Золотой ключ. Выбор СТО

Сервис на подъеме

Автор: Андрей ГОЛОВИН


Без подходящего автомобильного подъемника функционирование современной СТО не представляется возможным. Ассортимент автомобильных подъемников очень разнообразен. К основным техническим характеристикам автомобильных подъемников относятся: грузоподъемность, максимальная высота подъема автомобиля, электрическая потребляемая мощность. Если первый пункт технических характеристик зависит от потребностей клиентов, то остальные пункты зависят от параметров помещения СТО.

подъемники

Разделение на эконом, средний и премиум сегменты присутствует, но зависит не только от изменений приоритетов клиентов, но и от наличия помещения СТО, соответствующего всем требованиям оборудования.

В целом на рынке выделяется четыре категории автомобильных подъемников. К первой категории относятся дорогие европейские, преимущественно немецкие производители, такие как Nussbaum, Hoffman, Bosch, MAHA и американский Hunter. Их обычно используют крупные автодилеры, т.к. их установка предписывается автопроизводителем.

Ко второй категории более дешевых, но высоких по качеству производителей можно отнести продукцию знаменитой марки Rotary. В свое время подъемники производились на немецких мощностях из китайского железа и итальянской гидравлики. Сам бренд – американский, и независимо от указанных выше обстоятельств сборки, всегда по праву занимал высокое место на пьедестале среди компаний, работающих преимущественно с европейскими и американскими рынками.

Третий эшелон подъемников в основном сос­тоит из качественных производителей, к примеру продукции брендов Werther или Launch. Штаб-квартира корпорации Werther расположена в Хьюстоне, США, а сами подъемники собираются в Италии на тех же производствах OMA. Их подъемники всегда позиционировались в твердом среднем сегменте. Эксперты поговаривают, что частично в них применены фирменные китайские комплектующие. В свою очередь Launch является мировым и в то же время чистокровным китайским брендом первого порядка.

К последней, самой бюджетной категории, относится дешевое китайское оборудование, среди которого название «T4» стало нарицательным еще несколько лет назад. Пусть марок бюджетных подъемников великое множество, но суть того, что экономят не только на сложных механизмах, но и на качественном металле остается неизменным фактором в их производстве.

Самым ходовым товаром до сих пор являют­ся винтовые двухстоечные подъемники. Их можно встретить в большинстве отечественных автосервисов. Конструкция довольно проста: 2 колонны с опорной системой и подъемным механизмом внутри. Механизм работает от промышленных электросетей. Обычно требует­ся жесткое основание, например, прочный бетонный пол. Если пол не так прочен, можно использовать подъемники с напольной рамой. Подъем автомобиля производится с опорой на его лонжероны или раму. Сравнительно небольшие габариты и невысокая цена (варьируется в зависимости от подъемной массы и компании-производителя) делают двухстоечные подъемники оптимальным выбором для небольших СТО, ориентированных на ремонт легковых автомобилей.

Одностоечные подъемники бывают как стацио­нарные, так и передвижные. Они занимают мало места, но не отличаются высокой грузоподъемностью, высокой надежностью и безопасностью конструкции. Передвижные подъемники словно иллюстрируют собой переходный этап от сложного домкрата к простому подъем­нику. Встречаются как пневматическое, так и работающее от бытовой сети оборудование. Одностоечные подъемники хоть и набирают популярность, преимущественно используются лишь в качестве дополнения к более надежным конструкциям или же применимы в шиномонтажах и небольших гаражных сервисах.

Оборудование премиум-класса можно найти среди одностоечных и двухстоечных подъемников, но обычно к премиум-сегменту относят четырехстоечные, параллелограммные, ножничные и плунжерные подъемники. С помощью таких подъемников можно поднять автомобиль с опорой на колеса, а не на лонжероны или раму (впрочем, среди четырехстоечных подъемников встречаются и с опорой на лонжероны).

Четырехстоечные подъемники оптимальны при проведении работ по регулированию сход-развала, а также просто незаменимы при работе с тяжелой грузовой техникой. Однако они занимают гораздо больше места, чем ножничные, практически непригодны для установки в приямок («ровный пол»), имеют множество подвижных и трущихся элементов в конструкции, что снижает их степень надежности.

Некоторые считают, что четырехстоечные подъем­ники можно использовать «с колес», то есть не крепить анкерами к жесткому основанию, ведь данная конструкция обладает хорошей устойчивостью сама по себе. Это спорное утверждение, во всяком случае каждый производитель в инструкции по эксплуатации обязывает закрепить стойки анкерами. А вот к реальным недостаткам четырехстоечных подъемников можно отнести габариты. Далеко не в каждом помещении получится удобно разместить крупногабаритное оборудование. Кроме того, при обслуживании автомобилей с низким «обвесом» или маленьким дорожным просветом, просто невозможно заехать на любой 4-х стоечный подъемник. И в такой ситуации ножничный подъемник, вмонтированный вровень с полом – просто незаменим.

К преимуществам параллелограммных и ножничных подъемников относится компактность и повышенная безопасность. Данную конструкцию часто используют не только в автосервисах, но и при ремонте фасадов зданий, подъеме строительного оборудования и для погрузочных работ в складских помещениях.

Одним из главных отличий плунжерных подъем­ников от других типов является скрытое размещение всех механизмов внутри фундамента, что позволяет при необходимости освободить место в сервисе. Плунжерные подъем­ники просты в эксплуатации, но сложны в установке: необходимо провести подготовительные работы под полом помещения. К тому же, плунжерные подъемники – чрезвычайно дорогое удовольствие. При этом большинство операций, доступных для плунжерных подъем­ников, можно осуществить, используя стандартный винтовой двухстоечный подъемник.

Хотя доля четырехстоечных винтовых подъемников увеличивается, около 80% подъемного оборудования в автосервисах составляют двухстоечные подъемники. Ножничные и плунжерные используются редко, в основном крупными дилерскими центрами для соответствия омологациям или ради демонстрации высокого статуса.

Весьма интересна ситуация с типами приводов автомобильных подъемников. В подъемниках используется либо электрический привод (электромотор приводит в действие резьбовые штоки внутри колонн), либо электрогидравлический привод (элетромотор приводит в действие насос, создающий давление в гидроцилиндре, к которому прикреплены тросы внутри колонн). В мире чаще всего использует­ся электрогидравлический привод. Однако в России доля использования электромеханического привода все еще очень велика по сравнению с США, европейскими странами и Китаем. Это вызвано тем, что стандарты оборудования «АвтоВаз» долгое время были ориентированы на электрику. Кроме того, электрический привод исключает попадание частиц масла в рабочее пространство зон подготовки и окраски.

«Если большинство гаражных сервисов исполь­зуют бюджетные китайские подъемники, то в СТО все чаще используют средний сегмент оборудования. Компания ATIS еще 7-10 лет назад работала с бюджетным оборудованием, сейчас же освоила нишу автомобильных подъемников среднего класса. Именно на нее ориентированы СТО, руководство которых ищет золотую середину между ценой и качеством», – прокомментировал Сергей Величко, генеральный директор компании ATIS.

Несколько иначе обстоят дела с премиум-сегментом. В данном случае важен не только баланс между ценой и качеством, но и оригинальные решения, либо отсутствующие у конкурентов, либо предлагаемые за более высокую цену. К примеру, у бренда Hunter есть удачные четырехстоечные решения. Одной из основных особенностей подъемников Hunter является расстояние 3 метра между стойками. Для сравнения, у многих производителей расстояние между стойками 2,85 и меньше. Подобные габариты делают крайне неудобной работу с автомобилями с широкой колесной базой, так как закрывается обзор колесных мишеней 3D стенда.

«Мишень установливается на адаптере, который в свою очередь «когтями» цепляется за диск. Сборка «адаптер + мишень» (у всех 3D стендов, за исключением Hunter HawkEye Elite) зани­мает примерно полметра от плоскости колеса. В результате 2,85 метра – это просвет, 1 метр надо «зарезервировать» за мишенями на адаптерах, остается 1, 85 метра, отведенные как предел ширины колеи обслуживаемого автомобиля. Как только на подъемник загоняет­ся автомобиль с большей шириной колеи, это неминуе­мо вызывает проблему обзора мишеней и влечет невозможность измерения и регулировки углов развал-схождения. В этом случае мы даже не упоминаем, что автомобиль наверняка будет установлен не симметрично, ближе к какой-то стойке. Именно поэтому нашим клиен­там мы рекомендуем приобретать либо 4-х стоеч­ный подъемник среднего класса, либо ножничный подъемник (в идеале – конечно Hunter). Любо, если речь идет о выборе подъем­ника в тандем к стенду Hunter HawkEye Elite, характеризующийся расположением мишеней очень близко к плоскости колеса – диапазон выбора сильно расширяется, вплоть до китайского или российского подъемника с маленьким просветом между передними стойками», – рассказал Андрей Зайцев инженер отдела оборудования Hunter компании «ЕВРОСИВ».

В настоящее время рынок автомобильного оборудования переживает не лучшие времена. На выставке «Золотой Ключ» в номинации «Подъемное оборудование года» были представлены 7 номинантов: МАHА, LAUNCH, ASTRA, RAVAGLIOLI, HUNTER, BOSCH, WERTHER. Для сравнения в 2013 году участников было 23. Это не означает, что оставшиеся 16 производителей покинули российский рынок. Однако отказ от участия в выставке косвенно свидетельствуют о максимально возможном сокращении расходов.

В условиях кризиса и высокой конкуренции важно не просто продать единицу технического оборудования, важно удержать клиента и построить с ним прочные и долговременные деловые отношения. Именно поэтому регулярное и качественное техническое обслуживание не просто важно, а необходимо. По словам Дарьи Грудиной, менеджера по маркетингу компании MAHA, компания фокусируется на сервисном обслуживании оборудования. Дело в том, что качество продукции MAHA позво­ляет ее использовать по несколько десятилетий. Такие длительные сроки эксплуатации подразу­мевают своевременное обслуживание систем. Поэтому акцент на сервисном обслуживании автомобильного оборудования позволил компании получить множество положительных отзывов клиентов и высокий рейтинг во время проведения премии «Золотой Ключ».

Необходимо понимать, что неисправность подъем­ного оборудования может привести к серьезным повреждениям автомобиля клиента, и как следствие – к значительному материальному ущербу для бюджета и фатальному ущербу для репутации СТО. Наверняка, вы неоднократно наблюдали не одну видеозапись с падением автомобиля с подъемника. Разумеется, в большинстве случаев это происходило при использовании бюджетных китайских подъемников и вопиющем нарушении норм техники безопасности. При использовании более качественного оборудования риск снижается, но не исчезает совсем. Именно поэтому важна регулярная техническая поддержка, а не только вызов мастера, когда что-то уже перестало работать.

Рекомендуемая частота проверки подъемника – один раз в год. Основными направлениями технического обслуживания подъемников, предназначенных для проведения работ по регулированию углов установки колес, помимо проверки износа и исправности подъемных механизмов, являются: калибровка измерительной системы стенда развал-схождения и обновление программного обеспечения. Последнее не менее важно по причине того, что база данных автомобилей, установленная на стенды сход-развала, устаревает, а владельцам стенда приходится отказывать в обслуживании клиентам с новыми автомобилями, а также существует риск некорректных регулировок ранее выпущенных моделей, потому что обновление – это не только новые спецификации, но и коррекция ранее выпущенных.

обзор подъемников



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail