О пользе воды. Лаки на водной основе

Автор: Николай ПИМЕНОВ


лак для кузоваБез использования на заключительном этапе окраски кузова одно- или многокомпонентного автолака невозможно получить качественную и надежную защиту поверхности от воздействия внешних факторов – солнечной радиации, дождей, снегопадов, колебаний температуры, противогололедных реагентов, птичьего помета, механических повреждений. И при этом хотелось бы, чтобы лак, высыхая, не отравлял окружающую среду, угрожая нашему здоровью. Возможно ли такое?
     

На водной основе – это современно

Лаки – это растворы натуральных, либо синтетических смол. В качестве растворителей в лаках используют углеводороды, ацетон, этанол, олифу и даже эфирные масла. 

Находясь в жидком или полужидком состоянии, лак наносится тонким слоем на ранее положенную на металл кузова грунтовку и краску.

Высыхая, слой лака образует прочную прозрачную защитную пленку. Покрывая блестящим или матовым слоем эмаль на кузове, лак довершает создание образа, разработанного дизайнером. Образование полимерной пленки при нанесении лака, если рассматривать традиционные лаки, происходит за счет испарения растворителя и отвердевания его полимерной основы – термопластичных полимеров.

Однако предел, ограничивающий содержание органических растворителей в литре приготовленной базовой краски, двухкомпонентной эмали или же лака, сегодня в Европе не должен превышать 420 г/л. В отличие от Европы российские потребители ЛКМ в настоящее время еще не ограничены жесткими экологическими требованиями при выборе систем покрытий. Пока не принят даже Технический регламент ЕАЭС на лакокрасочные материалы, а именно технические регламенты по безопасности должны быть главным регулятором допуска продукции на рынок. Но рано или поздно придется европейские нормы взять на вооружение и нам.

Для выдерживания евростандарта VOC ученым потребовалось в ЛКМ увеличить долю сухого остатка и снизить количество растворителя в эмалях и лаках, понизив тем самым VOC или концентрацию летучих органических соединений.

Но безгранично уменьшать количество растворителя в лаке невозможно. Поэтому, чтобы добиться экологичности автолаков и снижения VOC, пришлось заменить растворитель на воду. Вода, безусловно, используется не водопроводная, а прошедшая специальную обработку.

Водорастворимые лаки, основой которых являют­ся термореактивные полимеры, в настоя­щее время используются все шире и шире. В США водорастворимые лаки очень популярны, а, например, в штате Калифорния другими видами лаков вообще пользоваться запрещено.

В таких лаках не нужны растворители, низкую вязкость им обеспечивают олигомеры. Отвердевание лаковой пленки происходит в результате образования полимера, полученного из олигомера в ходе химической реакции полимеризации или поликонденсации. В реакции участвуют специальные вещества, отвердители или катализаторы.

Автопроизводители успешно сегодня применяют лаки на водной основе при окраске автомобилей. Надо отметить, что многочисленные тесты, проводившиеся по разным методикам и в режимах различных нагрузок, показали, что практически на всех этапах исследований водорастворимые лаки не уступали по эффективности и эксплуатационным качествам традиционным. А при использовании специальных устройств для сушки поверхности время высыхания удавалось уменьшить до уровня, сопоставимого с временем высыхания традицион­ного лака. Однако среди наших автомаляров бытует мнение, что время высыхания, а также твердость и другие защитные качества у традиционных лаков значительно выше тех, что могут обеспечить водорастворимые. Традиционные автолаки, безусловно, сегодня используются в России гораздо чаще еще и по той причине, что основная масса автомастерских и СТО только с ними всегда и работала.

Но главной причиной, пожалуй, существующей ситуации является цена. Причем сам водорастворимый лак стоит не дороже традиционного, а вот отвердитель для стандартного лака стоит гораздо дешевле. Дело в том, что обычный отвердитель очень чувствителен к влаге, и он сразу вступает в реакцию с водой, содержащейся в лаке, а только потом с самой смолой. Поэтому для использования в водорастворимом лаке отвердитель необходимо дополнять специаль­ными дорогостоящими компонентами, иначе качественной реакции полимеризации может не произойти.

Еще одной причиной популярности «классики» является то, что для работы водорастворимыми лаками требуются некоторые специальные условия. Причем речь не идет о специальных инструментах, краскопультах или окрасочных камерах. Но в помещении необходимо обеспечить температуру в диапазоне от 15 до 30 °C и влажность до 65%, и можно приступать к работе с лаком.

Технология нанесения обоих типов лаков практически одинакова. Главное отличие в виде самого лака во время нанесения. Пока водорастворимый лак не высох, он выглядит матовым. Это мешает в определенной степени быстро оценить качество нанесения. Но за водорастворимыми лаками будущее, поскольку ужесточения экологических норм не избежать, они будут в дальнейшем только более строгими.

лак

Купить качественный лак на водной основе у нас не проблема

Компания Mipa была основана в 1948 г., а с 2001 года получила название Mipa AG. Сегодня производственные мощности компании, кроме родной Германии, действуют и в Швейцарии, и в Австрии.

Для наложения внешних слоев Mipa предлагает водорастворимый лак Mipa 2K-Clear coat C210. Используя традиционный метод нанесения ЛКМ с незначительными изменениями, этот продукт позволяет получать поверхность, отличающуюся сильным блеском, отличными защитными характеристиками и долговременной адгезией.

К полировке лака Mipa 2K-HS CC 4 можно приступать сразу после сушки в печи. Это покрытие обладает стабильными характеристиками, на которые не влияют ни экстремальные температурные перепады, ни химические или механические воздействия.

Лак на водной основе Mipa 2K-HS CS 85 особенно устойчив к появлению трещин и царапин, в нем используется технология Reflow. Дело в том, что крошечные царапины могут появляться на поверхности кузова автомобиля по различным причинам, даже в результате интенсивного воздействия грубой щетки во время мойки автомобиля. Со временем число таких царапин растет и приводит к потускнению краски, утрате привлекательного вида. Но по технологии Reflow в лак вводятся дополнительные компоненты, делающие внешний слой лака более эластичным. В результате, под действием тепла, даже солнечной радиации, царапины просто исчезают или по крайней мере становятся невидимыми для человеческого глаза.

Созданный на базе нанотехнологий водорастворимый лак Mipa 2K-HS-CS-44 имеет очень высокую твердость, устойчив к появлению незначительных царапин и образованию микротрещин. Этот лак используют и для полной, и для частичной обработки кузовов легковых автомобилей, рам мотоциклов, элементов грузовых автомобилей и отдельных деталей.

Еще одна компания, представленная на российском рынке, AkzoNobel Car Refinishes, являет­ся международным концерном, продукция которого представлена более чем в 80 странах. На предприятиях AkzoNobel трудится более 60 000 работников. Штаб-квартира в Арнеме (Нидерланды) действует с 1994 г., после слияния двух мощных предприятий – Akzo и Nobel.

Проанализировав потребности СТО, специализирующихся на кузовном ремонте, специалисты компании разработали бесцветный лак Sikkens Autoclear LV Superior. Система двухкомпонентных лаков полностью соответствует европейским нормам VOC. В Autoclear LV Superior используется 3 вида лака, один отвердитель и 3 различных разбавителя. Входящие в состав системы компоненты можно комбинировать, получая при этом лаки с различными свойства. Например, в зависимости от выбора разбавителя и температуры сушки, время полного высушивания может занимать от 12 минут до 8 часов. AkzoNobel рекомендует использование Autoclear LV Superior всем автоцентрам соответствующего профиля.

Компания Spies Hecker, образованная в 1882 году в Германии – это один из крупнейших произ­водителей ЛК и подготовительных материалов с годовым объемом сбыта около 20 тыс. тонн. Компания Spies Hecker также производит оборудование для приготовления красок, а именно механизированные стенды для перемешивания компонентов, дозаторы, высокоточные электронные весы и каталоги с цветовыми решениями. Кроме того, предлагается широкий выбор приспособлений, необходимых для произ­водства ЛКМ: тест-карты, мерные линейки, тара и т. д.

Важнейшим вопросом в работе предприятия, занимающегося малярными работами, является выполнение ремонта в кратчайшие сроки с максимально высоким качеством и соблюде­нием норм охраны окружающей среды. Компания предлагает большой ассортимент лаков собственной разработки. Спросом у профессионалов пользуется лак HS Optimum Plus 8650 с высоким содержанием твердых веществ и полностью отвечающий требованиям по содержанию летучих веществ VOC. Лак HS Optimum Plus 8650 может с успехом применяться даже там, где невозможно создать высокую температуру для сушки в окрасочно-сушильной камере. При использовании специальной добавки лак эффективно применяется для окраски жестких и полужестких пластиков. Время сушки при температуре 60 °C всего 10 – 35 мин., в зависимости от выбранного типа отвердителя.

В 2016 г. концерн BASF приобрел компанию Chemetall, являющуюся одним из ведущих мировых поставщиков материалов для прикладной обработки металлических, пластиковых и стеклянных поверхностей в широком спектре отраслей. Продукты и решения Chemetall удачно дополнили портфель продуктов, произ­водимых BASF, было создано подразделение лакокрасочных покрытий BASF Coatings Service, которое сегодня превратилось в глобального эксперта по разработке, производству и маркетингу инновационных покрытий для автопроиз­водителей. Продукция BASF CS используется в автомобилестроении, авиационно-космической отрасли, в металлообработке. Разработки BASF Coatings Services сегодня эффективно используют и крупные специализированные автоцентры, и небольшие мастерские.

Серия Glasurit включает в себя линейку бесцветных лаков, на некоторых хотелось бы остановиться особо. Лак Glasurit 923-447 HS Clear, изготовленный с использованием нанотехнологий, образует покрытие, устойчивое не только к царапинам, но и ударам щебня, воздействию солевых смесей. Дополнительным преимуществом, важным для любого автомаляра, является короткое время высыхания.

Универсальное прозрачное покрытие Glasurit HS 923-335 Multi Clear VOC, отвечающее требованиям директив VOC, предназначено для самой широкой группы автосервисов, заинтересованных в материалах отличного качества по разум­ ной цене. Лак характеризуется прежде всего отличной адгезией, красивым, ярким блеском и усилением глубины цветов покрытых им базовых слоев эмали.

Лак Glasurit 923-135 HS Racing Clear VOC позволяет максимально быстро устранять незначительные повреждения покрытий, благодаря эффективной сушке даже при комнатной температуре. Благодаря короткому времени сушки Glasurit 923-135 HS можно использовать для покраски отдельных деталей кузова, поскольку те могут устанавливаться на автомобиль сразу после короткого времени высыхания. Этот продукт серии Glasurit, как и все, описанные выше, соответствует Европейским нормам содержания VOC.

Хотя разделение современных составов и материалов на краски и специальные автолаки достаточно условно, все-таки лаки имеют свои особенности. В их состав часто вводят компоненты, значительно повышающие защитные качества, увеличивающие ресурс покрытия, меняющие вид базовых эмалей. Поэтому, решив красить автомобиль, совсем не лишним будет для владельца разобраться, каким лаком будет покрываться его машина.

Сравнительная таблица общих свойств традиционных и водорастворимых лаков

Общие свойства покрытий традиционными и водорастворимыми лаками

лакокрасочные материалы



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail