Gates

Замена автомобильных стекол

Автор: Александр ШУБИН


В статье, напечатанной в прошлом номере, говорилось о причинах возникновения дефектов автомобильного стекла. К сожалению, ремонту поддается лишь очень небольшая часть этих дефектов. В остальных случаях стекло подлежит замене.

Часть 1: выбор клея. Идеология Dinitrol

О методах «лечения» стекол расскажем позже, а сейчас эта и, видимо, еще несколько статей будут посвящены замене автомобильных ветровых стекол. Столь пристальное внимание к этой проблеме вызвано рядом причин, главная из которых в том, что замена стекла – самая распространенная операция. Именно она составляет основу бизнеса и дает основной доход мастерской или участку, специализирующимся на автостекольных работах.

Напомним, что подавляющее большинство автомобильных стекол на заводе-изготовителе вклеивают с помощью полиуретановых клеевых составов и только при выпуске небольшого числа очень дорогих автомобилей стекла вклеивают с помощью клея другого типа (например, MS-полимеров или STP-составов). Об этом новом направлении нужно пока сказать лишь следующее: при замене стекла этих еще очень редких в нашей стране автомобилей должны использоваться те же самые составы, что были применены на заводе. Клеить полиуретановым клеем недопустимо.

Итак, практически весь современный автопарк имеет стекла, вклеенные на заводе с помощью полиуретановых составов. Производство полиуретанового клея для автомобильной промышленности сопряжено с огромной ответственностью. Можно без всякого преувеличения сказать, что жизнь и здоровье водителя и пассажиров в попавшем в аварию автомобиле зависят от тонкой, скрытой от посторонних глаз полоски клея. Ведь удержать при аварии раскрывшуюся подушку безопасности в оптимальном положении может только ветровое стекло. Для этого оно как минимум должно остаться в проеме. А там его, кроме клеевого шва, ничто не удерживает.

При кажущейся простоте химических процессов производителей полиуретановых составов для вклейки стекол для транспортных средств и автомобилей в частности можно пересчитать по пальцам. В Европе их не больше пяти. (Не стоит путать производителя и бренд: брендов клеевых составов больше, но все равно их на порядок меньше, чем автомобильных марок.) Причина, видимо, кроется в следующем: раз клей имеет такое большое значение для обеспечения безопасности людей, то на производителя ложится огромная ответственность. Поэтому качество всего производственного процесса и, естественно, исходной продукции должно быть безупречным.

Только небольшое число производителей, среди них компания, выпускающая клей Dinitrol, способны строго выдерживать все технологические параметры производства. Клей Dinitrol выпускают партиями. Часть образцов из каждой партии тщательно испытывают. Решение о начале продаж будет принято, если образцы выдержали испытания «на отлично». Другую часть образцов хранят в закрытом складе в течение многих лет, чтобы в случае возникновения претензий образец состава проверить еще раз. Такие сложности связаны с большими материальными потерями, которые влечет за собой выпуск клея, не отвечающего заявленным характеристикам. А если бракованный клей не удержал стекло и при столкновении пострадали люди, финансовые потери производителя могут быть просто гигантскими.

Высокие требования ко всем параметрам применяемого клея вызвано еще и тем фактом, что остекление автомобиля стало важнейшим силовым элементом автомобильного кузова, воспринимающим на себя значительную часть эксплуатационных нагрузок. Передает эти нагрузки стеклу, или, говоря иными словами, связывает стекло и кузов в единую силовую конструкцию, опять-таки только клеевой шов.

Несмотря на то что производителей клеевых составов немного, идеология подбора клея, используемая для замены стекла, у них различна. Компания, производящая Dinitrol, исходит из того, что после замены стекла все конструкционные характеристики автомобильного кузова и, конечно, показатели безопасности не должны измениться.

Именно на этом утверждении основаны рекомендации Dinitrol по выбору клея и требования, предъявляемые к установщикам.

Сначала два слова об этих требованиях. Здесь нет ничего сверхъестественного. Главное требование ограничивается способностью мастера прочитать инструкцию и желанием тщательно, последовательно, пункт за пунктом ее выполнять. Каждому установщику Dinitrol напоминает, что компания берет на себя ответственность за отрицательные последствия замены стекла только в том случае, если технология вклейки не была нарушена. Все технологические требования изложены в инструкциях. Инструкции предоставляет поставщик вместе с клеем, более того, поставщик (компания «ЮВК») периодически организует обучение или повышение квалификации установщиков. Да и в Интернете легко найти подробнейшие инструкции на любой клей и, пожалуй, на любом языке.

Остается только поэтапно, шаг за шагом следовать написанному, не игнорируя ни единого требования.

Вроде все просто. Однако у нас с этим связана первая проблема установочной мастерской. Мастера инструкций не читают, а клей используют тот, что подешевле. Никаких гарантий давать не хотят. Посмотрите, например, сколько установщиков работает в перчатках? А они ведь обязательны для применения, т. к. отпечатки пальцев на клеевых подложках недопустимы. Все ли используют только рекомендованные жидкости для подготовки поверхностей к вклейке, а не дешевый ацетон или разные растворители для красок? Применяют ли для работы только безворсовые специальные салфетки? Есть ли в мастерской термометр и гидрометр? Ведь не зная температуры и влажности, нельзя определить время выпуска автомобиля.

Знакомство с зарубежным опытом, особенно США, где технология обслуживания автомобилей развивалась на протяжении самого длительного в истории периода, подтверждает, что строго соблюдать каждый пункт инструкций, при этом организовать дело «как надо» и в то же время обеспечить нормальное материальное вознаграждение всем участникам процесса вполне возможно. Этот опыт опять-таки неоднократно описан. Бери, читай и используй. Однако большого прогресса в сторону улучшения ситуации у нас пока не видно.

Мы вместе с компанией Dinitrol и ее представителями предполагаем, что есть мастерские, где готовы соблюдать это первое требование. Нужно сказать, что таких мастерских в последнее время становится все больше, хотя прогресс идет не так быстро, как бы хотелось.

Первое, что нужно сделать мастеру-установщику, когда в его распоряжении оказался автомобиль с дефектным стеклом, – это подобрать новое стекло. Как это сделать – тема отдельного разговора, который должны инициировать стекольщики. Будем считать, что стекло подобрано и притом правильно. А нюансы этого процесса вышли за рамки нашей статьи.

Второе – необходимо выбрать клей. Повторим еще раз, что Dinitrol исходит из того, что все конст­рукционные характеристики автомобильного кузова и, конечно, показатели безопасности автомобиля после замены стекла не должны измениться. Поэтому для замены стекла должен использоваться клей, свойства которого наиболее близки к характеристикам используемого на заводе-изготовителе.

Dinitrol свободно распространяет документ, в котором есть список автомобилей с указанием рекомендованного клея. Этот документ можно легко загрузить на сайте. Все предельно просто: нашел нужную марку, посмотрел в соседнюю графу и взял клей, который там указан.

А если автомобиль, приехавший в ремонт, не числится в списке?

В этом случае нужно знать элементарные характеристики того клея, который использовался на заводе-изготовителе. Эту информацию никто не скрывает, а его величество Интернет способен донести ее до каждого. Затем нужно выбрать ремонтный клей с характеристиками, наиболее близкими к используемому.

Характеристик, заслуживающих внимания, в этом случае всего четыре: прочность, эластичность, модульность и электропроводность.

Выбирать нужно осторожно, поскольку значения характеристик у поставляемых для ремонта клеевых составов могут отличаться очень сильно. Например, для различных марок клея Dinitrol прочность может отличаться в 2,5 раза, эластичность – в 3 раза, модульность – в 2,5 раза, электропроводность (величина, обратная электрическому сопротивлению) – на три порядка (в тысячу раз)!

На что влияет каждый из этих параметров?

Прочность влияет на все, что связано с безопасностью. Как уже было сказано, прочность клеевого шва должна быть такова, чтобы при срабатывании всех (передних) подушек безопасности стекло осталось в проеме. Значит, чем меньше подушек, тем менее прочный клей можно использовать, а самый низкопрочный клей допускается применять на автомобилях, вообще не оснащенных подушками безопасности.

Высокая модульность клеевого соединения обеспечивает жесткость кузова на кручение, снижает вибрации автомобиля, повышает его управляемость и долговечность кузова. Кузов и стекло, вклеенное высокомодульным клеем, становятся единым узлом, воспринимающим на себя все эксплуатационные нагрузки. Это с одной стороны.

А с другой – это соединение должно быть достаточно эластичным, чтобы компенсировать тепловые напряжения, возникающие из-за различного температурного расширения стекла и металла. Модульность и эластичность – диалектически связанные друг с другом параметры.

Электропроводность. Низкопроводящий клей должен использоваться там, где есть интегрированные в стекло электрические элементы: антенны, обогреватели, датчики дождя... Это связано с тем простым требованием, что все провода должны быть хорошо изолированы для исключения паразитных токов, помех, предот­вращения ускоренной коррозии кузова вблизи электросоединения и даже сбоев в работе электрооборудования.

Конечно, выбирая клей, нужно осведомиться, до какой температуры производитель гарантирует сохранение его эластичности. Для эксплуатации в условиях европейской части России эта температура должна быть не выше –40°С.

После того как конструкционные характеристики требуемого клея определены и круг кандидатов из поставляемого ассортимента сузился, можно приступить к следующему этапу – выбору клея по технологическим параметрам, а именно, решить, какой клей нужен: быстрый или обычный, праймерную применить систему или беспраймерную, а также какую фасовку клея заказать: картридж или «колбасу»?

Обо всем по порядку.

Если заказчик может ждать, например, оставить в мастерской машину до следующего утра, то лучше использовать клей с обычной скоростью отверждения. Он существенно дешевле высокоскоростных составов. Если у заказчика такой возможности нет, то предложите ему так называемый «быстрый клей», или клей 9000-й серии, обладающий большой «зеленой силой».

На скорость полимеризации обычного клея влияют два параметра: температура и влажность окружающего воздуха. Средняя скорость отверждения клеевого шва при нормальных условиях (23°С и 50% влажности) примерно 3 мм в сутки. Считается, что для полного отверждения шва нужно не менее 196 часов. Однако для каждой марки клея указывают минимальное время, в течение которого машина должна быть неподвижна. За это время клей «набирает» прочность, достаточную для обеспечения безопасности. (Другие его параметры придут в соответствие с заявленными характеристиками только значительно позже.) Это время сильно зависит от наличия и количества подушек безопасности.

Существуют клеевые составы (обычно в их обозначении есть буквы FC), у которых процесс полимеризации идет так быстро, что прочности, достаточной для того чтобы отправить машину в рейс, он достигает уже через час-полтора.

Однако работать с такими препаратами гораздо сложнее из-за очень короткого времени начала пленкообразования. По прошествии этого времени стекло клеить уже нельзя. Значит, работа должна быть сделана очень быстро, а в жару – просто молниеносно. Условия далеко не всех мастерских позволяют работать в таком режиме.

В ассортименте Dinitrol есть уникальный клей (9000-й серии), который, наверное, лучше других подходит для наших условий. Используя его, можно вообще не ждать процесса полимеризации. Прочность этого клея в жидком состоянии достаточна, чтобы удержать стекло при ударе двух подушек безопасности. Велика у него и «зеленая сила» – прочность до начала полимеризации. Такие свойства клея позволяют вклеивать стекло даже при отрицательной температуре (до –18°С). Машину после вклейки стекла 9000-м клеем можно практически сразу эксплуатировать, но владелец должен понимать, что остальные свойства (модульность, эластичность и т. д.) клей наберет постепенно, когда будут подходящие условия, и на первых порах быть аккуратен в вождении. Кроме того, Dinitrol выпускает двухкомпонентные составы, полимеризация которых не зависит от внеш­них погодных условий. Однако они значительно дороже однокомпонентных составов и требуют специального оборудования для нанесения.

Технология быстро шагает вперед. Многие производители стремятся уменьшить количество технологических этапов вклейки и сократить число вспомогательных препаратов. Сейчас очень популярными стали беспраймерные клеящие системы. Есть такие и в ассортименте Dinitrol. Вернее, в ассортименте Dinitrol есть специальный праймер-активатор («Активатор плюс»), который позволяет использовать любой клей Dinitrol по беспраймерной схеме.

Однако не стоит забывать, что при переходе на беспраймерную технологию существует множество ограничений. Например, нужно учитывать следующее:

■ эта технология разрешена к использованию только при замене стекол на легковых автомобилях;
■ качество самого стекла должно соответствовать определенным требованиям: его керамический слой должен обладать определенным (очень низким) светопропусканием;
■ система, бесспорно, упрощается, но требования к качеству подготовки поверхности стекла значительно возрастают.

При беспраймерной системе вклейка становится дешевле, но ответственность повышается. Качество стекла и подготовки его поверхности должно быть выше. Праймер в некоторых случаях сглаживает недочеты в работе. Поэтому в условиях наших реальных мастерских во многих случаях лучше оставить праймер и обезопасить себя от всяких неожиданностей.

Внедряя беспраймерную систему, Dinitrol будет давать полную информацию об ограничениях ее использования.

И вот только теперь, когда и по конструкционным, и по технологическим параметрам мастер определился с выбором клея и с формой его фасовки (у нас почему-то вместо «колбасы» очень любят дорогие и неэкономичные картриджи), можно рассчитать себестоимость работ. Естественно, нужно учесть стоимость всех вспомогательных и расходных материалов. Не забыть про нитриловые перчатки и безворсовые салфетки. Чтобы ускорить и упростить процесс подбора клеевой системы и правильно посчитать себестоимость одной вклейки (а не просто сравнить только стоимость разных клеев), можно использовать специальные компьютерные программы, в которые нужно ввести лишь исходную стоимость каждого компонента. Но подробнее об этом и последующих этапах вклейки расскажем в следующий раз.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








FIAC

3М


Подписка на новости

Ваш e-mail