пространство
профессионалов
авторемонта

Как стать колористом: новый формат

14 апреля 2016, Александр АНАНСОН

Подбор красок для автомобилей в наше время является неотъемлемой частью малярно-кузовного цеха. Сейчас это один из источников дохода МКЦ. А вот лет 20 назад, как правило, бизнес-модель краскосмесительной лаборатории выглядела немного по-другому. Рынок был наполнен розничными точками подбора автоэмалей, где можно было приобрести любое количество подборной краски и весь комплект материалов для подготовки ремонтируемого кузова автомобиля к покраске. 



Александр Анансон
Клиент мастерской по покраске (автовладелец) закупал весь комплект в таком магазинчике и с ним уже приезжал к специалистам. Такая ситуа­ция, естественно, снимала всякую ответственность за качество работы с мастеров, а также и с тех, кто занимался подбором цвета. Если цвет краски не подходил, колорист всегда мог сказать, что виноват маляр, дескать, он неправильно нанес краску. Маляр в свою очередь всегда делал виноватым колориста. Это устраивало и тех, и других, но не устраи­вало автовладельца.

Тогда, когда подборные автоэмали были еще в новинку в странах бывшего СНГ, по-другому и быть не могло. Станций, которые предлагали услуги автопокраски, существовало очень мало. В большинстве своем это были бывшие СТО «ЛАДА», которые знать не знали о подборе краски. Специалисты в таких станциях привыкли к стандартной палитре тогдашних «Жигулей» и «Волг», которая вообще на тот момент не имела понятия о спецэффектах, таких как металлик или перламутр. Это были простые цвета типа: «Беж», «Липа», «Черный – 603» или «Белый – 201», и мир казался очень простым и понятным. Но однажды в наши края хлынул поток «иномарок» со своими «серебристыми кастрюлями», и вот тогда и появились первые подборы цвета и люди, которые умели красить «металликами». Они, как правило, оседали в гаражах, и, естественно, расцветали розничные точки продажи подборных автоэмалей. Цены на их услуги зачастую были баснословно высокими, но владельцам красивеньких иномарок выбирать не приходилось.

Сейчас это все немного по-другому. Если в те далекие времена 70-80% подборов краски приходилось на розничные магазины, а остальные 20% устанавливались на крупных автосервисах, то сейчас все выглядит диаметрально противоположно. Розничная торговля ЛКМ по-прежнему обеспечивает частный сектор подборными красками, но в значительно меньших объемах, чем прежде. Основная доля краскосмесительных установок сегодня устанавливается в МКЦ. Однако и там, и там важнейшим фактором успешности и точности подбора краски, а соответственно и удовлетворенности конечного потребителя – автовладельца, является ключевая фигура – колорист.

Сегодня колорист автоэмалей – редкая, но востребованная профессия. Редкая она по сравнению с профессиями водителя, к примеру, строителя или того же маляра. Однако без колориста не обойдется ни один малярный цех, в котором есть краскосмесительная установка. От этого человека зависит очень многое. В конечном счете – успешность и продуктивность малярного цеха. Ведь он отвечает за подбор цвета. Цвет, как известно, один из главных критериев, по которому клиент оценивает качество отремонтированного автомобиля. Естественно, если цвет не подходит – автомобиль уходит на переделку без рассуждений и споров. Чем выше квалификация колориста и его умение «видеть цвет», тем меньше переделок в цехе!

Профессиональные навыки в колористике автоэмалей предприимчивому человеку открывают двери в бизнес автопокраски: можно открыть свой магазин ЛКМ для ремонта автомобилей, можно устроиться на работу в имиджевый автосервис, можно работать с несколькими малярными цехами одновременно и быть независимым ни от кого – все зависит от желания работать и получать соответствующее вознаграждение. Высококлассные специалисты нужны и востребованы на рынке.
Как происходит вход в сферу подбора автоэмалей в настоящее время? Все идет от поставщика автоэмалей. Технологи поставщика проводят, как правило, первичное обучение будущего колориста и последующее курирование его работы при условии, конечно, что колорист работает в системе красок этого поставщика. В целом можно обозначить следующий ряд мероприятий, которых следует ожидать и требовать от своего поставщика – они описаны в таблице ниже.



Как видно из таблицы, весь процесс обучения колористике автоэмалей зависит от поставщика ЛКМ. Поставщик заинтересован в том, чтобы его продукты применяли люди, профессионально подготовленные и знающие продукт. Такая зависимость подразумевает интерес поставщика в наращивании объемов продажи материалов, и колорист в этой цепочке является каналом сбыта. Чем более опытен колорист, тем большие объемы материалов он способен продать своим клие­нтам. Однако для колориста, который рассматривает свою профессиональную деятельность как собственный бизнес, важно знать и понимать технологии и продукты не только одного поставщика ЛКМ. Его знания не должны ограничиваться только одним брендом, что вовсе не входит в интересы того технолога, который его обучает. Получается своего рода тупик.

Сейчас все чаще и чаще можно видеть розничные пункты подбора красок, которые имеют в своем ассортименте несколько установок для смешивания красок. Многие малярно-кузовные производства также держат как минимум две системы. Одна поддерживает высокий имидж и статус производства, но, как правило, дорогая. Она обеспечивает возможность ремонта автомобилей гарантийного срока эксплуатации и имеет соответствующие одобрения от автодилеров. Вторая же система – бюджетная, которая помогает сократить издержки МКЦ при ремонте более дешевых автомобилей, с большим пробегом. Обычно у обоих систем разные поставщики. Часто эти поставщики являются конкурентами на рынке ЛКМ и не терпят присутствия друг друга у одного и того же клиента. Колорист в такой ситуации зачастую находится как бы между молотом и наковальней. Визиты технолога и его поддержка более дорогой системы становятся все реже. А у более дешевой системы попросту нет достаточного ресурса технологической поддержки, потому, собственно, эта система и дешевая. Как быть, если знаний и опыта маловато?

Новый формат

Буквально пару лет назад в сфере профессио­нального обучения маляров покраски автомобилей и колористов появилось новое имя: Школа ЭПИО. Курсы колористики в Школе длятся 2 недели и не привязаны к какому-то определенному бренду материалов, как у поставщика ЛКМ. Здесь рассматривается современная технология подготовки и покраски кузова автомобиля с точки зрения технологии OEM – прои­зводителя автомобилей, а не ЛКМ. Поэтому элемент коммерческого интереса поставщика из процесса обучения исключен полностью. Техническая база Школы находится в Минске, однако это не является большой проблемой для российского жителя, желающего приобрести профессию колориста. Самое главное – нет языкового барьера, как на обучении у производителя материалов.



Как проходят курсы обучения колористики в Школе?

Две недели – достаточно короткий срок для полноценного и комплексного обучения, которое предоставляется Школой ЭПИО. Однако программа построена таким образом, что охватывает все нюансы этой сложной профессии. Максимальная практика и никакой воды – эту мысль претворяют в жизнь преподаватели курсов.

Все начинается со знакомства с краскосмесительным оборудованием. Слушатели в первый же день погружаются в атмосферу реальной прои­з­водственной среды. В первый же день курсант делает реальный подбор краски и изготавливает рецептуру. Завтра он научится наносить эмаль на поверхность. К концу первой недели будущие колористы уже умеют колеровать краски, читать рецептуру и даже создавать свои собственные цветовые решения. Вторая неделя посвящена сложностям спецэффектов, теории, которой тоже немало времени уделяется на курсе, изучению программных продуктов, сопровождающих работу. Обучающиеся подробно знакомятся с современной технологией ремонта ЛКП автомобиля, знают все продукты для подготовки поверхности и оборудование для работы с ними.

Немаловажным фактором является направленность курса колористики в Школе ЭПИО на универсальность будущих специалистов. Они, как уже говорилось выше, не привязаны к какому-то одному бренду красок, и поэтому готовы работать в любой системе автоэмалей и не только. Ведь колористика важна везде, где есть цвет: полиграфия, мебель, интерьер, любые направления дизайна. Автомобильная колористика из всех отраслей, где нужен подбор цвета – самая сложная. Тот, кто умеет работать с подбором автомобильных красок, с легкостью справится с работой в любой области, где применяются краски.

Комментарии

Еще ни кто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить