Подъемная мощность

Автор: Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ


В идеальной ситуации, когда здание под будущий автосервис строится с нуля, возможности организаторов бизнеса не ограничены ничем, кроме профессионализма создателя проекта. Однако на практике чаще всего приходится исходить из особенностей арендованного помещения, которое спроектировано совсем не под автосервис. И в том, и в другом случае организаторы должны хорошо разбираться в оборудовании, так как последствия ошибки приведут, как минимум, к снижению оперативности рабочего процесса. В случае неудачного выбора половина запланированного функционала станции обслуживания просто не будет реализована, что приведет к сокращению прибыли.

Образование принято начинать с самого простого, с азов. Азы автобизнеса – это, конечно же, подъемники, без которых не обходится ни одна сервисная станция. Начинать расстановку целесообразно именно с них, ведь это оборудование, вдобавок, занимает в цехе больше всего места. Чтобы подсчитать, сколько постов ремонта удастся разместить в помещении, необходимо знать весь ассортимент автомобильных лифтов и орие­нтироваться в назначении каждого из представленных на рынке типов подъемников, их особенностях и габаритах.

Сергей АлександровПо словам Сергея Александрова, директора департамента автосервисного оборудования «Европроект Групп», большая часть представленных на рынке автомобильных подъемников относится к двум основным конструктивным типам, хотя и выполняют эти механизмы разные функции. Подъемники первого типа позволяют поднять автомобиль с опорой на его лонжероны или раму. У механизмов второго типа есть подъемная платформа (или две платформы), на которую заезжает автомобиль. В каждой категории есть «фавориты», за которые «проголосовали рублем» организаторы бизнеса и профессионалы в области сервиса из разных стран.

Среди подъемников первого типа наибольшее распространение получили модели с двумя опорными столбами. Среди подъемников с платформой наиболее популярны механизмы с четырьмя опорными столбами. Их популярность основана на ряде удобств и универсальности – они позволяют проводить весь спектр наиболее распространенных работ по ремонту автомобилей, например, замену технических жидкостей, слесарный ремонт. Тем не менее, на рынке существуют и специализированные подъемники, существенно упрощающие какую-либо отдельную операцию, например, установку углов колес. Они обладают какой-либо характерной особенностью, делающей их незаменимыми. К таким механизмам относятся, к примеру, портативные подъемники; мобильные подъемники; подъемники, встроенные в пол, и парковочные лифты. Мы предлагаем вам краткий экскурс в особенности каждого механизма, чтобы помочь вам разобраться, чем каждый из описанных типов может быть полезен бизнесу.


Четырехстоечные подъемники

Автомобильные подъемники с опорой на четыре столба, пожалуй, наиболее универсальны. Основное их преимущество – устойчивость – качество критически важное, когда речь идет о необходимости поднять автомобиль, обладающий большой массой и стоимостью. Дополнительные опорные колонны дают значительное преимущество в повышении устойчивости, а значит, предлагают принципиально иной уровень безопасности как для персонала, так и для клиентского автомобиля. Есть и еще одна немаловажная особенность – возможность оперативно загнать на платформу автомобиль. Оперативность дает прирост в скорости обслуживания, а этот параметр может быть критически важным, если речь идет об операциях, требующих для рентабельности высокой проходимости. Именно по этой причине на подъемниках с четырьмя столбами часто останавливают выбор, к примеру, экспресс-станции по замене масла и специализированные сервисы по ремонту выхлопных систем.

В странах с более высоким благосостоянием среднего класса и развитой культурой DIY («сделай сам») четырехстоечные подъемники – распространенный выбор владельцев домашних гаражей, так как этот тип механизма не требует специальных работ по установке. В частности, нет необходимости крепить подъемник на анкера в пол. Сделать это не всегда возможно, так как для надежного крепления подходит только пол из прочного материала, такого как железобетон. И наконец, благодаря устойчивости четырехстоечный подъемник позволяет хранить в гараже два автомобиля вместо одного при условии, естественно, достаточной высоты потолка.

К недостаткам четырехстоечных подъемников следует отнести несколько большую дороговизну, хотя и не предельную, так как ножничные подъемники еще дороже. Относительная дороговизна возникает по той простой причине, что на производство двух дополнительных опорных столбов и платформ необходимо затратить больше стали. Кроме того, подъемники с платформами не слишком подходят для организации шиномонтажного цеха, по сравнению с двухстоечными механизмами, так как, чтобы поднять не только автомобиль, но и колеса, необходимо дополнительно приобрести траверсу. Инвестировать деньги в подъемник, чтобы потом докупать дополнительное оборудование, не всегда целесообразно.

Теме не менее, способность поднимать тяжелые большие автомобили, мобильность в случае переезда из одного арендованного помещения в другое, возможность проводить разнообразные сервисные операции и хранить автомобили «вторым этажом» составляют сочетание, которое делает четырехстоечные подъемники наиболее универсальными.

Двухстоечные подъемники

Двухстоечные автомобильные подъемники вы, вероятно, найдете в любой профессио­нальной автомобильной мастерской. На двух массивных столбах, которые в некоторых случаях укреплены при помощи вспомогательных стабилизаторов, двухстоечный подъемник способен удерживать автомобили разной весовой категории. Тем не менее, основная причина, по которой организаторы бизнеса останавливают выбор на подъемниках этого типа, в сочетании доступной цены и небольших габаритов. Действительно, подъе­мник с двумя столбами занимает в цехе минимум места. По сути, для его установки достаточно площади, которую занимает автомобиль, плюс приблизительно по одному метру в каждую сторону. Самым же значительным преимуществом следует признать возможность не просто поднять автомобиль, а еще и вывесить колеса, что необходимо при проведении подавляющего большинства операций слесарного ремонта.

Двухстоечные автомобильные подъемники бывают симметричными или асимметричными. Асимметричные автомобильные подъемники отличаются от симметричных тем, что их столбы установлены таким образом, что позволяют открывать двери поднятого автомобиля без риска повредить лакокрасочное покрытие. Столбы асимметричных автомобильных подъемников развернуты друг относительно друга, а передние и задние несущие выдвижные элементы имеют разную длину. Эти особенности позволяют смещать центр тяжести относительно вертикальной оси, что очень удобно в случае с автомобилями, у которых, как правило, передняя часть с расположенным в ней моторным отсеком весит больше. Использование асимметричного подъемника, таким образом, позво­ляет скомпенсировать смещение центра тяжести автомобиля в сторону носа, а значит, способствует большей устойчивости и безопасности. Дополнительное преимущество асимметричных подъемников заключается в возможности беспрепятственно открывать водительскую или переднюю пассажирскую двери и проникать внутрь автомобиля, не опуская его.

Основной недостаток как асимметричных, так и симметричных двухстоечных подъемников в том, что базовые модели имеют существенное ограничение по массе, как правило, не более 3-4 тонн. Кроме того, использование двухстоечного подъемника требует от персонала сервиса более высокой квалификации и постоянного внимания при каждом подъеме и спуске, так как при неудачном расположении несущих элементов велик риск срыва автомобиля с одного из них. Поскольку подводятся силовые элементы под лонжероны, наименьшими неприятностями при срыве будет повреждение днища и порогов, а в худшем случае автомобиль перевернется и упадет на пол.

Ножничные подъемники

Термином «ножничный подъемник» обозначают широкий спектр подъемных механизмов, в которой роль подъемного механизма выполняет система стальных рычагов и гидравлических цилиндров, с платформой для въезда автомобиля или без нее. В зависимости от конфигурации, платформа ножничного подъемника может быть установлена на перекрещенные в виде буквы «X», соединенные между собой осью рычаги, систему рычагов в форме параллелограмма или многозвеньевую шарнирную конструкцию, которую называют пантографом.

Ножничные подъемники – наиболее развитый тип конструкции, поэтому на рынке можно найти образцы, работающие в самом широком диапазоне мощностей и способные поднимать автомобили на разную высоту. Благодаря этой особенности они удобны для тех сервисных операций, которые тре­буют доступа к разным частям автомобиля на переменной высоте, например, для работы по регулировке установки углов колес.


«К недостаткам ножничных подъемников можно отнести повышенную сложность конструкции, габариты, растущие в прямой зависимости от грузоподъемности, сложность в настройке и постоянной поддержке синхронизации платформ и, конечно же, дороговизну», – рассказал Сергей Александров. Самую большую массу имеют подъемники с системой рычагов, выстроенной в форме параллелограмма. В какой-то степени может быть отнесена к недостаткам необходимость следить за тем, чтобы платформа или две платформы подъемника были параллельны земле и друг другу, так как этот параметр может быть критически важным при той же работе по настройке развала и схождения. Современные требования к точности регулировки углов установки колес и сложность оборудования диктуют очень высокие требования к расположению колес автомобиля относительно друг друга, а также кузова относительно горизонтальной плоскости, поэтому производители уже озаботились этой проблемой. Их ответом стало создание подъемников с функцией выравнивания, которое может происходить автоматически под контролем электроники, руководствующейся данными телеметрии.

Несмотря на то, что ножничные подъемники в зависимости от конструкции могут опускаться очень низко, часть элементов остает­ся над уровнем пола, если нет заранее спланированного углубления. Кроме того, поскольку подъемный механизм в силу законов физики, хотя бы частично должен находиться под платформой, доступ к некоторым частям днища может быть затруднен.

Преимущества ножничных подъемников в мобильности, так как они не требуют силовых конструкций, углубленных в пол. Благодаря возможности опустить платформу или несущие элементы практически вровень с полом, поднять автомобиль при помощи ножничного подъемника можно быстрее, а размещение его относительно опор не требует такой аккуратности по сравнению с двухстоечными подъемниками.

Портативные подъемники

Если вы не располагаете мастерской значительной площади, пространство может стать вашей основной головной болью при расстановке оборудования. В последние годы неплохим средством борьбы за квадратные метры стали портативные подъемники.

Поскольку первоначально малогабаритные подъемники были разработаны для нужд выездных технических бригад, например, обслуживающих гоночные команды, основной заботой разработчиков стали малый вес и компактность в сложенном состоянии.

Ничего принципиально нового в отношении конструкции на данный момент не придумано. Большинство портативных подъемников представляют собой разновидность ножничных пантографов, как правило, параллелограммной конструкции, а также двухстоечных подъемников. Пожалуй, самой инновационной следует признать конструкцию на основе одного столба с длинной опорой и несущими элементами. У этих похожих на популярные у персонала крупных супермаркетов тележки-рохли конструкций есть важное преимущество – они обеспечивают наибольшую высоту подъема и практически ничем не ограниченный доступ. Основной недостаток очевиден – слабый уровень безопасности по причине малой устойчивости. По этой причине необходимо выбирать самую мощную конструкцию, которую вы только можете себе позволить установить на той площади, которой располагаете.





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail