20 апреля 2024,
13:04
Москва

Как с куста

19 ноября 2014, Олег Федорович

Кастом или кастомизация (поначалу это слово нередко произносили как «кустом») – направление для нашего автопрома относительно новое и экзотическое, но именно оно как нельзя лучше вписывается в концепцию «персонализация» (что по-английски и будет «custom»). Успех здесь во многом зависит не только от персоны заказчика, но и от дизайнера, разрабатывающего абсолютно индивидуальный проект.

Кастом
Пономаренко Александр Сергеевич – молодой дизайнер, во всемирной паутине известный как Benderlog. Пользуется популярностью в «среде» любительского и профессионального «кастомайзинга», что обусловлено неординарным подходом к созданию «кастом-проектов», трепетным отношением к «предметам своего труда», тщательной проработкой мелочей как в плане эстетики, так и в плане технологии. Его работы отличает тонкий вкус, превосходное чувство стиля, законченность и целостность образа. Не оставляет равнодушным его искрометный юмор и умение найти «смешное в великом» и «великое в смешном». Достойно огромного уважения его трепетное отношение к истории отечественного автомобилестроения, что, согласитесь, очень редкое явление среди молодого поколения.

Вот что он рассказал о себе, своих взглядах на жизнь и своем творчестве:

– Я родился и живу в Ижевске, столице Удмуртской Республики. Это крупный экономический, транспортный, торговый и культурный центр, известный в стране и мире своей оборонной, машиностроительной и металлургической промышленностью.

Среднюю школу закончил в 2003 году. Продолжил образование в Ижевском индустриальном техникуме по специальности «Специалист страхового дела». Параллельно устроился работать на Ижевский автомобильный завод на должность «техник-конструктор», но по сути — просто учеником. Для меня это была отличная школа. И я от всей души благодарен моим учителям. Именно там я понял, что такое профессиональный подход к конструированию автомобиля.

Поработал я и на конвейере, на линии сварки кузовов. Все это очень помогло, когда серьезно увлекся тематикой «кастома» и компьютерным моделированием. В настоящее время работаю дизайнером в студии, занимающейся компьютерным дизайном и 3D-моделированием. Проектирование транспортных средств, к сожалению, является лишь моим хобби. Периодически делаю на заказ проекты по «кастому» автомобилей. Те проекты, которые делались «для души», без заказчика, периодически строятся любителями, использующими «скрины» работ, находящихся в свободном доступе, в глобальной сети. В этом случае я не несу никакой ответственности ни за точность воспроизведения моей идеи, ни за итоговое качество исполнения в металле. Если работа заказная, стараюсь курировать проект на всех стадиях строительства, вникаю в технологию постройки, возможности исполнителя. Вместе ищем решения возникающих проблем. Если полученный результат меня удовлетворяет, даю согласие на размещение своего логотипа. В настоящее время веду четыре проекта. Некоторые – публичные, некоторые делаются без огласки.

К сожалению, не могу представить на «суд зрителей» все свои проекты. Желание заказчика не афишировать заранее ни сам проект, ни стадии работы над ним является для меня законом. Поэтому представляю проекты, уже ставшие достоянием гласности.

ГАЗ-24 «Волга»

Значительным этапом на пути моего становления как автомобильного дизайнера стала работа над проектом «ГАЗ-24 “Волга”».

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» явно тяготеет к североамериканской школе дизайна. На сегодняшний день это, пожалуй, самый популярный отечественный «донор» среди кастомайзеров, поскольку позволяет с минимальными затратами создать образ «породистого американского жеребца». Это искушение не обошло стороной и меня. Не хотелось повторяться и впадать в наивный китч, пытаясь сымитировать «культовый образец». Именно этот проект заставил сформулировать для себя один из основных принципов, которого придерживаюсь и по сей день: при работе с «донором» нельзя легкомысленно относиться к предыдущей работе художников. Автомобиль должен сохранить свои индивидуальные черты и узнаваемый образ. Подумав, принял решение делать пикап, и удовлетворив ностальгию по «американской мечте», и проявив максимальное уважение к работе своих предшественников – художников «ГАЗа». Получилось, на мой взгляд, неплохо. Это подтверждается и многочисленными попытками любителей воплотить данный проект в металле. Начиная с этого проекта работа над «окружением», «средой обитания» моих автомобилей занимает значительную часть времени и требует серьезных творческих усилий. Свою позицию в споре дизайнеров о том, каким образом нужно представлять свою работу – на нейтральном фоне или в окружении аутентичной предметной среды, – я определил окончательно. Всю красоту (или уродливость) автомобиля можно сполна понять и осознать, только наблюдая за ним в окружении реального мира.

КрАЗ-258Б

Грузовики – отдельная тема. Мне нравятся большие машины, они вызывают уважение и трепет. Выбор, представленный наследием СССР, был невелик. И «донором» проекта стал КрАЗ – самый большой «советский» тягач. Проблема в том, что оригинал был полноприводным тягачом для болотистых почв. А машину необходимо посадить очень низко. Это серьезная техническая задача. Осознаю, что при необходимости реального воплощения проекта она потребовала бы основательной ревизии ходовой части и трансмиссии. Не стану рассуждать о целесообразности таких «глобальных» переработок, а также об экономической составляющей таких переделок. Проект делался «просто для души». Увидит ли он свое воплощение «в металле», не знаю. Вдохновение «черпал» в USA Custom trucks, переработал огромное количество материала по данной тематике, получая массу удовольствия и массу новых знаний. Как следствие, на «3D»-свет появился КрАЗ-258Б Custom.

КрАЗ-258Б
ГАЗ-М-20 «Победа»

Задачей было сделать что-то в духе Leadsled. За основу взят ГАЗ-М-20 «Победа». Leadsled – это кастом на базе американских автомобилей 50-х годов, зачастую имеющий заниженную подвеску и полностью скрытые швы кузова. Название происходит из-за использования в оригинальных автомобилях свинца в качестве кузовного материала. Автомобили создавались изначально громоздкими, комфортными и скорее преследовали эстетические цели, нежели предназначались для высоких скоростей. В соответствии с выбранным стилем была основательно занижена крыша, залужены все швы, а также убран почти весь хром, в том числе и ободки фар, которые объединили в одно целое с крыльями. Появились Lakepipes – выхлопные трубы вдоль порогов. Задние колесные арки стали «закрытыми». Неотъемлемым атрибутом любого «ледследа» являются поисковые фонари возле передних стоек ветрового стекла.

ГАЗ-М-20 «Победа»
В итоге получилось суровое «нечто» с изгибом крыши, напоминающим крылья майского жука.

ЗИЛ-164 Хот-род

Идея заключалась в том, что бы «скрестить» машину и самолет. Машина – ЗИЛ-164, а в «качестве самолета» выступил собирательный образ истребителя второй мировой войны.

Крышу кабины «чопнули», капот удлинили. В боковых крышках капота появились сопла выпускной системы, напоминающие аналогичные сопла на истребителях. Колеса развели по углам. Передняя и задняя подвески были сделаны зависимыми и рессорными, но сами рессоры выполнены четверть-эллиптическими, что позволило вынести переднюю балку и задний мост за пределы рамы. Машина сознательно лишена передней оптики, это усиливает ее сходство с самолетом. Зато задняя оптика получилась внушительных размеров. Сделали нечто, напоминающее сопло реактивного самолета.

ЗИЛ-164
И конечно же, боевая окраска машины напоминает камуфляжный раскрас. Также сделана графика в виде сбитых вражеских самолетов и бортового номера. Кстати, само число тоже неслучайно: это моя десятая работа.

«Москвич-400» Кастом

Необходимо было сделать элегантное купе, но не пойти при этом по традиционному пути. В качестве направления переделки был выбран стиль Taildragger. Чаще всего к нему относятся «купе», имеющие в багажнике так называемое «тещино место», поэтому корма имеет вытянутую форму. Еще одной характерной особенностью этого стиля является очень маленький просвет, машина фактически лежит на дороге. Это достигается за счет использования пневмоподвески. Пока машина стоит, она практически касается днищем земли.

Москвич-400
За основу проекта взят «Москвич-400». Машина лишилась двух задних дверей. Корма же стала вытянутой, но при этом сохранила свой «горбик». В отделке многое осталось родным, кое-что было несколько видоизменено, кое-что появилось новое. Так, машина приобрела новые зеркала заднего вида, реснички на передних фарах, задние фонари на ножке. Передние арки стали закрытыми, при этом передние колеса пришлось посадить немного ближе к осевой линии, чтобы машина не утратила способности маневрировать. Крышки арок съемные, так что доступ к колесам весьма сносный. Поскольку эта машина не на каждый день, ей простительно быть немного «нефункциональной».

Машина очень мала и потому должна выделяться из общего потока не только своей нестандарт­ной формой, но и цветом, так и получился этот «ядреный зеленый».

МТЗ

Мне давно хотелось создать что-то свое, так появилась идея сделать трактор. По сути, от трактора тут остался только дух. Все остальное – исключительно моя фантазия. Так что эту машину следует воспринимать как концепт.

В основу идеи лег трактор МТЗ, начиная со второй серии и заканчивая МТЗ-50. Отсюда и радиаторная решетка, и формы кузова. Длинный капот, большие задние колеса, очень мощный двигатель. Намек на возможность использовать этот аппарат в качестве «драгстера». Машина планировалась очень злобной, поэтому форма самой кабины получилась такой грозной; не стоит забывать и об МТЗ (у него было примерно так же).

Чтобы придать машине еще больше необычности, я решил сделать кузов из полированного алюминия. Плюсом такого решения стало снижение веса тяжелой и огромной машины.

МТЗ-50
О габаритах надо сказать отдельно. Стоит только посмотреть на картинку с девушкой, как сразу понимаешь реальные размеры самой машины: она получилась огромной, одно заднее колесо немногим меньше двух метров.

Проект «MONTENEGRO»

С разрешения заказчика проекта, цитата из его публикации на одном из интернет-ресурсов:

«Основная идея: 2-местный легковой автомобиль с выставочной направленностью. Основная цель – демонстрация возможностей по постройке цельнометаллического кузова автомобиля в условиях непрофессиональной мастерской, с использованием «минимального» набора оснастки и инструмента, в условиях ограниченного бюджета как по времени, так и по остальным ресурсам. При этом предполагается воспроизведение достаточно сложных поверхностей и их сопряжений без использования каких-либо полимерных материалов (только голая сталь). Использование времени также строго лимитировано. Для осуществления данного проекта в металле будут использованы высококвалифицированные исполнители и высокоэффективные методики, позволяющие сделать работу с максимальным качеством в максимально сжатые сроки. Методики – частично авторские, частично заимствованные из профильных источников.

Подход к проектированию. Несмотря на то что функция передвижения в данном проекте не является доминирующей, принято решение проработать ее достаточно основательно, с агрегатной привязкой к выбранному «донору». Подход к проектированию и компоновке – «классический британский», практиковавшийся во второй половине прошлого века, где в качестве «исходника» бралась модель малого класса. В конкретном случае выбор пал на ВАЗ-2107, заднеприводный седан с объемом двигателя 1600 куб.см., берущий свое начало в 60-х годах прошлого века (аналог ФИАТ-124). Передний ряд сидений убирается. Места водителя и пассажира смещаются максимально к задней оси. Соответственно, двигатель смещается максимально внутрь базы. Клиренс занижается до минимально возможного уровня. Из полученной компоновки строится внешний обвод.

Подход к проектированию
Стиль. Изначальным посылом было создание симбиоза стилей американской и европейской школы, в интервале времени от 30-х до 50-х годов прошлого века. В дальнейшем принято решение сузить временной интервал до 30-х годов, чтобы не получить слишком разнохарактерный образ.

Результат. Поскольку основные пропорции и силуэт были заданны компоновкой и привязкой к эргономике и конструктиву, перед художником стояла непростая задача: гармонизация общих форм в предельно ограниченном пространстве и придание облику заложенных параметров стиля. Непросто было увязать такие разнохарактерные школы, Америку и Европу. Приходилось долго искать связи между стилистическими особенностями двух школ, увязывать их между собой, делать неконфликтными и мирно сосуществующими в одном объекте. Каждая деталь прорабатывалась многократно. От Америки была взята основательность, излишняя сферичность поверхностей, большие радиусы скруглений в целом и в деталях. От Европы пришли легкость конструкции и образа в целом, компактность и экономичность, близкая к примитиву функциональность, отсутствие лишних деталей. Несомненной удачей было использование наружных швов на крыльях и крыше, что является приоритетом только европейской школы. Удивительно, как такой прием гармонично смотрится на по-американски скругленном теле автомобиля».

Результат

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи