Cromax

Выход из сумерек

Автор: Михаил МАШИН, Александр ПЕТИНОВ


В конце сентября, как раз в день осеннего солнцестояния, вступил в силу «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720. Параллельно начала действовать поправка в «Кодекс об административных правонарушениях», предусматривающая увеличение штрафа за не соответствующую нормативам тонировку стекол автомобиля со 100 до 500 р.

К сожалению, хотя регламент готовился достаточно долго, проходил массу согласований, его введение все равно вызвало определенные вопросы со стороны как представителей органов исполнительной власти, так и автолюбителей. Отчасти эта ситуация была обусловлена тем, что уже после публикации регламента в «Российской газете» – официальном печатном органе Правительства Российской Федерации, формально обозначающей вступление документа в законную силу, в него был внесен ряд поправок, в том числе и касающихся светопропускания стекол транспортных средств. Поэтому, во-первых, не всем до сих пор понятно, каковы же действующие требования к уровню прозрачности автостекол. А во-вторых, никто не может дать никаких гарантий того, что и в дальнейшем документ не претерпит каких-либо изменений.

Попытаемся внести ясность. На данный момент в соответствии с Приложением №7 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» (п. 7.3) и №5 «Требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам» (п.п. 3.5.), на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 706 г. «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%.

При этом существует ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия», устанавливающий несколько иные – более высокие – требования к тонировке. Хотя в соответствии с действующим законодательством технический регламент – это нормативно-правовой акт, формулирующий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в данном случае – колесным ТС). Регламенты приходят на смену прежней системе стандартизации. Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность ведомств создавать дополнительные административные барьеры.

Само понятие технического регламента введено Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности. На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТов (ГОСТов Р).

Формально с появлением регламента о КТС ГОСТ 5727 утратил свою силу, поэтому уровень светопропускания стекол отныне и до внесения новых изменений в документ будет составлять 70%.

Еще один серьезный вопрос: кто вправе проверять степень тонирования? Для однозначного ответа на него Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России дал соответствующие разъяснения в телеграмме за подписью первого заместителя начальника департамента Владимира Швецова, которую направил во все подразделения Госавтоинспекции.

В этой телеграмме, в частности, говорится, что проверить уровень светопропускания может любой сотрудник ГИБДД РФ. Для этого у него должен быть соответствующий сертифицированный прибор. Согласно части 1 статьи 28.3, статьи 26.8 и пункту 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ, возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному составу правонарушения имеют право не только инспекторы технического надзора, но и сотрудники дорожно-патрульной службы. Примечание к абзацу 6 пункта 82 Административного регламента, на которое ссылаются правозащитники, утверждая, что полномочия на проверку имеют только государственные инспекторы технического надзора, лишь уточняет полномочия государственных инспекторов БДД, но не ограничивает каким-либо образом полномочий инспекторов дорожно-патрульной службы.

Однако, как сообщает «Российская газета», чтобы не создавать конфликтных ситуаций, нервотрепки и не провоцировать выяснения отношений на дороге, департамент рекомендовал всем подразделениям проводить работу по вылову слишком затемненных автомобилей до декабря включительно вместе с «техническими» госинспекторами. То есть самостоятельно сотрудники дорожно-патрульной службы будут наказывать за тонировку только с нового года. Проблема в том, что в настоящее время специальные приборы, способные проводить корректные замеры светопропускания стекол, имеются далеко не в каждом подразделении ДПС. Планируется, что в будущем году они уже будут присутствовать повсеместно. Поэтому и вопросов быть не должно.

В свою очередь заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин через официальный сайт ГИБДД МВД РФ пояснил: «При визуальном обнаружении признаков административного правонарушения, то есть при наличии чрезмерно затемненных стекол, в соответствии с п. 63 Административного регламента, инспектор останавливает транспортное средство и проводит замер светопропускания. В случае его несоответствия установленным требованиям инспектор составляет в отношении нарушителя административный материал. Водителю такой автомашины придется заплатить штраф в размере 500 рублей».

Однако заместитель начальника ДОБДД особо отметил, что определять степень тонировки, как говорится, «на глазок» никто не имеет права – обязательно должны использоваться специальные сертифицированные приборы, требования к которым четко оговорены в п. 46 Административного регламента.

Естественно, в связи с принятием этого документа у сервисов, оказывающих услуги по тонировке, возникают понятные сомнения в том, можно ли использовать материалы от того или иного производителя. «Наши материалы, – заверила Альбина Саиджанова, представитель компании CPFilms, подразделения Solutia Inc., представляющей пленки Llumar в России и странах СНГ, – полностью соответствуют требованиям регламента и проходят экспертизу до начала поставок». Однако если клиент закажет установку пленок, нарушающих требования технического регламента, необходимо разъяснить ему, что в подобном случае СТО за последствия ответственности не несет, и удаление пленки надо проводить в специализированном сервисе, так как неправильное ее удаление может повредить целостность стекла, сделав его эксплуатацию небезопасной (а в случае заднего – еще и привести к выходу из строя обогревателя). И услуга по удалению тонировки будет платной.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








FIAC

3М


Подписка на новости

Ваш e-mail