Axalta

Локальные ремесленники

Автор: Роман АКОЛЬЗИН


В центр локального ремонта «АВТОДАТА» поступил автомобиль с тремя классическими и в тоже время разноплановыми повреждениями. Volkswagen Passat B7 по касательной получил несильный удар в левую часть переднего бампера и схожее повреждение левой части заднего бампера. Третья напасть – ржавчина на стойке, которая стала следствием пробоя ЛКП щебнем с дороги. 

В задачу Сергея Саватеева, постоянного эксперта журнала «КУЗОВ», входит качественно и бесследно отремонтировать все 3 повреждения в короткий срок. Машина должна выйти из сервиса уже вечером, поэтому на всю работу технолог получил всего несколько рабочих часов. 

Кроме того, тесту подвергается новинка от R-M – лак RAPIDCLEAR C 2570.


Повреждение на переднем бампере с виду выглядит самым безобидным, поскольку царапины по большей части локализованы на лаковом покрытии, а пробой до пластика произошел лишь в нижней части детали. В таком случае на ум приходит идея располировать повреждение и провести ремонт сколов. Однако первое впечатление обманчиво, чтобы не ошибиться с выбором метода ремонта, нужно правильно идентифицировать трещины на лаке. Самый простой и доступный вариант это смочить повреждение простой водой, которая, выполняя роль линзы, должна заполнить царапины на лаке и дать нам понять по какому пути идти дальше. В нашем случае царапины остались, значит, повреждены нижние слои пирога, и бюджетным вариантом ремонта тут не обойтись.

Перед началом работ зону ремонта необходимо обезжирить, а место перехода отполировать. При обезжиривании удаляется битум, асфальтная пыль и прочие силиконсодержащие загрязнения, которые впоследствии могут забить шлифовальный круг и попасть в шлифовальную риску, откуда все это потом невозможно будет ничем удалить. Полировка зоны перехода позволяет удалить статические загрязнения, мешающие идеальному выполнению «перехода». После очистки и полировки машина частично маскируется. Креппом (малярная лента) закрываются прилегающие к месту ремонта резинки, швы и пластик.


Шлифовка выполняется небольшой эксцентриковой шлифовальной машинкой Rodcraft без пылеотвода, с диаметром тарелки 75 мм и с ходом эксцентрика 5 мм. Эти машинки очень востребованы в сфере локального ремонта и в среде детейлеров. Особенно ценные – с пылеотводами.


Похожие модели также есть у Mirka, Rupes, 3M. В одном из прошлых номеров мы уже доказали эффективность применения таких машинок в связке с небольшими шлифовальными швейцарскими кругами sia Speed, что позволяет максимально локализовать место ремонта и впоследствии сэкономить материалы.


Точечно воздействуем на повреждение. Начинаем с градации р150 или р280 в зависимости от глубины повреждения. По мнению Сергея, не глубокие царапины на пластике не имеет смысла шпатлевать или пытаться залить грунтом. Проще зашлифовать их в ноль, а потом выровнять поверхность наполнителем. По словам эксперта, как правило эксперименты с «замазыванием по быстрому» или «заливкой» приводят к просаживанию ЛКП и соответственно к неприятностям на этапе выдачи автозаказчику. Зона перехода грунта подготавливается абразивом P320.


То, что не удалось убрать машинкой, дорабатывается и удаляется вручную специальными софтпадами, шлифовальными эластичными губками. В этом эпизоде мы также использовали абразив sia градации P500. Вполне достаточная риска под грунт.


Теперь машина полностью маскируется защитной пленкой.


Детали вновь обезжириваются, а на повреждение наносится первичный грунт. В зависимости от типа поверхности используется травящий адгезионный первичный грунт R-M Primefill AM850. Шлифуемый грунт может наноситься как в 1, так и в 2 слоя с выдержкой в 2-3 минуты между слоями.


На пластик наносится прозрачный праймер R-M Sealer Plast 80. Межслойная сушка при 20˚C составляет всего 5 мин. Удобно использовать грунты в аэрозольных упаковках. Это экономичнее, практичнее и быстрее, нежели классический способ. Некоторые производители устанавливают на свои баллончики специальные распылители, позволяющие регулировать ширину факела.

Если деталь была сильно повреждена, то требует нанесения толстослойной подложки. В этом случае следует применить шлифуемую версию высоконаполняющего грунта Perfectfiller. Выбранный грунт мешается с ускорителем Speedflash S и наносится на деталь в 2 слоя. Межслойная сушка зависит от температуры окружающей среды и объема прокачиваемого воздуха в камере. Но даже на посту подготовки межслойная сушка не превысит 2-3-х минут.

Приступить к нанесению очередного слоя можно, лишь руководствуясь эффектом матовения поверхности, что очень удобно в ситуации, когда невозможно уследить за временем.


Окончательная сушка занимает всего 8 минут при коротковолновой инфракрасной сушке. В ОСК при температуре +60°C время увеличивается всего на 2 минуты.


По мнению Сергея Саватеева, руководителя дейтейлинг-подразделения и участка локального ремонта компании «АвтоДом», при локальном экспресс-ремонте использование ИК-лампы предпочтительнее сушки в ОСК. В этом случае не нужно перегонять машину из зоны подготовки в камеру. Коротковолновая лампа работает на место ремонта изнутри, разогревая сначала металл, после чего от него высушивается и сам наполнитель. В ОСК прогрев происходит наоборот сверху, что требует больше времени.


Теперь необходимо перейти к шлифовке грунта. Удобно использовать шлифовальный блок для ручной шлифовки. Зачастую малярам все детали приходят в основном уже зашпатлеванные, обработанные абразивом и выведенные. Им остается лишь подготовить поверхность под грунт.


После первичной обработки можно нанести проявочное покрытие для контроля качества и шлифовать по проявке, понижая риску. Грунты некоторых производителей, таких как Sherwin Williams, не требуют этого, так как они имеют после высыхания глянцевую поверхность, на которой все отчетливо видно.


Градация P240 или P280 достаточно грубовата, чтобы не «облизывать» неровности. Движениями «елочкой» эффективно сбивается шагрень, и минимизируется возможность образования волн. Далее при понижении риски до Р320-ой и Р400-ой градаций можно работать уже шлифовальной машинкой. Однако сложные цвета, вроде серебристых оттенков, чтобы не просела риска, требуют осторожной работы даже с Р500 градацией. В конце допускается обработка поверхности софтпадом с градацией P1000.


Однако как в процессе быстро понизить градацию, например с P400 до P500, если поблизости не оказалось нужного абразива? Один из способов такого снижения – это установить мягкую проставку между тарелкой шлифовальной машинки и абразивом. За счет мягкости такая «конструкция» аккуратнее срезает материал. Это очень удобно для работы на изогнутых плоскостях, чтобы равномерно шлифовать и не притирать углы.

Помимо шлифовки и понижения риски до приемлемого для нанесения базового покрытия следует подготовить зоны перехода, то есть те места, где будет «раскидываться» только лак без базового слоя. Как вариант использовать мягкие губки вроде 3M Trizact или sia Velvet специально для завершающей подготовки поверхности перед полировкой. Они дают очень однородную и гладкую поверхность, что делает их идеальным для предполировочных операций в зоне перехода.


По возможности машина загоняется в ОСК, однако если она занята или вообще отсутствует в сервисе, локальный ремонт позволяет проводить работы прямо в зоне подготовки. Машина вновь полностью маскируется чистой пленкой. В нашем тесте используется голубая клейкая лента 3M, зарекомендовавшая себя хорошей влагостойкостью, отменным качеством и непомерной ценой. Ремонтируемые поверхности подвергаются чистовой продувке, обезжириванию.


Для нашего исследования мы применили краску системы R-M из линейки Diamont. Цвет выбирается по коду автомобиля, который есть на кузове. В зависимости от его сложности программа выдает около десятка вариантов цветов, подтвержденных карточками в системе ColorMaster. Таким образом, можно вживую проверить, какой цвет наиболее приближен к оригиналу.


Если колорист сталкивается с абстрактным поиском цвета, то выполняет его вживую с помощью сличения ЛКП автомобиля с карточками системы ColorMaster. При необходимости маляр всегда легко прочитает формулу и выполнит доколеровку необходимым пигментом. Несмотря на то что цвет очень «проблемный», система позволила быстро выбрать карточку и сделать контрольный тест. Сергей считает, что при локальном ремонте в базу светло-серого и серебристого оттенка лучше добавить на 5% больше разбавителя, чем обычно. Более густая краска не позволяет аккуратно обойтись с зоной перехода на таких сложных для перехода цветах.

База наносится в два с половиной слоя согласно технических рекомендаций производителя. Место для перехода по возможности должно быть минимально, предварительно его следует очистить и обезжирить. В локальном ремонте нужно наносить базу при выполнении перехода от неокрашиваемой части в сторону повреждения. Цель – сделать качественно и незаметно.


На последнем слое понижается давление, зона перехода подкрашивается капельным методом. Если цвет сложный или у маляра мало опыта, то для облегчения выполнения перехода стоит применить специальный блендер, например R-M Diamond Blender. Опыл удаляется специальной тканью.


После покраски место ремонта щепетильно осматривается с разных углов. В идеале нужно использовать лампу колориста. Но если ее нет под рукой, то подойдет тактический фонарь Rupes. Этот фонарь с изменяемой фокусировкой является незаменимым карманным помощником любого маляра и детейлера. Он дает дневной свет для выявления непрокрасов и некачественно выполненного перехода.


База выдерживается в камере около 15 минут. Обычно однотонные или серебряные оттенки достаточно хорошо укрывистые. В спешке маляры забывают о технологических аспектах и, стараясь сократить время выполнения окраски, попросту заливают деталь в один, два жирных слоя, не соблюдая время выдержки на удаление разбавителя. Сверху такая база при сушке матовеет, но внутри остается растворитель. Если залить сверху все это лаком, то со временем деталь облезет, начнет шелушиться. В такие цвета, которые требуют 3-х и более слоев, лучше добавлять отвердитель. Пересушить же базу достаточно сложно, но если оставить деталь в камере на час и более, то шанс облупиться у нее значительно возрастает.


Совсем недавно линейка R-M пополнилась новым семейством лаков RAPIDCLEAR C 2570, EVERCLEAR C 2550, GLOSSCLEAR C 2560 и EXTREMECLEAR C 2580. Для теста нами был выбран самый быстрый продукт RAPIDCLEAR C 2570. Лак отличается очень быстрым высыханием и стойкостью к образованию подтеков, что крайне важно при локальном ремонте.


Сушится RAPIDCLEAR C 2570 под ИК-лампой всего 8 минут и 10 минут в ОСК при 60°C – 70°C. Перед сушкой свеженанесенное покрытие следует выдерживать 3-5 минут во избежание закипания растворителя и ускорения процесса полимеризации. Лак очень быстрый, однако при работе с ним следует избегать комбинаций быстрого отвердителя с медленным растворителем. Ускорители SPEEDFLASH и SPEEDFLASH S нельзя использовать при ИК-сушке.


После нанесения лака некоторые маляры оставляют переход матовым, а потом его располировывают. Это хлопотно и не профессионально. При быстром ремонте заранее должен быть подготовлен разбавитель для переходов в форме спрея. Если разбавитель есть только в литровой таре, то его следует сразу налить во второй пистолет и держать его под рукой.


Желательно лак наносить в полтора-два слоя только на базу. Место контакта со старым лаком закрывается одним слоем. Если напылить два слоя, да еще лаком с высоким сухим остатком, то в месте перехода получится линза, которая исказит цвет. Выдержка между слоями 5-10 минут. Теперь перестегивается пистолет, и зона перехода размывается разбавителем.


После сушки машина осматривается на предмет подтеков и пыли в местах ремонта. При необходимости недочеты располировываются. Автомобиль готов к поездке. Чтобы не подвергать новое ЛКП стрессу, не стоит сразу выгонять разогретую в ОСК машину на улицу при температуре окружающей среды ниже 10°C.


Исследование показало, что поставленного времени вполне хватает на локальный ремонт одновременно нескольких повреждений различного формата. В противовес заявлениям сторонников классического ремонта о том, что «локалка» рискованна и не подходит для сложных цветов, мы демонстрируем успешную работу с серо-голубым металликом. На скорость выполнения также влияет и самостоятельный подбор цвета маляром с помощью системы R-M. Ну а удачным завершающим штрихом оказался новый лак RAPIDCLEAR C 2570, который позволил существенно укоротить время ремонта. 


Редакция журнала «КУЗОВ» благодарит центр локального ремонта «АВТОДАТА» за консультации и помощь в организации фотосъемки


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.




DeVilbiss - теперь цены в рублях


МирусАвто







Подписка на новости

Ваш e-mail