Окунаясь в грунт с головой

Автор: Роман АКОЛЬЗИН


В кризис очень важно четкое соблюдение технологии кузовного ремонта и использование зарекомендовавших себя материалов, которые обеспечивают стабильное качество выполненных работ. Взять в пример грунт-наполнитель, который применяется для окончательного выравнивания поверхности перед финишной покраской. От тонкой «прокладки» между металлом или какой-либо иной подложкой и краской напрямую зависит внешний вид ЛКП. Но как профессионалу разобраться во всем многообразии выбора, когда тестировать самостоятельно каждый продукт просто нет времени? «КУЗОВ» реализует этот запрос.



На учебно-производственной базе Национального учебного центра компании «Европроект Групп», расположенного в Калуге, редакция тестирует 6 популярных грунтов-наполнителей: Brulex 2K-HS-Порозаполнитель 5+1, Car fit 2K ACRYL FILLER HI-BUILD, 2K Jetа pro, Spectral UNDER 355, Lesonal 2K High Build Filler и A1 X-FILLER.

Чтобы максимально объективно отразить работу подопытных продуктов, мы провели ряд тестов, в которых по шестибальной шкале оценили рабочие характеристики грунтов. Исследованию подверглось как само нанесение и сушка грунтов, так и их матовение, толщина и даже последующая шлифовка. Начальный тест более всего напоминает обычный рабочий процесс малярно-кузовного цеха. Заблаговременно технолог подготовил абразивом P240 несколько дверных панелей и обезжирил их.



Грунты были смешаны с отвердителями и растворителями заранее. Все шесть тестируемых контейнеров с рабочей смесью были подготовлены к работе в соответствии с техническими требованиями производителей и впоследствии опечатаны.



Во время «перезарядки» краскопульта инструмент в обязательном порядке промывался.



Технолог поочередно наносил грунт в два слоя, после чего оценивалась легкость и скорость нанесения. Во время сушки визуально также фиксировались размеры проявившейся шагрени. Согласно техническим требованиям производителей, для теста использовался грунтовочный пистолет DeVilbiss Pri Pro системы HVLP с соплом 1,8 мм, которым грунт наносился на поверхность с расстояния 10-15 см при давлении 2 бара.



Отдельно обговаривалась тема смешивания продукта с растворителем. Известно, что чем больше в смеси разбавителя, тем выше риск возникновения просадок вследствие его испарения. Это обусловлено микроскопическими преобразованиями: разбавитель, попадая в риску от абразива на обработанной поверхности, заполняет ее и размягчает. Сверху эту влажную «рану» укрывает толстый слой грунта, после чего деталь сушится и шлифуется. Если разбавителя оказалось в «ране» очень много, то время его испарения пропорционально затягивается, что требует увеличенных энергозатрат и терпения маляра. В таких случаях технология сушки сознательно нарушается в угоду ускорения процесса. В результате уже через 2-5 дней, застоявшийся разбавитель выходит из риски, а затвердевший грунт «падает» в пустоты, образуя видимые глазу просадки.



Первый тест

Первым тесту подвергся Brulex 2K-Fuller 5+1. Грунт пригоден для нанесения на 1К грунты, отшлифованные «по-мокрому», полиэфирные шпатлевки, старое лакокрасочное покрытие, отвержденное и отшлифованное, заводскую катафорезную грунтовку, на небольшие места прошлифовки до чистого металла (например, в случае зашпатлеванной ремонтной поверхности).

Смешивается грунт в пропорции 5:1 с 2K-отвердителем Brulex и 2K-растворителем универсальным. Время выдержки между 2-мя слоями составило 9 минут. Финальная же сушка была выполнена за установленные 30 минут в ОСК при температуре 60°C.



Одновременно с окраской дверной панели технолог покрывает 1 слоем грунта металлическую тестовую пластину для проверки толщин в последующем исследовании. С нанесением материала никаких проблем не возникает.



Вторым на дистанцию вышел Car fit 2K ACRYL FILLER HI-BUILD. Этот акриловый наполнитель может использоваться вместо жидкой шпатлевки, что требует меньше временных затрат на ремонт и снижает расход материалов. Наполнитель пригоден для обработки деталей, перекрытых полиэфирными материалами. Смешивается в пропорции 5:1 с отвердителем. Между слоями было достаточно 14-минутного перекура, а конечная полимеризация успешно произошла за отведенные полчаса в теплой камере.

При нанесении отмечаем низкую текучесть материала, а также высокие наполняющие свойства. С межслойной и финальной сушкой проблем не выявлено.

Замыкает первую тройку акриловый грунт 4:1 2K Jetа pro, двухкомпонентный продукт с высоким содержанием сухого остатка(HS). Применяется как наполнитель для локального и полного ремонта кузовного элемента. Обладает высокой заполняющей способностью и быстро высыхает даже при нанесении толстым слоем. Имеет хорошую адгезию к поверхностям различного рода.



По аннотации грунт следует разбавлять в пропорции 4:1. Однако после добавления необходимого количества разбавителя оказывается, что смесь осталась очень густой. Конечно, ее можно нанести и в таком виде, но очевидно, что это будет неудобно для исполнителя. Слишком толстый слой грунта – далеко не бюджетное решение в кризисные времена. С целью удобства нанесения мы добавили чуть больше разбавителя в противовес риску появления просадок.



2K Jetа pro даже с 30% разбавителя, которые мы намешали вместо положенных 20%, наносится чрезвычайно тяжело. Мы должны были потерять на толщине покрытия, но визуально этого не произошло. Пистолет просто залил всю панель вязкой смесью наподобие жидкого цемента. Межслойная сушка составила около 12 минут, а через полчаса полимеризации в ОСК грунт уже был готов к работе.

Следующий конкурсант-грунт Spectral UNDER 355 по своим физическим свойствам оказался очень похож на 2K Jetа pro. Продукт довольно универсален, допускает­ся работа с толстыми слоями, а также его применение при малярных и отделочных работах по металлу, дереву, бетону и пластмассе. UNDER 355 смешивается в пропорции 4к1 с отвердителем H 6525 1 и разбавителем SOLV 855. Приветствуется также добавление 1 части ускорителя Spectral Extra 755, сокращает время финишной сушки. Для работы с пластиком следует добавить присадку PLAST 775, улучшающую эластичность. Получить различные оттенки подложки можно с помощью красителя EXTRA 745. Количество EXTRA 745 в смеси не должно превышать 3% веса, иначе переизбыток приведет к ухудшению шлифуемости грунта и потере адгезии.




Грунт толстослойный, но не такой густой как 2K Jetа pro. При его нанесении приходится долго вести краскопульт по поверхности. На фотографии прекрасно видна малая ширина факела. Как мы выше говорили, желающие упростить процесс могут подбавить разбавителя в смесь, но это снизит качество покрытия. Работа с этим продуктом ставит перед маляром сложный выбор: либо потеря времени на нанесении, либо риски от просадок. В два слоя поверхность отлично укрывается. Межслойная сушка составила 12 минут при 20°C, а вот финишное отвердение при 60°C вписалось в установленные 30 минут.



Двухкомпонентный грунт-выравниватель на основе акриловых смол Lesonal 2K High Build Filler вызвал у нас особый интерес в силу своей популярности на рынке. Грунт считается высоконаполняющим и в профессиональной среде знаменит большой толщиной пленки. При этом по своей консистенции продукт совершенно жидкий. Для создания необходимого оттенка подложки применяется концепция Lesonal GreyShades.

Смешивается грунт по формуле: 5 частей 2K High Build Filler : 1 часть отвердителя Universal Hardener и 1 часть растворителя Multi Thinners.

Нанесение происходит в два слоя. Межслойная выдержка составила 11 минут при комнатной температуре. Финальная полимеризация ожидае­мо уложилась в тестовые 30 минут в камере. 2K High Build Filler легко и быстро наносится, отличается хорошим переносом материала с факела на панель.



Финальным аккордом в нашем тесте стал базовый грунт-наполнитель X-FILLER 2K от компании A1. Продукт довольно универсален. Благодаря высокому содержанию сухого остатка может быть использован как грунт-изолятор в экспресс-версии с толщиной покрытия 60-130 микрон и в качестве толстослойного грунта-наполнителя с толщиной покрытия 130-300 микрон. Отличается высокой адгезией к стали, оцинкованной стали, алюминию, стекло-полиэстровым ламинатам (GFK/GRP) и обладает антикоррозион­ными свойствами.



X-FILLER 2K смешивается в пропорции 5:1 с отвердителем HARDENER X-FILLER и разбавителем X-THINER. Наносится медленно, но равномерно, пистолет не выплевывает материал. Сушка между двумя слоями составила 10 минут, а конечная уложилась в тестовые полчаса.




Второй тест
Следующий тест помог оценить, каким образом шагрень может повлиять на обработку грунта, забиваемость абразива и расход кругов. После 30 минут сушки в ОСК при температуре 60°C грунты были готовы к шлифовке абразивом sia P320.



Brulex 2K-Fuller 5+1

Визуально толщина слоя достаточная, а поверхность практически не содержит шагрени.



Шлифуется отлично. Затраченный круг практически не пригоден к продолжению шлифовки.



Car fit 2K ACRYL FILLER HI-BUILD

Высокие наполняющие свойства имеют как плюсы, так и минусы. Благодаря хорошему растеканию грунт все четко укрывает. Шагрень прие­млемая.


Однако при обработке толстослойный грунт, который по сути может собой подменить жидкую шпатлевку, сложнее шлифуется, чем его аналоги. В итоге абразив изрядно подзабился, но панель смог добить. Как и указано в технической документации, его однозначно следует использовать на больших открытых площадях.



2K Jetа pro

Даже излишне разбавленный состав оставил после себя ужасную видимую невооруженным глазом шагрень.


Чтобы разбить такие неровности, пришлось работать шлифмашиной в два раза дольше. В процессе образовалось много крупной пыли, которую не успевал всасывать пылесос. Более того, срезая «шишки», мы столкнулись с проблемой иного характера: в местах, где слой грунта тоньше, может произойти его пробитие до металла.



Итого было потрачено 3 абразивных круга.



Spectral UNDER 355

Даже разбавленный грунт оставил заметную шагрень.



Стесать ее – оказалось сложным испытанием. Затратив уйму сил и три абразивных круга, задачу мы все-таки выполнили. Однако справедливости ради отметим, что тяжелой пыли, как в случае с 2K Jetа pro, на поверхности детали при шлифовании не образуется. Более того, грунт не пробило до металла.





Lesonal 2K High Build Filler

Грунт оставляет приемлемую шагрень, которая, несмотря на немаленький размер, легко вышлифовывается. Абразивного круга хватит, чтобы зачистить еще одну дверь.



A1 X-FILLER 2K

Проявляется посредственная шагрень. Изначально она казалась крупной, но при шлифовке выяснилось, что все «шишки» мягкие и легко устраняются. Из-за этого недосмотра чуть пробилось покрытие, однако абразива хватило бы еще на панель.





Третий тест

Третий тест – это проверка толщины материала, нанесенного в процессе первого теста на зачищенные до металла равноценные пластины. Для объективности мы замерили толщину в пяти точках площади: по углам и один замер прои­звели по центру. Демонстрируем результаты, сведенные в таблицу вместе со средней арифметической для каждого грунта.



По результатам исследования можно выделить в лидеры грунты марок Brulex 2K-Fuller 5+1 и Lesonal 2K High Build Filler. Car fit 2K ACRYL FILLER HI-BUILD и A1 X-FILLER 2K заняли прочные центральные позиции. Уступили конкурентам продуты 2K Jetа pro и Spectral UNDER 355 в первую очередь по причине густоты и толстослойности покрытия, которое отличается сложной шагренью. Это и потянуло за собой проблемы со шлифовкой.



Однако решающим фактором для потребителя будет, конечно же, цена. Кто-то считает, что чем гуще грунт, тем больше получится разбавленной смеси. Тест показал, что это далеко от действительности. Такие грунты визуально выглядят выгодными, поскольку на литр грунта к ним приобретается 0,25 отвердителя и 30% разбавителя. Таким образом кажется, что можно автоматически получить полтора литра готовой смеси вместо купленного литра. В итоге растворитель все равно улетучится, а нанесенный объем окажется с лишними микропустотами.



Лидирующие в нашем тесте бренды являются и самыми дорогими, на момент проведения теста в конце декабря редакция подготовила таблицу-отчет по финансовым затратам на каждый продукт. Однако последовавшие волнения на валютном рынке и неопределенность экономической ситуации делают эту информацию неактуальной вследствие скачкообразного изменения цен на некоторые из продуктов.





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail