04 мая 2024,
10:05
Москва

Аргументы и контрафакты

22 июня 2011, Олег ПАРАМОНОВ

Аргументы и контрафакты
Казалось бы, контрафакт – тема очень актуальная и должна вызывать живой отклик. На деле же все обстоит скорее наоборот. Всем интересно об этом послушать, но откровенно рассказать о ситуации со своей собственной продукцией готовы очень немногие.

Российский рынок автозапчастейВпрочем, причин в пользу заговора молчания больше, чем для откровенности. Подтолкнуть к открытому разговору может лишь стремление проинформировать потребителя о том, какую опасность – не только для экономики, но и для жизни и здоровья – представляет контрафактная продукция. А вот рассказывать о способах выявления контрафакта и признаках, отличающих оригинал от подделки, не хочет никто, причем по вполне очевидным причинам: мошенники бдительно следят за всеми нововведениями. Наиболее наглядная история такой борьбы – подделка денежных знаков и борьба с ней. Взглянув на упаковку современных продуктов, выпущенных для розницы, мы увидим немало приемов, позаимствованных именно из комплекса мер по защите дензнаков от подделки.

Российский рынок автозапчастей, расходных материалов, технических жидкостей и оборудования просто-таки изобилует контрафактными товарами. По оценке агентства «Автостат», только в сегменте автокомпонентов крутится от 20 до 30 % подделок. Эти данные были получены на основании анализа официальных источников, то есть уже по факту, когда фальшивка была обнаружена и изъята. А сколько подделок так и осталось не выявлено?

Немного истории
Буквально в конце прошлого лета Торговый Дом «ДЕТВА» обратил внимание специалистов на то, что на рынке автозапчастей появились стартеры и генераторы китайского и турецкого производства с маркировкой MAGNETON (Чехия). Простому потребителю сложно отличить подделку от оригинала. Мало кто из автослесарей и автовладельцев в состоянии правильно оценить, что именно предлагается ему, так, казалось бы, похожее на продукцию MAGNETON. Пираты точно копируют внешний вид продукции, поэтому представители компании даже не пытаются приводить отличительные черты предлагаемой ими продукции от подделки.

Основное отличие состоит в том, что подделка – это низкокачественный продукт, с низким ресурсом и без гарантии завода-производителя. При этом руководство торгового дома подчеркивает: «Для того чтобы максимально сократить возможности приобретения подделок, советуем продукцию завода MAGNETON приобретать у прямых дистрибьюторов в России или у проверенных временем поставщиков». От подделок не защищен и такой товар, что уже само по себе удивительно, как шины. В конце 2009 г. Торговый Дом «КАМА» (генеральный дистрибьютор автопокрышек производства ОАО «Нижнекамскшина») инициировал разбирательство в отношении китайской компании, уличенной в неправомерном использовании товарного знака «КАМА». Поддельные шины китайского производства под фирменным логотипом «КАМА» были обнаружены в Красноярске. Дилеры в Казахстане также неоднократно жаловались на появление в продаже контрафактной продукции.

Впервые фальшивая «КАМА» появилась в продаже в 2006 году. По оценке экспертов, подобные шины смогут прослужить не более года, при этом являются постоянным источником угрозы. Логотипы на шине «китайского разлива» внешне отличаются от фирменных, а резкий раздражающий запах камеры выдает в содержании резиновой смеси наличие низкопробных дешевых ингредиентов. Кроме того, контрафактные шины имеют некачественный вентиль и несуществующие номера пресс-форм, нанесенные на боковину.

Учитывая особенности шинного стока, можно предположить, что эхо тех событий может прозвучать и сегодня. Тем более что спустя год, накануне нового 2011 г., на территории Украины зафиксирован очередной факт подделки шин «КАМА» – одна из шинных компаний в Донецке предлагала своим клиентам бескамерные шины типоразмера 17,5 R25 с соответствующим логотипом. Внешний вид логотипа заметно отличался от «фирменного» написания. Никаких иных надписей или знаков, указывающих на принадлежность шины к Нижнекамскому шинному комплексу, не присутствовало.

В этой связи ТД «КАМА» официально предупреждает коллег по бизнесу и потребителей шин об опасности подобных подделок и в дальнейшем, а также напоминает, что отличить шины «КАМА» и «КАМА EURO» от подделок очень легко: шины производства Нижнекамского шинного комплекса несут на боковине ряд обязательных надписей и маркировок.
ТД «КАМА»Сильно страдает от подделок и такая специфическая группа товаров, как подшипники. Всем известная технология SNR ASB (подшипник с активным датчиком), используемая при производстве ступичных подшипников для большинства современных европейских автомобилей, заслужила высокую оценку в области качества и безопасности. Однако в последнее время на репутации подшипников ASB пытаются заработать производители контрафактной продукции. Компания SNR сообщила, что на мировом рынке автомобильных запчастей обнаружены подделки под подшипники SNR ASB, произведенные на территории Китая и предназначенные для автомобилей Volkswagen Polo VII & Fox, Audi A2 & A3, Seat Cordoba IV & Ibiza V, Skoda Fabia. В ходе исследования образцов контрафактной продукции было выявлено полное несоответствие требованиям, предъявляемым группой Volkswagen к подшипникам ASB, а также установлено: магнитные энкодеры в контрафактных подшипниках имеют очень плохое качество и могут вызвать ошибку при чтении информации бортовым компьютером автомобиля; срок службы таких подшипников крайне мал, что может привести к повреждению ступицы и вылету колеса – всего 1200 испытательных циклов вместо требуемых производителями автомобилей 97 000 циклов.

Компания SNR так же предупреждает, что использование таких подшипников крайне опасно, рекомендуя для обеспечения безопасности и надежности автомобилей приобретать подшипники ASB только у официальных торговых партнеров SNR и автопроизводителей. Примечательно, что спустя какое-то время после того, как компания SNR выявила фальшивки, в нашей стране появились подшипники новой марки SBR. ПКФ «Подшипникоптторг» и Европейская подшипниковая корпорация объясняют: ни во Франции, ни в какой-либо другой европейской стране такого производителя нет и никогда не было. Существует только SNR. Ассоциация производителей подшипников заявляет, что испытания, проводившиеся в 2003 году, выявили несоответствия подшипников SBR ГОСТу 520 и международному стандарту ISO 578. Цитата: «зафиксированы пониженная твердость колец, отклонения наружного и внутреннего диаметров, заусенцы по роликовой дорожке, повышенный уровень вибрации... По заключению экспертов, испытанные изделия «имеют окончательный вид брака» и могут привести к созданию аварийных ситуаций и даже гибели людей. Выяснилось, что подшипники SBR не фигурируют в базе данных ГТК РФ по импортированным в Россию товарам (вероятно, данная продукция ввезена в нашу страну незаконно, без уплаты пошлин и налогов). А производителя подшипников SBR во Франции попросту не существует».

А между тем, как уточняют специалисты, подшипник ступицы переднего колеса – самый нагруженный подшипник в автомобиле; он чаще других выходит из строя. Китайские подделки, выполненные из очень мягкого металла, ломаются практически мгновенно, что может привести к серьезной аварии и стоить жизни ее участникам.

Прямая и непосредственная угроза
Впрочем, на безопасность автомобиля влияет огромное множество запчастей. Почти всем известно, насколько важную роль в случае ДТП играет правильное ветровое стекло. Но, как рассказали во время пресс-мероприятия «Преимущества оригинальных запасных частей “Мерседес-Бенц”» руководитель подразделения внутренней поддержки и защиты бренда Наталья Королева и эксперт компании по послепродажному обслуживанию Дмитрий Богоутдинов, замена ветрового стекла на нелицензированный аналог может привести даже к… пожару в салоне! Характеристика нитей подогрева стекла не соответствовала спецификациям концерна «Даймлер», что привело к возгоранию проводки подкапотного пространства. Впрочем, это случай экзотический. А вот такая нехитрая деталь, как масляный фильтр, становится причиной отказа двигателя куда чаще. Опуская технические подробности, приведем лишь один пример. У крупного автоперевозчика Москвы один за другим вышли из строя несколько двигателей, и эксперты «Мерседес-Бенц» приняли участие в разборке двух двигателей. Как выяснилось, причиной выхода из строя стало масляное голодание из-за масляных фильтров низкого качества, которые очень быстро забились и потеряли пропускную способность.

Однако потеря пропускной способности не может привести к масляному голоданию, поскольку масло благодаря перепускному клапану все же минует масляный фильтр и, пусть и неочищенное, но продолжает выполнять свои функции.

В первом случае это произошло из-за разрушения фильтрующего элемента и выхода из строя масляного насоса, забитого остатками фильтрующего материала. В другом – из-за несоответствия геометрических размеров фильтр был установлен неплотно, и после его загрязнения масло под достаточно высоким давлением протекало через войлочное уплотнительное кольцо, что вместе с низким качеством самого кольца привело к отрыву части войлока и попаданию его в масляные каналы и их закупориванию.

Но если поломка двигателя в большинстве случаев грозит лишь дорогостоящим ремонтом, то дефектный колесный диск может попросту разрушиться даже при штатной нагрузке и несет куда более реальную угрозу полной потери управляемости АТС. Во всех случаях небольшая экономия привела к весьма дорогостоящему ремонту, причем гарантия производителя при этом была утрачена, только усугубив финансовое обременение клиента.

Такие разные подходы
Как уже отмечалось, на тему контрафакта представители высказываются неохотно по целому ряду причин. Тем не менее некоторые компании – как правило, крупные игроки на рынке, располагающие ресурсами для широкомасштабной борьбы с этим нежелательным явлением, – готовы поделиться информацией, умолчав лишь о том, что может облегчить мошенникам их деятельность.

Николай Родин
Николай Родин,
эксперт по сервисному
обслуживанию ООО
«Роберт Бош».

«Аутентичный продукт отличается качеством»
Николай Родин, эксперт по сервисному обслуживанию ООО «Роберт Бош»:
– Отличия оригинальной продукции от аутентичного продукта из соображений внутренней безопасности мы не распространяем. Основные признаки – это низкое качество изготовления самого изделия, его упаковки и маркировочных обозначений.

Для потребителя контрафакт опасен, во-пер- вых, тем, что данная продукция не проходит сертификацию, а значит, использование таких деталей при эксплуатации автомобилей недопустимо по соображениям безопасности. Во- вторых, в современных автомобилях, укомплектованных многочисленными электронными системами, «контрафактное изделие» способно вывести из строя компоненты, стоимость которых в десятки превышает стоимость подделки. К примеру, контрафактные электробензонасосы способны причинить не только материальный ущерб, но и нанести вред здоровью владельца автомобиля. Возможность воспламенения в данном случае очень велика, а отсюда и все вытекающие последствия.

контрафактное изделиеПо закону «О защите прав потребителя» клиент при наличии рекламации на изделие придет в магазин, где и приобретал контрафактное изделие, т. к. в авторизованном сервисном центре ему откажут в рекламации, ссылаясь на подделку. В случае нанесения вреда здоровью от использования такой подделки магазину или оптовику грозит уголовное наказание. Что касается продажи контрафакта, то и здесь многочисленные проверки со стороны правообладателя не дадут магазину спокойно заниматься подпольной продажей нелегальной продукции. Также законодательством РФ предусмотрены большие штрафы за изготовление и распространение нелегальной продукции и наказание как в административном, так и уголовном порядке за причинение ущерба правообладателю товарного знака.

Аутентичный продукт компании можно отличить по качественным материалам при изготовлении упаковки и самого изделия. Практически на всех наших продуктах есть отличительные маркировочные голограммы, которые в свою очередь конечный потребитель может проверить с помощью Интернета и уникального кода на предмет оригинальности.
В центральном представительстве компании Bosch в Москве создано и успешно функционирует подразделение по борьбе с контрафактной продукцией. Основное внимание сотрудников данного подразделения сосредоточено на выявлении и пресечении деятельности организаций, создавших подпольные производства и контролирующих сети оптовой и розничной торговли контрафактными комплектующими Bosch. Совместно с сотрудниками ГУВД, УСБ и ДЭП проводится ряд мероприятий по изъятию из оборота и уничтожению нелегальной, под- дельной и контрафактной продукции, прода- ваемой под логотипом компании с мировым именем.

Мигушин Илья
Мигушин Илья,
технический специалист
компании NGK.

«Установка контрафакта чревата повторным ремонтом»
Мигушин Илья, технический специалист компании NGK:
– Компания NGK ежегодно тратит большие финансовые средства на научные исследования и разработки. Передовые технологии, используемые компанией в производстве свечей зажигания, свечей накаливания, датчиков кислорода и др. продуктов, совместно с широко известным японским подходом к контролю качества гарантируют потребителям во всем мире идентичность выпускаемой продукции компонентам для первичной комплектации.

Оригинальную продукцию NGK отличают высокие стандарты применительно ко всем деталям: отличный внешний вид, стандартизированные маркировки и доброкачественные упаковки. Для потребителей дополнительным признаком подлинности свечей зажигания NGK являются следы белого порошка над металлическим корпусом на поверхности изолятора, т. к. в их производстве используется дорогостоящая порошковая технология герметизации. Выгоды потребителей от использования оригинальной продукции NGK очевидны: экономия топлива, максимальная мощность двигателя автомоби- ля, длительный срок службы.

NGKКонтрафактная продукция явно китайского производства, показанная на рисунках, не имеет к компании NGK никакого отношения! Таких продуктов вообще нет в ассортименте NGK! Безусловно, осведомленный потребитель сразу заподозрит подделку уже по внешнему виду. Нет нужды говорить о том, что установка таких компонентов чревата повторным ремонтом автомобиля. Благо такая продукция встречается нечасто.

Подробная информация о технических особенностях продукции NGK и официальной сбытовой сети изложена на официальном сайте компании www.ngkntk.ru. При возникновении вопросов у потребителей и профессионалов есть возможность через веб-сайт получить совет от экспертов компании NGK. Нет сомнений, что осведомленный потребитель надежно защищен от подделок.

Андреа Таскини
Андреа Таскини,
генеральный директор
SOGEFI Group After
Market Worldwide.

Дорогостоящая экономия
Андреа Таскини, генеральный директор SOGEFI Group After Market Worldwide:
 – Производители контрафактной продукции экономят, используя низкокачественные материалы или ограничивая количество используемых при производстве фильтра материалов.

В общих чертах самые значимые различия – это бумага, проклейка, швы и прочность. Например, для создания контрафактного фильтра может использоваться меньшее количество бумаги, чем при производстве аутентичного. Качество таких фильтров достаточно низкое, например, из-за меньшего количества бумаги расстояние между сгибами неравномерное. Низкокачественные материалы, использующиеся при производстве контрафактных фильтров, менее устойчивы к высокой температуре, коррозии и вибрации, что может привести к серьезным проблемам с двигателем.

Научно-исследовательские группы специалистов Sogefi разрабатывают и патентуют комплексные системы фильтрации, производители контрафакта неспособны воспроизвести такую продукцию.

Использование контрафактных фильтров чревато серьезными поломками двигателя (иногда необратимыми), а также чрезмерными затратами на ремонт, которые могут достигать нескольких тысяч евро. Другими слова- ми, люди, которые покупают контрафактные фильтры, рассчитывая сэкономить, достаточно быстро поймут, что такая покупка обойдется им очень дорого и может сильно навредить двигателю. Потребители, использующие контрафактные фильтры, столкнутся со значительно более низким качеством, чем у аутентичной продукции.

Для посредника контрафакт опасен прежде всего тем, что это незаконно. Международная охрана промышленной собственности и Европейское патентное соглашение запрещают импорт, производство, владение и продажу контрафактной продукции. К компаниям, которые нарушают эти правила, применяются определенные меры, например, конфискация склада, судебные преследования и высокие штрафы. В случае если автомобиль с контрафактным двигателем попа- дает в аварию, ответственность несет продавец.

Непрофессиональному продавцу или механику очень сложно отличить подделку от аутентичного продукта, но автопроизводители часто удостоверяют, что фильтры, устанавливаемые на их автомобилях, соответствуют их собственным патентам.

Sogefi сотрудничает с таможенными службами нескольких стран, чтобы остановить ввоз контрафакта. Мы также проводим конфискации во время международных выставок, как делали это на Automechanika 2010 в Германии.

Тимур Имнаишвили
Тимур Имнаишвили,
директор по маркетингу
российского
представительства
Federal-Mogul.

Экономия? Это даже не аргумент
Тимур Имнаишвили, директор по маркетингу российского представительства Federal-Mogul:

 – Внешний вид поддельных деталей совершенствуется на протяжении многих лет, а качество – нет. Физическая опасность и риск, связанный с использованием или установкой поддельных деталей, могут быть потенциально самыми дорогостоящими. Поддельные автомобильные компоненты представляют риск для безопасности клиентов и могут быть причиной травм водителей и пассажиров.
С марта 2009 года компания Federal-Mogul внедряет несколько элементов защиты упаковки для четырех «Экспертных брендов» деталей двигателей: клапаны, компоненты и кулачковые механизмы AE; подшипники и вкладыши Glyco; поршневые кольца и гильзы цилиндров Goetze; поршни и цилиндры Nüral.
На новых коробках деталей двигателей Federal- Mogul предусмотрено 3 элемента, делающих данную систему уникальной. Для подтверждения оригинальности деталей необходимо проверить эти элементы, а именно: уникальный голографический знак Holospot, штриховой код матрицы данных и буквенно-цифровой код.

На знаке Holospot указан 4-значный буквенно- цифровой код, который необходимо проверить по следующим показателям:

■ При освещении лупой появляется 4-значный буквенно-цифровой код радужного цвета, который отличается на каждой упаковке.
■ На знаке Holospot также появляется логотип компании Federal-Mogul.

Последние 4 знака буквенно-цифрового кода (01)14044197418401(21)G7XBZ-390053KZ6 должны совпадать с кодом на знаке Holospot.

Экономия? Это даже не аргумент покупать контрафакт. Особенно для деталей двигателя и деталей, которые касаются безопасности вождения (колодки, стеклоочистители).

Оптовика, магазин, ремонтную организацию, продавшие контрафакт, ждет административное и уголовное наказание, но куда важнее еще и конечный потребитель – его безопасность и качество ремонта или сервиса, чтобы он мог рекомендовать сервис-центр или магазин или повторно воспользовался услугами, в чем заинтересованы представители самой этой организации. А установка контрафактной детали слишком часто ведет к последующим отказам, а следовательно, к недовольству клиента.

Компания Federal-Mogul рассматривает подделки как серьезную проблему. Приветствуется любая информация, так как она способствует постоянной борьбе с подделками. Компания призывает всех, кто столкнулся с любыми подозрительными или реальными случаями подделки, сообщать о них местному представителю Federal-Mogul.

Кроме того, мы пользуемся услугами сторонней организации, ведущей борьбу с подделками (рейды, конфискации и уголовное преследование).

В заключение следует отметить, что преступлением в первую очередь управляет экономи- ческая целесообразность – оно должно быть выгодно. Поэтому, какие бы меры ни принимались – по отдельности или в комплексе, они начинают действовать, как только планка стоимости подделки приблизится к стоимости оригинального продукта. ■

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи