определены в Федеральном законе «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ и функции которого ограничены рамками осмотра и инструментальной проверки автомобиля. Требования к эксперту-технику определены приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования», зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2016 г. № 44083. По сути, именно эти специалисты, внесенные в государственный реестр экспертов-техников, и делают основную долю экспертиз в рамках ОСАГО, как по договорам со страховыми компаниями или потерпевшими, не согласными с размером страховой выплаты.

Таких экспертов в реестре пока около 8 тысяч. Основная масса этих специалистов сосредоточена в крупных городах, в то время как в небольших населенных пунктах у автовладельцев, да и у страховщиков достаточно часто встречаются проблемы с отсутствием предложений на рынке экспертных услуг. Поэтому проблема регулирования рынка независимой технической экспертизы может стать одной из задач профессионального экспертного сообщества, если конечно государство определит полномочия такого сообщества, поскольку у государственных органов руки до этой проблемы за годы существования ОСАГО не дошли, и видимо не дойдут никогда.

Большая роль в регулировании рынка экспертных услуг принадлежит Российскому Союзу Автостраховщиков (РСА), поскольку, с одной стороны, экспертные действия в рамках ОСАГО достаточно часто ограничиваются проведением первичной экспертизы, с другой, сам РСА опосредованно является потребителем экспертных услуг, поскольку производит компенсационные выплаты в случае отзыва у страховых компаний лицензии на страхование. Следует отметить, что в свое время практика аттестации экспертов-техников в отсутствии государственной аттестации и государственного реестра не может быть оценена как положительная, а проблемы обеспечения экспертизы в отдаленных и малонаселенных районах каждая страховая компания пока вынуждена решать самостоя­тельно. Ряд страховщиков уже проявлял инициативу по созданию единой системы экспертизы и единого расчетного центра, но, вероятно, проблемы конкуренции и иные интересы пока преобладают над желанием иметь прозрачный и единообразный процесс. Не сказал своего слова и Центральный Банк РФ, как основной регулятор на финансовых рынках.

Важными для обсуждения являются вопросы компетенции экспертов по направлениям деятельности, поскольку классификация и структурирование их есть только в рамках системы судебной экспертизы, да и то оно явно нуждается в систематизации. Но вот простой пример, достаточно часто в спорах о причинах возникновения повреждений, обстоятельствах страхового случая возникает необходимость в проведении углубленного исследования по автотехнике или трасологии, но таких видов экспертизы за рамками судебной просто не существует. А ведь это связано и определением требований к образовательным программам и компетенции специалистов. Много сейчас говорится о переходе на систему профессиональных стандартов, и если РСА сделал первые шаги в отношении профессионального стандарта эксперта-техника, разработав и зарегистрировав проект профстандарта в отношении эксперта-техника, то действий в отношении специалистов по другим направлениям экспертизы информации нет.

Поскольку рамки статьи весьма ограничены, то наряду с общим обзором хотелось бы озвучить основные предложения по дальнейшему обсуждению:

  • классификация и структуризация видов экспертизы;
  • роль и перспективы профессионального сообщества;
  • различия и совпадения в организационном, методическом, информационном обеспечении судебной и независимой экспертизы.

В марте 2018 года в Москве планируется проведение Международной конференции в области экспертизы на автотранспорте, участники которой смогут обсудить основные вопросы и поделиться опытом. Стоит надеяться, что страницы журнала тоже станут одной из таких площадок.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.













Подписка на новости

Ваш e-mail