Axalta

Штурман автодиагностики

Автор: Илья НИКОЛОВ


В работе диагноста очень много мифологии. Это возникло еще в те времена, когда автомобиль, начиненный электроникой, был экзотикой, и даже технически продвинутые граждане совершенно не представляли по какому принципу работала например система впрыска. Тогда это казалось некоторым колдовством. А дальше – больше. И сейчас многие клиенты удивляются, видя, как с компьютера на расстоянии включаются/выключаются «дворники» или срабатывают замки.

Основной миф, которому подвержены даже некоторые владельцы станций техобслуживания, это: должен быть «Диагностический Компьютер». Именно так с большой буквы. Он-то расскажет все, что происходит с машиной. Однако чтобы было понятно, давайте сравним работу диагноста с работой штурмана корабля. По крайней мере, работа штурмана описана во многих романтических морских рассказах, и многим примерно известно, как работает штурман. Так вот, диагностический компьютер ничего не «рассказывает». Это, в сравнении с работой штурмана, своеобразный компас, который всего лишь показывает направление на стороны света. А интерпретирует эти знания сторон света, увязывает карту с местоположением, принимает решение на какой угол повернуть и где, уже штурман. При этом штурман использует не только компас, но и астролябию, секстант, судовой хронометр, лаг и прочие инструменты. И да еще карты! Так и диагност использует не только диагностический компьютер, но и огромное количество всевозможного оборудования, о котором я упоминал в прошлых номерах.

Вот сегодня речь пойдет о картах. Грубо говоря, карты и лоции это некоторая совокупность данных, необходимых для судовождения собранных в одном месте. То же самое у диагностов. Картами для диагноста являются ремонтные базы данных. Впрочем, они являются источником информации не только для диагноста, но и для прочих специальностей. Но мы рассматриваем базы данных именно с точки зрения диагноста-электрика. Что полезного можно отыскать? Во-первых, это СХЕМЫ, во-вторых, методики проверки тех или иных датчиков, исполнительных механизмов, данные по сопротивлению, силе тока, форме осциллограммы, расположению компонентов. Таким образом, это собрание данных, необходимых в ремонте и обслуживании автомобиля. Иногда полное, но чаще частичное.

Бывают дилерские, недилерские и мультимарочные базы данных. Дилерскую интерпретацию разбирать не будем. Хотя бы потому, что доступ к ним ограничен для обычных мастерских. К тому же, ни журнал, ни автор не поощряют взлом и использование лицензированных программ, а купить официально их частному лицу, не являющемуся дилером, невозможно. Но некоторые ссылки можно будет привести. Например, я нигде не встречал более бестолковых, малоинформативных и плохо нарисованных схем, чем в дилерских базах Мерседеса. А, казалось бы, БРЕНД!

Начнем с мультимарочных баз данных по ремонту и обслуживанию.

Первая наиболее используемая и востребованная мультимарочная база по ремонту автомобилей – это, конечно же, AutoData. Последняя оффлайн версия была 3.38. В ней рассматривались автомобили до 2011 года, после чего, в корне сменив дизайн и интерфейс, ушла в онлайн. Стоимость подписки на доступ 35 900 рублей в год на один комп. То есть, если работает один человек, второму под тем же паролем войти невозможно, на два ПК стоимость будет уже 41 900 и далее 52 900 для пяти пользователей.



В принципе информации предостаточно. Есть хорошо прорисованные схемы, есть методики проверки компонентов, есть распиновки на блоках управления. Расписаны даже процедуры замены тех или иных компонентов. Много полезного есть для мотористов, слесарей и прочих.



Но хоть и база данных подается как русскоязычная, тем не менее, некоторые разделы на английском языке. Увы, с этим надо мириться и изучать языки, особенно английский.



Еще к недостаткам AutoData можно отнести скудность информации по американским, азиат­ским автомобилям и почти полное пренебрежение китайскими.

Для работы с подобными марками есть собственная российская разработка. Называется она MotorData. Там есть многое то, что отсутствует в AutoData: Рено Логан, ВАЗ, ГАЗ. Много информации по японским автомобилям и машинам с правым рулем, особенно этому будут рады коллеги, живущие за Уралом. Много информации по китайским маркам. Есть еще много по корейским автомобилям.



В общем, наполнение и качество на неплохом уровне. Конечно дизайн простейший, не столь красочный как в программе указанной выше. Но профи это и не нужно. Главное наличие информации.

Материал четко структурирован. Сначала выбираем производителя, потом модельный ряд, далее рынок, под который производился автомобиль, и модель с указанием годов выпуска. Интерфейс программы интуитивно понятный, разобраться можно быстро. Есть еще общие справочные данные. Программа заточена именно под «электриков-диагностов». Нет сведений как в предыдущей программе, допустим, угла установки колес, моментов затяжки резьбовых соединений и прочего, не представляющего интереса для специалиста по диагностике.



Очень удобное переключение между окнами. Перейти от принципиальной схемы к месту расположения разъема или его распиновки можно в два клика мышкой.

Мышкой выбираем датчик положения распредвала.



Двойной клик на точку подключения и мы в меню с характеристиками сигнала, который должен приходить на этот пин. С подсвеченным адресом в разъеме.



Так же в два клика можно узнать место расположения блока управления.



Вот, пожалуйста, блок на схематическом изображении торпеды, подсвечен розовым.

К плюсам MotorData можно отнести и тот факт, что она исключительно на русском языке, так как изначально делалась в России и под Россию.

Однако есть небольшое неудобство. База функционирует только с программой-клиентом. То есть для работы с ней надо поставить небольшую программу себе на компьютер. Это не всегда удобно при работе не со своего ПК. Например, в большом техцентре с каждым обновлением приходилось вызывать системного администратора для установки очередного обновления. Ну, а так как администратор работал в трех местах, порой приходилось его ждать по нескольку дней.

Вообще при поиске необходимой информации всегда надо быть готовым, что она окажется расплывчатой, или ее не будет вовсе. Возможно, в этом виновата плохая карма автора. Но искомая модель, как правило, оказывается именно того года, в котором произошла смена поколения модели, и часто не совсем понятно, схему какой именно машины надо смотреть. В этом плане есть еще одно удобство MotorData. Там можно посмотреть родственные модели.

Ну, и опять же без доступа к интернету обе эти программы работать не будут. Что и есть основное и главное их неудобство. Кроме того, еще к общим минусам этих двух программ, да и всех мультимарочных баз, можно отнести отсутствие или скудность информации по новым автомобилям. Опять же нас мало интересуют автомобили 2-3 лет, так как они в большинстве своем худо–бедно отхаживают свой гарантийный срок. Но когда в ремзону попадает машина трехлетка с только что закончившейся гарантией, найти актуальную информацию по ней бывает крайне затруднительно.

Хотелось бы остановиться подробнее еще на одном продукте Mitchell OnDemand.

Это база по ремонту автомобилей, либо производящихся в США, либо поставляемых в США официально. В ней не найти например Опель, Ситроен и прочие бренды и модели, никогда не поставлявшиеся в Америку. Но на сегодняшний день эта база является самой полной. И что самое приятное, работает она без доступа в интернет. Поставляется она на оптических dvd дисках количеством аж до 15 штук!

Обширность и полнота предоставленной информации вызывает восхищение.



Дело в том, что по законам США, если произ­водитель поставляет продукцию в страну, то должен предоставлять полную открытую, доступную для всех информацию по ремонту и обслуживанию. Да и, кстати, отремонтировать автомобиль можно в любом сертифицированном гараже без боязни слететь с гарантии, а не только у официального дилера.

Поэтому Mitchell OnDemand и является наиболее полной и актуальной базой, которой можно пользоваться и при ремонте в России. Но с некоторыми нюансами. Нюанс первый. Язык здесь только английский. Нюанс второй. Не все автомобили для Европы имеют то же коммерческое название в Америке. Допустим, автомобиля Mitsubishi Pajero в базе не будет. Зато будет автомобиль Mitsubishi Montero, который практически ни чем не отличается от Pajero. Нюанс третий. Даже у однотипных автомобилей с одинаковым коммерческим названием, поставляемых и в Россию, и в США, могут быть разные схемы электрооборудования. Связано это с различием технических требований к автомобилям в США и Европе. Особенно это касается систем освещения, нейтрализации отработавших газов и безопасности.

И самое главное для электрика. Это полные, очень удобные в работе схемы. На схемах всегда указаны распиновки.



Есть возможность выделить нужную цепь.



Всегда указано место расположения компонента. Из минусов можно отметить некоторую громоздкость, запутанный интерфейс программы.

А теперь коротко пройдемся по остальным базам данных. Дилерские базы данных включают в себя информацию по одной или нескольким родственным маркам автомобилей (например, VW-Audi) и подготовлены самим автопроизводителем. Информация в них по отдельной марке наиболее полная и достоверная. Однако официально такие базы распространяются только в рамках дилерской сети соответствующей марки. Соответственно, недилерские станции (даже если они специализируются на одной марке) могут приобрести эту информацию только у пиратов. Наибольшую известность имеют дилерские базы по диагностике и ремонту VW-Audi (ELSA), BMW (BMW TIS, BMW WDS), Ford (Ford TIS, eTIS), Mercedes (Mercedes WIS, SD Media, Star Finder), Opel (Opel TIS), Renault (Dialogys), Volvo (VADIS, VIDA) и пр.

Мультимарочные базы включают информацию сразу по многим маркам автомобилей (разработчики баз стараются охватить «все что ездит»). Мультимарочность базы не исключает того, что в ней содержатся и некоторые дилерские материалы. Наиболее известными продуктами, кроме указанных выше, являются базы по диагностике и ремонту BOSCH ESI[tronic], VIVID WorkShop, Alldata, Atris WM-KAT-Technik, Open@Car, Tolerance data, CAPS, ATSG и др.

К сожалению, лицензионные версии этих баз в России мало доступны в плане приобре­тения. Во-первых, потому что нет официальных распространителей. Во-вторых, высокая стоимость лицензионных продуктов также создает барьер – цена от 300 до нескольких тысяч евро за годовой абонемент на ESI[tronic] (в зависимости от набора заказываемых информационных модулей). Таким образом, они малоприменимы в условиях небольшой мастерской.

Подводя итог, что можно посоветовать начинающему диагносту? Коротко можно резюмировать так:
  • Европа – AutoData;
  • Азия и Россия – Motor Data;
  • Америка – Mitchell OnDemand.  


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.




DeVilbiss - теперь цены в рублях


МирусАвто







Подписка на новости

Ваш e-mail