Золотой ключ. Выбор СТО

Ремонтные соглашения в России и на Западе

Автор: Василий НАЗАРОВ


В 2016 году ГУП «Мосгортранс» купил почти полтысячи автобусов с семилетним контрактом жизненного цикла, включающим обслуживание, ремонт и утилизацию в конце службы. Сервисные и ремонтные соглашения: каково их настоящее и будущее в России и в мире, и как они влияют на систему автомобильного ремонта?

техосмотр

Даже на Западе долгосрочные автосервисные соглашения – относительно новая практика. Сервисные контракты, наиболее популярный вариант таких соглашений, в старой доброй Британии появились в 2002 году. Одним из пионеров в этом стал Mini, предложивший соблазнительную сделку: обслуживание 5 лет или 50 000 миль всего от 299 фунтов стерлингов, но… деньги вперед!

Предоплаченный сервис быстро набирает популярность и во многих странах превратился в отдельное, четко регламентированное направление бизнеса. В штате Калифорния, например, предлагать его могут только сервисные станции, лицензированные местным управлением по страхованию (CDI) – так администрация штата борется с недобросовестными продавцами, продающими контракт, а потом испаряющимися. В законе есть и другие драконовские требования: гарантом контракта должна выступать лицензированная страховая компания, он не может продаваться через интернет.

Александр НиконовВ России сервисные контракты тоже стали привычным продуктом. «У клиентов есть возможность приобрести сервисный сертификат на различное количество ТО, – рассказывает Александр Никонов, операционный директор автомобильной группы «АВИЛОН». – Услуга предлагается почти всеми марками, в том числе Mercedes-Benz, Volkswagen, Land Rover. Одним из преимуществ является фиксирование будущих расходов – подстраховка от изменения цены из-за возможных колебаний курса евро – и возможность пройти ТО по сертификату у любого дилера марки. Например, если срок ТО подошел во время путешествия «на юга».

«В люкс-сегменте производители предлагают продленную гарантию, которая страхует клиен­та от непредвиденных расходов до 12 лет. Данное предложение выгодно для владельцев люксовых автомашин, так как цена такого контракта намного ниже, чем среднестатистический ремонт подвески, рулевого управления, двигателя или коробки после гарантийного периода», – заверяет эксперт.

обслуживание люксовых авто

У Rolls-Royce свой подход. В рамках 4-х летней заводской гарантии клиент может бесплатно выполнить практически любые сервисные работы – ТО, замену колодок и технических жидкостей.

Запад: больше альтернатив

Сравнив разные предложения на зарубежном и российском рынке, мы обнаружили много общего. Нет кардинального отличия в ценах или предлагаемом наборе услуг. Предельный срок, на который можно получить контракт, примерно один и тот же.

Отличие в несколько большем разнообразии вариантов «у них». Российский список ограничивается контрактами для новых автомобилей, помощью на дорогах и страхованием от поломок.

При этом в нашей стране нет, например, гарантии поставщика (Product Warranty). В ее рамках поставщик моторного масла, антифриза или подобного продукта обещает, что если вы зальете его продукт, то ваш двигатель не сломается за межсервисный интервал, и обязуется в случае поломки компенсировать стоимость ремонта тех деталей, которые были в контакте с продуктом.

В разы шире, чем в России, в США и Европе используются сервисные контракты для подержанных автомобилей. Российские дилеры считают их слишком рисковыми; максимум, на что может рассчитывать клиент, это несколько месяцев гарантии.

«Гарантию 6 месяцев на все автомобили с пробегом компания «АВИЛОН» предлагает для категорий Exellent и Standart, – говорит Александр Никонов. – Такой пакет является базовым и покрывает ремонт ДВС или АКПП, но имеет ограниченный лимит на сумму ремонта. Клиент за дополнительную оплату может расширить пакет по наполнению и увеличить срок действия до 12 месяцев. Гарантию поддержи­вает независимая от дилера страховая компания с собственной службой управления и урегулирования убытков». Этот пример показывает, что российский рынок постепенно перенимает практику поддержки сервисных гарантий страховыми компаниями.

«Зато у нас»

Изучая сервисные пакеты разных марок, мы убедились, как трудно их сравнивать, потому что на рынке практически нет пакетов, одинаковых на 100% (думаем ли мы, что это случайность?) Самым прозрачным из рассмотренных оказался контракт ГАЗ. Нижегородский производитель включает в стоимость пакета услуги ТО, замену жидкостей и ряда компонентов естественного износа: колодок, шарниров, шлангов.

В Peugeot тоже можно купить пакет, который будет включать компоненты естественного износа, но французский список заметно отличается.

Только к автомобилям Nissan можно купить контракт после первого ТО. Все прочие марки предлагают этот продукт только к новым автомобилям.

Еще один способ дифференцирования – скидки на компоненты в рамках сервисных контрактов, у каждого бренда условия свои.

Автовладельцам развитых стран еще труднее, потому что предлагаемый спектр шире. Контроль за порядочностью участников рынка берут на себя регуляторы. Например, управление по страхованию Калифорнии следит за тарифами на полисы страхования от поломок (MBI), не позволяя их необоснованно завышать.

Простой и заманчивый механизм предла­гает британский автосервис Halfords: вы платите ежемесячный взнос, который ложится на индивидуальный счет. Накопленная сумма может быть израсходована на любые ремонтные работы или покупку компонентов с солидными скидками. Неизрасходованные средства можно забрать в любой момент. А если вы сменили автомобиль и решили обслуживать его по той же схеме, остаток перейдет на новый счет.

Не корысти ради

Тем не менее, российские дилеры не злоупотребляют непрозрачностью ценообразования. Перечисляя плюсы сервисных контрактов для дилеров, Александр Никонов не упомянул повышение прибыльности. Напротив, в числе минусов – «низко-маржинальное обслуживание, угроза нерентабельности сделки при изменении курса евро, отсутствие расширения заказ-нарядов».

«Для импортеров одним из плюсов может стать «привязывание» клиентов к дилерской сети, а для дилеров главным преимуществом является рост лояльности к компании», – добавил он.

Низкоприбыльность сервисных контрактов подтверждается тем фактом, что далеко не все автопроизводители их предлагают, особенно в бюджетном сегменте. «В настоящий момент «Renault Россия» не предлагает пакет обслуживания пожизненного или на определенный срок, – ответила нам Анна Гемиш, пресс-атташе бренда. – Мы находимся в процессе анализа экономической целесообразности такого предложения».

Не предлагает сервисные пакеты и «АвтоВАЗ».

Показателен сделанный нами расчет для 4-летнего сервисного контракта «ГАЗель Next» с двигателем Evotech. По сравнению с оплатой каждого ТО по отдельности, он дает клиенту выгоду 6% или 12 300 рублей. Мы взяли альтернативу: отложить сумму, равную стоимости пакета, на депозит в банке под 6% годовых, и снимать с нее часть средств, когда приходит время проходить очередное ТО. Действуя так, автовладелец получит выгоду около 16 500 рублей. Но мы не учли инфляцию, а за 4 года цены на расходники и тарифы поднимутся существенно. Так что предложение ГАЗ выгодно. С одной оговоркой: если вы намерены обслуживаться в официальной дилерской сети.

Дмитрий Скакун«Цена на пакет все равно будет выше, чем стои­мость обслуживания на станциях сети «Бош Сервис», – считает Дмитрий Скакун, руководитель группы продаж автосервисных концепций Bosch. – Тот, кто считает деньги, рано или поздно переходит на обслуживание вне дилерского центра».

Дмитрий считает, что сервисные пакеты не могут нанести урон независимому сервисному сегменту: «В современном виде это скорее инструмент для борьбы с конкуренцией между дилерами, чтобы привязать клиента к конкретному дилерскому центру».


Бош Сервис

Убрать непредсказуемого частника

Самый «радикальный» вариант сервисного контракта – контракт жизненного цикла (КЖЦ), связывающий производителя и клиента от момента поставки продукта до конца его использования. Этот формат уже сейчас активно применяется в железнодорожном транспорте, сельском хозяйстве, авиации. Начинает он приживаться и в коммерческом автотранспорте, о чем говорит опыт «Мосгортранс».

А если легковой автопром пойдет по пути «уберизации» (аренды автомобилей вместо покупки), то КЖЦ перейдут и в этот сегмент. Потому что исчезнет частный автовладелец – самое непредсказуемое звено, делающее сервисные контракты рисковым занятием. Но это будет нескоро. Есть время понаблюдать и подумать над своим местом в сервисной модели, которая придет на смену существую­щей. 

Rolls-Royce

Клиенты моторостроительной компании Rolls-Royce не покупают авиационные и гоночные двигатели, а получают в пользование комплекты с сервисным пакетом. По информации Forbes, команды «Формулы-1», использующие двигатели Rolls-Royce, делятся с поставщиком денежной премией при победе в гонке.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail