Слагаемые безопасности

Автор: Александр ШУБИН


Дорога не прощает многого… Алкоголь, шины, установленные не по сезону, усталость или невнимательность… Cписок факторов, из-за которых не удается предотвратить аварию, можно продолжать бесконечно. Те, кто ценит как свою жизнь и здоровье, так и своих близких, выбирают безопасный автомобиль. А что это такое? И насколько безопасен ваш автомобиль?
разбитое лобовое стекло
Результаты краш-тестов свидетельствуют, что за последние полвека усилиями разработчиков защитные свойства автомобилей увеличились многократно. Ремни и подушки безопасности известны каждому. Однако не только они позволяют автомобилю набирать заветные «пять звезд»… ради этих звезд пришлось менять конструкцию практически каждого узла автомобиля.

Кстати, измерить, оценить безопасность удается только одним способом – сымитировать соударение, максимально приближенное к реальному. Именно поэтому производители идут на дорогостоящие испытания, разбивая в краш-тестах новенькие автомобили.

Простыми подручными средствами сделать автомобиль еще более безопасным, чем он задуман конструкторами и сошел с конвейера, вряд ли возможно, а вот снизить степень его защиты, оказывается, очень просто. Ряд непродуманных шагов владельца или работников сервиса могут свести безопасность практически к нулю. Хотя внешне автомобиль останется прежним. К сожалению, таких шагов довольно много. В этой статье мы постараемся предостеречь только от одного из них.

Для чего в автомобиле стекла, понятно всем. Говоря о роли стекла в обеспечении безопасности, прежде всего имеют в виду то, что стекло – вещь хрупкая, и его осколки могут нанести серьезные травмы. Специалисты прилагали немало усилий, чтобы создать относительно безопасные (триплексные, закаленные и т. п.) стекла.

Однако только этим роль стекла в обеспечении безопасности не ограничивается. Со временем менялось не только само стекло, но и совершенствовался способ его крепления. В семидесятых годах прошлого века все передовые автопроизводители стали стекло вклеивать. Сейчас резиновые уплотнители повсеместно заменены клеевым соединением.

Как только стекла стали вклеивать, разработчики автомобилей в борьбе за уменьшение веса кузова и увеличение его жесткости (а значит, управляемости) сразу же переложили на стекло ряд не свойственных ему ранее функций.

Важнейших из них две. Во-первых, вклеенное стекло стало воспринимать на себя существенную часть механической нагрузки, которую испытывает кузов автомобиля во время эксплуатации.

Во-вторых, после появления подушки безопасности стекло стало в значительной мере определять общую пассивную безопасность автомобиля.

Этот фактор столь важен, что о нем стоит поговорить подробно.

Подушка безопасности – это наполненный газом мешок, который, по замыслу создателей, должен амортизировать удар. Чтобы подушка не улетала, как воздушный шарик, одна ее сторона в момент удара должна иметь прочную надежную опору.

При внимательном просмотре замедленных кадров краш-тестов автомобилей становится ясно, что роль такой опоры для подушки безопасности играют два узла, между которыми заклинивается раскрывшаяся подушка безопасности. Одним из них является перед­няя панель для пассажира или рулевое колесо и щиток приборов для водителя, а другим и для того и для другого — ветровое стекло. У подушки только тогда есть шанс спасти человека, если она в момент аварии надежно фиксируется между двумя этими опорами. Понятно, что роль той и другой опоры одинаково важна, поскольку только одна из них выполнить свою функцию не в состоянии.

Если панель приборов и щиток в автомобиле остаются в любых ситуациях, то о ветровом стекле этого не скажешь. При его отсутствии подушка безопасности теряет свою опору. Один щиток не в состоянии ее удержать, и подушка вылетает вслед за стеклом в проем и уже не защищает находящего за ней человека.

Тяжесть травматизма и вероятность летальных исходов возрастает в этом случае многократно…

Держит стекло в проеме, естественно, клеевой шов. А значит, спасает человеческую жизнь тоже по большому счету именно он. Получается, что от выбора клея и технологии склейки зависят человеческие жизни.

Если заводские конструкторы, выпустив машину с конвейера, сделали ее настолько безопасной, насколько позволяет конструкция каждой модели (в том числе и подобрали нужный клей), то при замене вышедшего из строя стекла не всегда достигается подобный уровень.

Полиуретановых клеев для стекол на рынке великое множество. Самые дешевые из них предназначены для вклейки стекол в старые автомобили, не оснащенные подушкой безопасности. Добросовестный производитель клея обязательно указывает это на упаковке продукта.

Более продвинутые материалы обладают повышенными прочностными характеристиками.

Однако проверить, насколько они соответствуют требованиям безопасности, можно только одним способом – сымитировать реальное соударение автомобиля с препятствием.

Существует несколько отличающихся друг от друга стандартов и методик испытания автомобилей на удар (краш-тест). Наиболее известен из них Euro NCAP.

В самых общих и простых чертах при испытании по стандарту Euro NCAP соударение происходит на скорости 64 км/ч под прямым углом к препятствию, которое перекрывает автомобиль на 60%. При этом само препятствие эластично, жесткость которого соответствует определенных требованиям. На переднем сиденье расположены два закрепленных ремнями манекена.

Испытания по этому стандарту получили в европейских странах максимальное распространение, поскольку наиболее полно дают возможность определить общую безопасность конструкции кузова. Однако о стекле в этом стандарте нет ни слова. Поэтому, если производитель клея пишет на упаковке, что его продукция соответствует стандарту Euro NCAP, то это просто слова, поскольку нельзя соответствовать стандарту, в котором к стеклу нет никаких четких требований.

Единственный стандарт, определяющий состояние вклейки стекла после аварии, причем как стекла нового автомобиля, так и автомобиля с уже замененным стеклом, – это американский стандарт безопасности FMVSS 208/212.

Особенность этого стандарта: соударение происходит на скорости 48 км/ч под прямым углом к жесткому препятствию с коэффициентом перекрытия 100%. На переднем сиденье два не пристегнутых ремнями безопасности манекена. Автомобиль оснащен двумя подушками безопасности.

Стандарт требует, чтобы после удара 75% клеевого шва осталось не поврежденным (в температурном диапазоне –9…+43°С). Это очень жесткие требования.

SDAT стандарты безопасности
Если манекен не пристегнут, то нагрузка на стекло возрастает многократно (рис. 1).

Усилие на стекло от второй подушки безопасности — пассажира — наиболее критично.

И самое главное, досконально подтвердить соответствие этому стандарту материала и технологии может лишь краш-тест. Это дорогостоящее мероприятие по плечу лишь немногим.

Среди тех, кто полностью несет ответственность за свою продукцию и периодически проводит краш-тесты, — подразделение компании Sika Automotive Aftermarket.

Кроме того, нельзя не учитывать еще один аспект. Любой клей набирает свою прочность постепенно. А владелец, как правило, ждать не хочет. Спрос рождает предложение — экспресс-замену стекол – и заставляет производителей выпускать все более и более быстрые клеи, время отстаивания автомобиля (SDAT) при применении которых минимально. Очень важно понять, что под этим подразумевают. Например, для продукции компании Sika SDAT – это время, после которого автомобиль полностью соответствует стандарту безопасности FMVSS. Ряд других производителей ограничивает применение клея на автомобилях «с одной подушкой безопасности» или разрешает не полноценную эксплуатацию, а лишь «осторожное движение автомобиля». Комментарии здесь излишни.

Поэтому автовладельцу, прежде чем отдать свой автомобиль на замену стекла, полезно выяснить, чем и как это стекло будут вклеивать. Здесь по большому счету гарантии может дать лишь репутация сервиса. Пока в России нет юридических мер против «убийц», некачественно вклеивающих стекло. Однако все меняется очень быстро. Требования, на которые раньше и внимания не обращали, теперь могут ставиться во главу угла.


В страховом бизнесе ситуация несколько отстает от западноевропейской, но уверенно ее догоняет. А там, если стекло при аварии не удержалось и пострадали люди, то недобросовестных или очень экономных стекольщиков ждут огромные обратные иски. Эксперты уверены, что очень скоро эти требования придут и к нам.

Так стоит ли дожидаться, когда сама жизнь заставит срочно искать качественный материал? Не лучше ли заранее позаботиться о поставщике современных клеевых систем и освоить методы работы с новым продуктом? Тем более, что цена вопроса очень велика — жизнь или смерть человека в экстренной ситуации зависит от случайности или, казалось бы, мелочи — тоненькой полоски клея.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail