Заправляем и обслуживаем кондиционеры

Автор: Алексей ИЛЬИН


Готовим «сани» летом


Компания «Ремохолод» занимается ремонтом автокондиционеров в Москве с середины 90-х годов и является пионером этого бизнеса в нашей стране.

обслуживание автокондиционеров

Алексей Ильин директор компании РемохолодМы занимаемся ремонтом автокондиционеров в Москве с середины 90-х годов и можем без лишней скромности сказать, были одними из пионеров этого бизнеса в нашей стране. Много лет мы ведем наблюдения за поведением клиента, и его алгоритм отлично изучен. Сегмент регулируется не только высокой конкуренцией, но и ярко выраженной сезонностью спроса. А он зависит даже не от сезона, а от погоды в конкретный день.

Люди начинают понимать, что кондиционер в машине не работает, как только температура на улице приближается к 20-градусной отметке. Когда на улице плюс 15, они подставляют руки к дефлекторам и думают, что прохладный уличный воздух – результат работы кондиционера. Но вот приходит первая жара. После обеда начинаются звонки, а через пару дней «прогрева» на нас обрушивается лавина страждущих холода. Все хотят починиться одновременно и очень недовольны, что приходится ждать.

За первой волной приходит первое похолодание, обычно это бывает во второй половине мая, когда зацветает черемуха. С наступлением похолодания через день-два спадает и поток клиентов. Если холода затягиваются, уже почти никто не приезжает. Людей совершенно не волнует тот факт, что тепло еще наступит, и что снова придется стоять в очереди. Если жара наступает снова, картина в точности повторяется. Если случается такое лето, как в 2010 году, спрос стабилен до осени. Мы в шутку называем такое рефлекторное поведение клиентов «эффектом собаки Павлова». Поэтому во время наступления жары надо попытаться «обработать» как можно больше автомобилей, и сообразительный, «обстрелянный» персонал играет здесь ключевую роль.

Накупать дорогих заправочных станций не имеет особого смысла, они крайне неудобны из-за своих габаритов. И вообще, в условиях большого потока машин сильно замедляют процесс. Оптимальный вариант – несколько легких, мобильных ручных заправочных станций, состоя­щих из объединения вакуумного насоса, мерной колбы и манометрической консоли. Такие станции позволяют быстро перемещаться между автомобилями, и 2-3 человека могут за короткое время продиагностировать много машин и сразу загрузить сервис работой.

грязный испаритель кондиционера

Заправка или ремонт?

Почти все клиенты, позвонившие по телефону, интересуются стоимостью заправки кондиционера. И почти все они думают, что заправкой дело и ограничится. Однако в большинстве случаев необходим именно ремонт. Чаще всего выясняет­ся, что кондиционер пустой, а заправить его не представляется возможным из-за дырявой системы. Либо трубка прохудилась, либо шланг перетерся, либо радиатор кондиционера «сгнил», либо уплотнительное колечко «пропускает».

Может также быть неисправность по электрике, не качать или заклинить компрессор. Могут быть такие неисправности, которые вводят в ступор даже опытного диагноста. Лет 10 назад к нам приехал Роллс-Ройс, хозяин которого безрезультатно вложил в ремонт климатической установки уже сотни тысяч рублей и даже подумывал продавать машину. В самом деле, что это за Роллс-Ройс без кондиционера! Его водитель привез в багажнике несколько компрессоров, которые поменяли до этого в других местах. Промывки, замены ТРВ не давали ничего. Все было тщетно. С утра кондиционер у него отлично холодил. Стоило постоять немного в пробке, переставал качать компрессор.

Мы проверили все, что можно. Проходимость каждой трубки не вызывала сомнений. На второй день мозгового штурма причина некачаю­щего компрессора была найдена. Оказалось, что горячий воздух от двигателя, поднимаясь вверх, нагревал шланг на всосе компрессора. Внутренний полиэтиленовый слой шланга размягчался и сплющивался как чулок, перекрывая «кислород» компрессору. Компрессор начинал перепускать фреон внутри себя, создавая на манометрах полную иллюзию того, что он не качает. Заглянуть внутрь шланга было невозможно из-за сильно изогнутых алюминиевых патрубков.

Некоторые СТО, не желающие утруждаться, занимаются именно заправкой. Точнее, разливом фреона. Обычно в такие места привлекают демпинговой ценой заправки и описанием крутости оборудования. Такой подход тоже имеет право на существование, но подразумевает наличие проходного места на первой линии.

Если газ не шипит сразу через свищ, «заправщики» для успокоения хозяина машины говорят ключевую фразу – «вакуум держит». Получают свои тысячу-полторы рублей, а клиент через несколько дней понимает, что кондиционер снова «сдулся». И уже ищет, где бы узнать правильный диагноз и отремонтироваться. Заниматься исключительно заправкой кондиционера – малоинтересное и не особенно прибыльное мероприятие. Нужно быть готовым к тому, что большая часть автомобилей будет уезжать от вас, потому что вы просто не сможете им помочь, да и постоянных клиентов так завоевать сложно.

Серьезный подход подразумевает возможность ремонта, причем сразу и на месте. У вас должны быть в наличии или в шаговой доступности, к примеру, радиаторы кондиционера на самые ходовые автомобили. Обычно одни и те же модели едут волнами с разбивкой по годам. Например, два-три года подряд приез­жает много Volvo S40, а потом в тренде становится Ford Mondeo или BMW F10. Обычно если в начале сезона приезжают 2-3 машины с одинаковыми неисправностями, можно смело покупать несколько комплектов необходимых запчастей. За лето они уйдут. Неплохо иметь под рукой ресиверы осушители, наборы разнообразных уплотнительных колец, компрессоры на распространенные автомобили, подшипники шкивов компрессоров, самые распространенные ТРВ и расширительные трубки.

Средний чек на небольшой ремонт с заправкой составляет 5-8 тысяч рублей, ремонт посложнее обойдется в 10-20 тысяч. Такие процедуры, как замена компрессора с промывкой системы, да если еще автомобиль имеет 2 контура кондиционера, вместе с запчастями могут стоить 70 тысяч и больше.

Неисправности

Как мы уже говорили, чаще всего приходится сталкиваться с негерметичностью системы. Если машина приезжает с пустым кондиционером, сразу становится ясно, что где-то в системе есть дырка. Нередко о ее наличии свидетельствует шипение, раздающееся при попытке закачать в кондиционер контрольную дозу фреона. Утечек может быть несколько, но пока раздается шипение и не устранен большой свищ, обнаружить маленькие утечки невозможно. Нельзя даже нормально проверить, как работает компрессор и вообще вся система в целом. Это неприятный момент, поскольку попытку предупредить о возможности других неисправностей многие клиенты воспринимают, как попытку «развода» с последующим увеличением стоимости ремонта.

Как бы то ни было, утечки устраняются по принципу от большой к малой. Если под капотом или днищем машины ничего не шипит, всту­пает в дело электронный течеискатель. На этом этапе и обнаруживается большая часть утечек. Излишне говорить, что течеискатель должен быть хорошим и дорогим, а его сенсор регулярно заменяться. Если течеискателем найти утечку не удается, делается полная заправка системы с ультрафиолетовым красителем. Осмотр в свете УФ-лампы делается только после того, как клиент поездит и как можно дольше попользуется кондиционером. Неделю, месяц, насколько хватит газа. Одевать желтые очки и пытаться увидеть что-то сразу, как делают некоторые, бесполезно.

сломан поршень компрессораВот так выглядит сломанный поршень компрессора постоянного вращения с автомобиля Фольксваген Тигуан. На машине были грязные радиаторы, итог – перегрев, заклинивание и разрыв поршня. Рядом с разорванным лежит целый для сравнения

Отремонтированные шланги кондиционераОтремонтированные шланги кондиционера


Самое плохое, что можно предложить обливаю­щемуся потом клиенту в жару, это подождать, пока вы закажете ему, к примеру, новую трубку. Или шланг. Такие вещи должны ремонтироваться сразу, чтобы машина уехала от вас в тот же день. Радиаторы кондиционера тоже подлежат ремонту. Их имеет смысл ремонтировать только в том случае, если они подверглись механическим повреждениям. Трещины, перетертые и пробитые «гудками» трубочки, повреждения камнями с дороги. Нередко выходят из строя и испарители, в которых, собственно, и образует­ся холод. Они могут потерять герметичность, забиться грязью и наполнить салон неприятным запахом гнили, у них могут насквозь прокорродировать патрубки (в этом случае возможен ремонт).

Отсюда вытекает необходимость поста аргонной сварки с опытным аргонщиком, наличие кримпера для изготовления шлангов, желательно иметь такие полезные вещи, как токарный и фрезерный станки. Многие СТО не имеют возможности и желания обрастать оборудованием и специалистами, и просто привозят к нам на ремонт трубки, шланги или радиаторы кондицио­нера. Это тоже вариант, при котором теряется лишнее время на разъезды и немного прибыли.

Но не только негерметичность может быть причиной плохой работы кондиционера. Как правило, никто особенно не следит за чистотой радиаторов. Дилеры между радиаторами вряд ли когда заглянут, да и не так это просто порой. А зря, ведь промывка радиаторов может приносить техцентру приличную прибыль, особенно если для этого требуется снятие бампера, слив антифриза, фреона и т.д. На многих современных автомобилях, например BMW, VW, Mercedes, да и других, все радиаторы стоят в общей кассете, и, не разобрав ее, туда и заглянуть-то проблематично, а чаще и вовсе невозможно. Иногда, правда, удается это сделать с помощью эндоскопа. «Валенки» из тополиного пуха и грязи любят собираться в узком пространстве между радиато­рами. Обычно грязь пролетает через радиатор кондиционера и собирается на радиаторе охлаждения двигателя.

В условиях Москвы для сильного загрязнения радиаторов бывает достаточно 3-5 лет. Главный тревожный симптом – кондиционер начинает хуже холодить в пробках. Пока машина едет, набегающий воздух еще обдувает радиатор кондиционера (конденсатор, так он называется по-научному). Когда вы останавливаетесь, вентиляторы уже не в состоянии прососать воздух через слой грязи. Начинается перегрев радиа­тора кондиционера. Когда не работают сами вентиляторы, эффект такой же. Ладно бы это вело только к отсутствию холода. Все значительно хуже.

Когда умирает компрессор

Из-за недостаточного отвода тепла не весь фреон конденсируется в радиаторе, что ведет к сильному повышению давления. Компрессор вынужден трудиться на износ, нагрузка на него возрастает порой вдвое. Как закономерный результат, все заканчивается выходом компрессора из строя. Особенно не любят перегрева современные компрессоры постоянного вращения. Вторая половина лета – время заклинивших и не качающих компрессоров, преждевременно сошедших с дистанции из-за чьей-то халатности.

Не любят компрессоры и долгой работы с недостаточным количеством фреона. Как известно, масло в системе циркулирует вместе с фреоном, и недостаток фреона ведет к масляному голоданию компрессора. Что уж говорить о порочных с рождения компрессорах постоянного вращения! Они работают, хоть и без нагрузки, даже если фреона в системе нет вообще. В 90-е годы заклинивший компрессор был не таким частым явлением. Сейчас же, с приходом современных технологий, компрессоры стали едва ли не расходным материалом.

Все бы хорошо, но если компрессор кондицио­нера «накрывается», то перед кончиной он успевает загрязнить изнутри всю систему продуктами своего износа. Нельзя просто взять и поставить новый. Необходимо делать промывку системы, менять радиатор кондиционера с осушителем, ибо качественно промыть его удает­ся не всегда, иногда приходится менять даже ТРВ. Все эти процедуры «разгружают» хозяина автомобиля на круглую сумму, которая может превышать 70 тысяч рублей вместе со стоимостью запчастей.

Здесь понятно желание клиента сэкономить любым способом. Кто-то заказывает на «ебей» восстановленный компрессор, кто-то покупает китайский, некоторые на свой страх и риск просят просто поменять компрессор и ничего не промывать. Кто-то едет в фирму, которая занимается ремонтом компрессоров. Все вышеперечисленное – скользкий, очень рискованный путь, на котором многие оступились и теперь считают всех «сервисменов» подонками и вымогателями. Для себя мы сделали вывод, что никогда нельзя поддаваться на уговоры клиен­тов. Тот, кто не может заплатить лишние 10 тысяч за новый компрессор, в конечном итоге не только переплатит, но и будет винить вас во всех своих бедах.

Надо понимать, что в случае с компрессором кондиционера ставки максимально высоки. Каждый неудавшийся раз цена ремонта увеличивается в арифметической прогрессии. Добавляется стоимость еще одного компрессора, еще одного радиатора, еще одной промывки. Поэтому купить новый компрессор в коробке с надписью «FIRST TIME FIT» лучше и для клиента, и для сервиса. Разница в цене будет не такой уж и большой. Клиент получает рабочий кондиционер с первого раза. А сервис избавляется от возврата и скандала, который обязательно случается в самый неподходящий момент.

Без электрика не обойтись

Само собой, начинать ремонтировать кондиционеры даже не стоит пытаться без хорошего автоэлектрика. Примерно четверть всех заездов связана именно с электрикой. Обрывы проводки, сгоревшие электромагниты, вентиляторы, датчики, фишки, реле… Компрессор кондиционера обязан включаться, как только давление в системе превысило 2 бар. Если давление есть, а ничего не включается, тут же зовется электрик. Когда на улице жарко, он не успевает даже присесть или пообедать.

Тема диагностики и ремонта автомобильного кондиционера заслуживает того, чтобы много о ней рассказать. В следующей статье мы подробнее поговорим о самом необходимом оборудовании, о том, почему «гниют» трубки, и в каких местах это происходит, поделимся некоторыми секретами и расскажем о характерных неисправностях известных автомобилей.

ремонт радиатора кондиционераЭто вчерашнее извлечение нашим сотрудником вышедшего из строя радиатора кондиционера (конденсатора) с Форда Мондео. На радиаторе видныт характерные масляные пятна – первый признак утечки фреона


ретрофит
На этой машине мы сделали ретрофит, то есть перевели ее с 12-го фрео­на, который больше не выпускается (он применялся на машинах до 1993 года), на современный 134-й


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.













Подписка на новости

Ваш e-mail