Компрессор как сердце

Автор: Андрей ГОЛОВИН


компрессор

Сергей БабухинКомпрессор без преувеличения можно назвать сердцем системы кондиционирования автомобиля. Его выход из строя в следствие неправильной эксплуатации может серьезно ударить по кошельку. Дело в том, что несмотря на обилие запчастей на рынке, детали компрессоров зачастую недоступны даже для профессионалов. Оригинальные компрессоры дорогие, а восстановленные вызывают массу вопросов. Наш эксперт Сергей Бабухин, генеральный директор компании АСК-СЕРВИС, много лет профессионально занимается ремонтом систем кондиционирования. Сегодня с ним и представителями компаний-производителей компрессоров мы обсудим дилемму: что предложить клиенту – новый или восстановленный агрегат.

– Сергей, компрессоры каких фирм стоит приобретать?

– Таких брендов довольно много: DENSO, Sanden, Valеo, Zexel, Delphi и некоторые другие марки. Обычно наши клиенты предпочитают оригинальные компрессоры и прибегают к ремонту, пока изделие еще можно отремонтировать. Крупные автодилеры сильно накручивают цены на оригинальные компрессоры, поэтому автовладельцы чаще покупают их у других поставщиков. Китайский же неоригинальный компрессор стоит в в полтора-два раза дешевле оригинала.

– Каков срок службы компрессоров автомобильных кондиционеров?

– Теоретически 10 лет эксплуатации, но на практике износ происходит не потому, что время пришло, а из-за неполадок в системе. Если не следить за трубками и шлангами, а также за подшипниками муфты и шкива, то за 3 года система может прийти в негодность. Рассмотрим экстремальные варианты: без должной защиты поддона двигателя подшипник компрессора может выйти из строя менее чем за год. Также дорожные реагенты крайне вредны для алюминиевых деталей. Допустим, мастера производили кузовной ремонт автомобиля, компрессор кондиционера не трогали, но снимали радиатор. Достаточно конденсату попасть внутрь шлангов, и работа системы будет нарушена. Еще хуже обс­тоят дела с попаданием мелкого абразива внутрь системы. В компрессоре нет поршневых колец, поршни обработаны тефлоном, и между ними и поверхностью цилиндра минимальный зазор. Достаточно задира на одном поршне, и тут же возрастет нагрузка на другие элементы, и неисправности покатятся как снежный ком.

ремонт компрессоров

– Насколько целесообразен ремонт автомобильных кондиционеров?

– Компания АСК-СЕРВИС уже 21 год занимается установкой и ремонтом автомобильных кондиционеров, и мы можем сказать, что грамотно выполненный ремонт вполне целесообразен. Вопрос в том, какими средствами располагает клиент, и что он считает оптимальным балансом между ценой и качеством. Разумеется, полная замена компрессора надежнее, но в большинстве случаев это не выгодно. Замена уплотнителей, клапана высокого давления, электромагнитного клапана, подшипника шкива, трубок и шлангов вернет компрессор в рабочее состояние на долгое время, и стоить это будет в разы дешевле. Замена сальника вала и клапанной группы, если дело ограничивается только ими, также выгоднее полной замены. Вал ремонту не подлежит, замена вала и поршневой группы обойдется не менее половины стоимости нового компрессора. В данном случае при наличии свободных средств лучше произвести полную замену. Впрочем, если денег нет, то качественная замена упомянутых деталей не станет пустой тратой на временную меру. Так, АСК-СЕРВИС дает гарантию 1 год на все виды работ. Как показы­вает практика, после замены поршневой системы, компрессоры автокондиционера служат гораздо больше года.

– Какие компрессоры встречаются на рынке, и с какими видами работ чаще всего приходится сталкиваться?

– Автомобильные компрессоры насчитывают достаточно много различных видов. Наиболее распространенными являются поршневые, роторно-лопастные и спиральные компрессоры. Среди поршневых компрессоров очень распространены двигатели с валом и косой шайбой, которая приводит в движение поршни (аксиально-поршневые).

Большинство поломок вызваны утечкой хладагента. Чаще всего утечки происходят через соединения частей компрессора и в районе торцевого уплотнения и сальника. Если проводить диагностику хотя бы раз в год, то можно ограничиться заменой трубок, шлангов и уплотнителей. Если диагностику не делать вовремя, мы сталкиваемся со вторым по частоте и первым по сложности и цене ремонтом поршневой системы. Избыточное давление хладагента может привести к поломке клапанов. Но данная неисправность встречается гораздо реже предыдущих.

компрессор

– Бытует мнение, что компрессоры с электромагнитной муфтой прошлых поколений надежнее современных компрессоров постоянного вращения. Насколько это верно?

– Компрессоры с электромагнитной муфтой считаются неэкономичными, так как забирают больше мощности от двигателя, чем компрессоры постоянного вращения. Хотя на многих джипах с дизельными двигателями до сих пор используется данный тип компрессоров. Если брать надежность, то тут многое зависит от особенностей эксплуатации. Компрессор с электромагнитной муфтой просто не включится без необходимого давления фреона. Компрессор постоянного вращения запускается вместе с двигателем автомобиля, даже если кондиционер выключен. Он может работать даже при сильном недостатке хладагента, хоть и не на полную мощность. Разумеется, специалисты по техническому обслуживанию не рекомендуют работу в таких условиях, ведь работа при недостаточном уровне хладагента часто заканчивается поломкой.

– Насколько важно качество хладагента?

– С 2011 года все кондиционеры европейских автомобилей новой омологации заправляются новым типом хладагента – R1234yf, который является менее вредным для окружающей среды. Старый тип фреона – R134a – разрешается использовать в автомобилях, разработанных и омологированных до 2011 года. При этом многие автомобили в РФ до сих пор ездят на фреоне R12, запрещенном к применению с 1993 года.

Разумеется, качество хладагента очень важно. Однако не следует путать качество фреона в плане применения к системам кондиционирования и в плане соответствия сертификатам и омолога­циям, связанным с экологическими требованиями. Сертифицированный фреон Dupont хорош, хотя его цена очень завышена. Необходимо обратить внимание, что под маркой Dupont на российском рынке присутствует множество подделок, которые могут нанести непоправимый ущерб системе кондиционирования. Многие компании заказывают фреон из Китая, требуя предоставить сертификаты. Также оптовики производят лабораторные исследования китайских хладагентов. К слову, в ходе проверки обнаруживается, что многие образцы не уступают в качестве товарам европейских марок.

Александр Суходоля

Александр СУХОДОЛЯ. Руководитель отдела обучения и технической поддержки компании HELLA

– Как сегментирован рынок автомобильных компрессоров? Стоит ли сегодня рисковать и приобретать дешевую продукцию китайских марок?

– Если брать отрасль в целом, то самые многочисленные основные категории это: китайские noname производители и бренды с мировым именем, также имеющие производство в Китае, но осуществляющиеся под полным контролем представителей компании. Как вы понимаете, Китай Китаю рознь. Если говорить о Behr, то компания была основана еще в 1905 году и изначально позиционировала себя как производитель изделий премиум-качества. При этом внутри компании существуют две основные продуктовые линейки: standard line и premium line. Запчасти premium line поставляются на сборочные конвейе­ры ведущих мировых автопроизводителей.

– Производители автомобилей в случае выхода компрессора из строя требуют его однозначной замены. Допускает ли Ваша компания ремонт этих агрегатов, пусть даже и частичный? Как Вы относитесь к ремануфактурингу и восстановлению компрессоров?

– Узлы компрессора прецизионны, и поэтому необходима высокоточная заводская подгонка деталей. В России услуги по ремонту компрессоров пользуются спросом. Однако компания Hella не занимается поставкой ремонтных комплектов, так как не может дать гарантию качества в иных случаях, кроме как при полной замене агрегатов. Касательно других элементов системы кондиционирования: фильтры осушители, аккумуляторы, терморегулирующие вентили и дроссельные трубки (orifice tube), они не подлежат промывке. В случае любой разгерметизации вышеупомянутые детали следует заменять.

– Чем же опасен частичный ремонт?

– Мало просто снять старую деталь и поставить новую. Необходимо избежать попадания любой грязи и даже влаги внутрь системы кондиционирования, не говоря уже о металлической стружке. Расточенный старый компрессор грязь пропускает, а новый – нет.

компрессор

– Расскажите, как нужно правильно эксплуа­тировать и следить за системой кондиционирования?

– В первую очередь необходимо следить за уровнем хладагента. Нормой является потеря до 5% жидкости в год. Во время работы кондиционера переход фреона из жидкого в газообразное состояние – естественный процесс. Если расход выше, то проблему следует искать в герметичности патрубков и качестве хладагента. Жидкость выполняет не только роль теплоносителя, но и роль смазки. Масло, растворенное в хладагенте, прогоняется по всей системе кондиционирования. Малые зазоры между поршнями и стенками цилиндра очень чувствительны к отсутствию масла. Если условия масляного клина не соблюдены, то возникают задиры. Со временем это приводит к выходу из строя поршневой группы, а это – самая дорогая часть компрессора. К тому же, как я уже говорил, оптимальный вариант – не частичный ремонт, а замена всего компрессора.

Также следует учитывать сезонные особенности эксплуатации. Жарким летом нагрузка на систему повышается. Недостаточный уровень хладагента во время летней эксплуатации быстрее приводит к сбою в работе системы, чем в более холодные времена года. Зимой же при низких температурах могут возникать проблемы с запуском кондиционера. Перед запуском кондицио­нера следует оставлять автомобиль на теплой парковке или же несколько минут прогреть двигатель самого автомобиля.

По вопросу целесообразности ремонта или полной замены компрессора автомобильного кондиционера, даже в среде профессионалов, действует принцип – сколько людей, столько и мнений. Но все специалисты сходятся в том, что: бережная эксплуатация оборудования продлевает срок службы и повышает шансы избежать капитального ремонта. Если же дело уже дошло до ремонта, необходимо провести его качественно: не просто снять-поставить деталь, но и промыть систему, избежать попадания посторонних элементов внутрь и обеспечить высокоточную подгонку узлов. В результате некачественного ремонта система может выйти из строя в кратчайшее время и обернуться для владельца повторными расходами.

компрессор

компрессор

Виталий Гисич

Виталий ГИСИЧ, старший специалист по продукции DENSO

– Как сегментирован рынок автомобильных компрессоров в России? К какой категории относится Ваш бренд? Стоит ли сегодня рисковать и приобретать дешевую продукцию китайских марок?

– DENSO занимает лидирующее место по поставкам компрессоров и других компонентов систем кондиционирования и терморегулирования на конвейеры мировых автопроизводителей. Поэтому наша продукция всегда только первой свежести и относится к премиальной категории. Наши компрессоры наряду с оригинальной продукцией пользуются стабильным спросом у потребителей благодаря качеству и удобству установки. Конечно, тенденция устаревания автопарка и смещения потребительских предпочтений на более дешевые продукты также затронула и рынок компрессоров кондиционера. Тем не менее, стоимость установки китайского продукта и компрессора DENSO с учетом работы и комплектующих не сильно отличается на профессиональном СТО (а ставить компрессор следует именно там). Но риски потери денег от установки некачественного продукта гораздо выше.

– Компрессоры с электромагнитом и прижимной пластиной прошлых поколений работали годами без проблем. Современные машины почти все оснащают­ся компрессорами постоянного вращения. Профессионалы считают их очень чувствительными к загрязнению радиаторов и нехватке фреона. Расскажите, в чем все же их преимущества, и почему автопроизводители отдают предпочтение именно им?

– Использование компрессоров с постоянным приводом позволило повысить надежность и долговечность компрессоров, а также снизить неподрессоренные массы за счет снижения веса. Термин «работали без проблем» для старых компрессоров не совсем корректный. Они были менее критичны к обслуживанию и ремонтопригодны, но при этом требовали больше масла и обладали значительным весом. При этом в условиях сурового российского климата компрессор практически не включался в течение большей части года, что приводило к высыханию смазки и повышенному износу подшипников вала компрессора. Как результат – дорогостоящий ремонт с заменой электромагнитной муфты или подшипников. Ужесточающиеся экологические требования привели к облегчению практически всех навесных агрегатов двигателя для обеспечения его большей эффективности и снижения выбросов в атмосферу.

– Расскажите, как нужно правильно эксплуа­тировать и следить за системой кондиционирования. Какие неисправности наиболее распространены? В чем их причина, и какие последствия могут настигнуть автовладельца при несвоевременном решении проблемы.

– Основной проблемой является разгерметизация контура системы кондиционирования в результате износа или аварии, что приводит к попаданию в контур влаги, вызывая в свою очередь повышенный износ цилиндропоршневой группы компрессора и последующую его поломку. Второй распространенной причиной выхода системы из строя является загрязнение конденсора. Пыль, грязь, тополиный пух приводят к снижению эффективности процесса конденсации. Для снижения температуры в салоне до комфортной компрессор вынужден работать в перегруженном режиме, что ведет к перегреву и последующему выходу его из строя.

– Производители автомобилей в случае выхода компрессора из строя требуют его однозначной замены. Допускает ли Ваша компания ремонт этих агрегатов, пусть даже и частичный? Как Вы относитесь к ремануфактурингу и восстановлению компрессоров?

– Современные компрессоры менее ремонтопригодны, чем компрессоры предыдущих поколений. Повышение качества обработки поверхностей привело к снижению технологических зазоров в цилиндропоршневой группе. Стоимость ее замены на аналогичные по качеству компоненты равна новому компрессору. Поэтому во многих случаях качественный ремонт компрессоров экономически не оправдан.

компрессор Denso

– Одна из наиболее распространенных и несерьезных поломок, которая может повлечь замену всего агрегата, является выход из строя электромагнитного соленоида, клапана, включающего компрессор. Обычно отдельно его найти практически невозможно, разве что аналог в китайском исполнении. Какой подход к решению этой проблемы Вы можете посоветовать?

– Не можем сказать, что данная поломка является распространенной для компрессоров DENSO. Выход из строя соленоида – результат проблем в электронике системы управления климатом и требует серьезной детальной диагностики всей системы. Просто замена клапана не решит проблему. Компания DENSO не поставляет эту деталь отдельно от компрессора в открытую продажу. Деталь может быть установлена только специализированным сервисным партнером, который обладает необходимыми знания­ми и навыками.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.













Подписка на новости

Ваш e-mail