Как выбрать правильный антифриз

Автор: Олег ШАКИРОВ


Большинство людей уделяют огромное внимание выбору масла для двигателя, но при этом совершенно забывают про антифриз, хотя правильная работа двигателя очень сильно зависит от этой жидкости. В настоящее время главный тренд современного автомобилестроения: увеличение мощности двигателя при уменьшении его объема и массы. Применение турбонаддува только увеличивает важность системы охлаждения, уже не редки случаи, когда сама турбина расположена в развале блока цилиндров двигателя, нагревая все подкапотное пространство.

liqui moly

Автопроизводители всеми силами стараются убрать лишний вес под капотом автомобиля для лучшей развесовки и управляемости. Давно ушли в прошлое чугунные блоки двигателей, уступив место легкому алюминию, внедряются магниевые сплавы. Например, на шестицилиндровых двигателях BMW серий N52 и N53 из магниевого сплава выполнена внешняя часть блока, «рубашка» системы охлаждения, что позволило уменьшить вес на 10 кг по сравнению с цельноалюминиевой конструкцией. Также магниевые сплавы используют для блок-картеров двигателей у мотоциклов. Известно, что данные двигатели были склоны к перегреву, да еще и магний плохо воспринимал высокую температуру, поэтому владельцы на своем опыте быстро убедились, как важно соблюдать сроки по замене антифриза.

С помощью системы охлаждения от двигателя отводится до 30% тепла, и применение дешевого и некачественного антифриза сильно уменьшает эту долю. Они могут стать причиной коррозии на внешней стороне гильзы двигателя, а как известно, коррозия сильно уменьшает теплопроводность, примерно в 55 раз, что может вызвать локальный перегрев. Помимо загрязнения охлаждающих каналов ржавчиной некачественный антифриз сам может выпасть в осадок.

Локальный перегрев может привести к повышенному расходу масла, от высокой температуры маслосъемные кольца достаточно быстро закоксовывается, и в худшем случае это может привести к задирам на зеркале цилиндра.

Для того, чтобы избежать такой ситуации, важно правильно выбрать тип антифриза. В советское время был доступен только один тип охлаждающей жидкости под маркой Тосол, в наше время выбор охлаждающей жидкости довольно обширен. Из-за того, что разными национальными регулирующими органами утверждено множество различных спецификаций, выбрать правильный антифриз довольно сложно.

Не облегчают задачу и сами автопроизводители, большинство из них в технической литературе указывают только артикул фирменного OEM антифриза, без указания типа. Как известно, автопроизводители самостоятельно не занимаются производством антифриза, предпочитая заказывать продукцию у известных брендов. На примере продукции одного из лидеров рынка, немецкой компании Liqui Moly, мы разберем, в чем отличие у различных типов антифриза.

Для начала необходимо полностью забыть, что разные типы антифриза можно легко отличить по цвету, поскольку ни вода, ни гликоль, ни пакет присадок не имеют цвета, производители добавляют краситель на свое усмотрение для обозначения технической жидкости.

KFS 11Гибридные антифризы

В технической литературе гибридные антифризы обозначают: HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774-C).

К данному типу относится Антифриз Kühlerfrostschutz KFS 11, он является антифризом первого поколения, где функции антикоррозионной защиты возложены на органические кислоты. В европейских гибридных антифризах вместе с карбоксилатами используют силикаты. Такой тип антифризов наиболее распространенный и применяется на первых заправках автомобилей BMW, Mercedes (до 2014 года), Chrysler, Toyota, Лада, срок их эксплуатации в каждом случае устанавливает производитель автомобиля. У антифриза Kühlerfrostschutz KFS 11 срок службы увеличен до 3 лет, по сравнению с неорганическими антифризами.



KFS 12Карбоксилатные (органические) антифризы

В иностранной литературе обозначаются как сarboxylate coolants, OAT (organic acid technology), SNF (silicate nitrite free), а также G12+ (спецификации Фольксвагена). Такие ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы – они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии.

К данному типу относится Kühlerfrostschutz KFS 12+ с комплексным пакетом ингибиторов OAT и не содержит аминов, нитритов, фосфатов, боратов, а также силикатов. Применяется для охлаждения двигателей марок: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Suzuki. Данный стандарт появился в 2006 году, и он совместим с антифризами предыдущего поколения. Срок службы увеличен до 5 лет, но если смешивать с антифризом стандарта G11 и аналогами, то срок службы сократится до 3 лет. Нередко об этом забывают сказать механики на СТО, доливая антифриз в систему при замене помпы двигателя. Как результат, через 2-3 года антифриз теряет свои свойства, и в системе может образоваться коррозия, а на стенках гильз и на крыльчатке помпы кавитационная эрозия.


KFS 12Лобридные антифризы

В данных антифризах органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Общепринятое обозначение еще не установлено, поэтому европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские – N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские разработчики – Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные).

К данному типу относится антифриз «Kühlerfrostschutz KFS 12++» – гибридный антифриз нового поколения с содержанием силикатов. Одним из преимуществ является повышенная температура кипения, все присадки сохраняют свои свойства при высокой температуре, что позволяет применять его на современных теплонагруженных двигателях. Например, Volkswagen использует данный тип для заливки на конвейере с 2008 года, а Mercedes с 2014 года. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы, иначе может образоваться осадок. Срок службы антифриза составляет 5 лет.



KFS 13Лобридный антифриз с добавлением 20 % глицерина

Самое современное поколение G13 появилось на свет в 2012 году и обязано в первую очередь заботе об экологии – при химически схожем с G12++ пакете присадок, часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином, что позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку. Используемые ингибиторы пока не имеют общепринятого наименования и называются «SOAT coolants» либо «Lobrid coolants».

К данному типу относится антифриз Kühlerfrostschutz KFS 13. Этот продукт создан для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Благодаря силикатам, содержащимся в составе ОЖ, на поверхности металлических деталей системы охлаждения образуется сверхтонкая антикоррозионная защитная пленка. Отличительной чертой антифризов G 13 является неограниченный срок эксплуатации, если он заливается в новый автомобиль.

Особое внимание стоит уделить владельцам автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroën), где требуется своя спецификация PSA B71 5110.

KFS 33Для таких автомобилей подойдет антифриз Kühlerfrostschutz KFS 33 – лобридный антифриз, содержащий в себе комбинацию из органического карбоксилатного пакета присадок и небольшой доли неорганических минеральных ингибиторов. Содержание молибдатов ~ 1000 мг/кг, они применяют для гашения кавитации помпы, в соответствии с требованиями PSA. Данный антифриз можно смешивать только с антифризами G33 и его аналогами. Автопроизводитель рекомендует менять антифриз раз в 6 лет (или 120 000 км).

Все представленные антифризы состоят из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок и воды. В антифризе Kühlerfrostschutz KFS 13 часть этиленгликоля заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации. Все это является стандартом для качественной работы двигателя. Опасен не только старый антифриз, но и некачественный, он может привести к неправильной работе, локальному перегреву и повышенному износу двигателя.

Некоторые производители пытаются сэкономить на основе и вместо дорогого гликоля применяют дешевый метиловый спирт. Естественно это сказывается на износе двигателя и повышенной нагрузке на масло, и в итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией. Кавитационная эрозия – это физическое явление кавитации, образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды. Когда пузырьки длительное время схлопываются вблизи металлической поверхности, то из нее высекаются микрочастицы металла, и поверхность покрывается язвами (ямками). Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок, затем эти ямки разрастаются, углубляются, а при длительной кавитации стенка цилиндра пробивается насквозь.

Кавитация гильз является одной из главных проблем, влияющих на срок службы двигателя. При поперечных колебаниях гильзы, вызванных движением поршня, в окружающей жидкости возникают волны разрежения и сжатия. Нагретая жидкость постоянно вскипает и прекращает кипеть при понижении и повышении давления. Это провоцирует кавитационную эрозию гильзы, и приводит к ее разрушению. Для двигателя разрушение гильз означает капитальный ремонт.

От кавитации также страдает крыльчатка помпы. Здесь кавитация (образование и схлопывание пузырьков) возникает на концах лопастей крыльчатки за счет уменьшения давления при повышении скорости. Эти пузырьки «съедают» края лопастей, а в предельном случае крыльчатку целиком. Приходится заменять помпу.

Лучшие современные антифризы имеют в своем составе компоненты (пакеты присадок), способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз и продлить срок службы двигателя и помпы, но важно не забывать про сроки замены антифриза, иначе пакет присадок перестанет выполнять свою функцию.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail