Солнечно, даже ночью

Автор: Роман АКОЛЬЗИН


В сегменте автомобильной светотехники технологическая конкуренция достигла таких масштабов, что предопределить градацию рынка на несколько лет вперед практически невозможно. Еще лет 10 назад ксенону пророчили лидирующие позиции, однако время показало, что галогенные источники света еще имеют запас прочности на долгие годы. Не успели в гонку вступить диодные технологии, как на горизонте появились лазерные фары и органические светодиоды. Разобраться в этом соцветии инноваций нам помогут представители ведущих компаний по производству автомобильного света.



Какова технологическая сегментация рынка? Какие прогрессивные технологии приходят на смену галогенному свету и ксенону? Какую нишу сегодня занимают галоген, ксенон, LED-технология, лазерный свет?

Михаил НовиковМихаил Новиков, руководитель направления автомобильные лампы в России и Республике Беларусь компании ООО «Люмиледс Евразия»:
По статистическим данным примерно в 90% автомобилей в качестве головного освещения используются галогенные лампы, на ксенон приходится 8%, диодный свет занимает всего около 2%. Лазерная технология дорогостоящая и, с точки зрения эксплуатационной надежности, пока несовершенная, поэтому говорить о ней как о полноценном игроке пока не приходится. В прогнозируемой перспективе галогенный свет на первичном рынке существенно уступит позиции своим родственникам, однако этот процесс растянется на десятилетия. Обусловлено это в первую очередь финансовыми соображениями.

Пока же самым эффективным по световому потоку источником света по-прежнему остается ксеноновая технология. Диодный свет в силу инженерных препятствий пока не достиг таких же показателей по эффективности, но развивается в этом направлении очень быстрыми темпами. Создать светодиод, который сможет конкурировать по яркости с ксеноном, возможно уже сегодня, но ему потребуется эффективная и надежная система охлаждения. Если всего несколько лет назад для создания единого светового потока использовалось несколько светодиодов, то сегодня его способен формировать всего один светодиод.

Алексей КутенковАлексей Кутенков, менеджер по продукту отдела «Специальное освещение» компании OSRAM:

На вторичном рынке автомобильных источников света традиционно выделяют две категорий продукции – лампы головного света и дополнительные. В последнее время с развитием светодиодной технологии к этим категориям добавилось третья – фары и дневные ходовые огни. По технологиям же автомобильные источники света классифицируют на галогенные, лампы накаливания, ксеноновые и светодиодные. Конечно, на данный момент, галогенные и лапы накаливания являются самыми популярными в виду своей доступности. В силу этой же причины ксенон развит не так сильно и является атрибутом машин среднего класса. В настоящее время все большее распространение получают как раз светодиодные источники света, они применяются как в салоне, так и снаружи автомобиля. Более того, светодиодные лампы в настоящее время используются уже и в фарах головного света. Компания OSRAM активно работает, в том числе в этой сфере, и вскоре планирует вывести на рынок новую противотуманную лампу, светодиодный аналог лампам H8, H11 и H16.

Рынок поставок на конвейеры автопроизводителям (OEM) традиционно является лидером с точки зрения применяемых технологий. Новый этап в развитии автомобильного света – лазерные диоды. В этой области OSRAM находится в авангарде разработок и производства, являясь единственной компанией, которая уже сейчас серийно поставляет лазерные источники света напрямую таким автопроизводителям как BMW и Audi.

Денис МаштаковДенис Маштаков, менеджер по продажам ООО «Хелла»:
На сегодняшний день на рынке преобладает оптика с галогеновыми и ксеноновыми источниками освещения, но светодиодные технологии развиваются настолько быстро, что, в скором времени, они смогут серьезно потеснить позиции ксенона, а впоследствии, возможно, вытеснить его окончательно. Практически все новые разработки светотехники основываются на светодиодной технологии. Это связано с большими преимуществами, которые дают светодиоды – для всех производителей автокомпонентов очень важна экономия энергии, а также огромную роль играют новые возможности создания уникального дизайна осветительных приборов.

Через несколько лет новые автомобили в большинстве своем будут создаваться либо с галогеновыми, либо со светодиодными и, в самых редких случаях, лазерными источниками света. Лазерные технологии находятся на начальном этапе развития, поэтому это не самая ближайшая перспектива, и, к тому же, в светодиодах заложен огромный потенциал, который не исчерпал себя. Не будем забывать о техническом регламенте, обязывающем оборудовать автомобили дневными ходовыми огнями – еще один фактор, способствующий распространению светодиодных технологий в автомобильном освещении.



Насколько производство и установка на автомобили прогрессивной светотехники, и так называемых «ретрофитов», оправдана с финансовой и технической точек зрения?

Михаил Новиков, руководитель направления автомобильные лампы в России и Республике Беларусь компании ООО «Люмиледс Евразия»:

Ксенон за 22 года своего существования занял не слишком выдающуюся нишу, что напрямую зависит от оптимизации стоимости автомобилей массового сегмента. В автопроизводстве переход на прогрессивный свет, ксенон или светодиоды влияет на конечную стоимость машин. А это очень чувствительная тема, особенно в массовом автомобилестроении. Постепенно LED-свет и ксенон удешевляются, и эти технологии уже начали применяться в автомобилях С-сегмента.

Срок службы светодиода превышает срок эксплуатации самого автомобиля, при этом он потребляет в 10 раз меньше электроэнергии нежели обычная «галогенка». Кроме того, малый источник света дает огромные возможности в дизайне фар.




Однако у этой технологии есть и минусы. Светодиод выделяет очень много тепла в сторону противоположную световому потоку, которое необходимо «отводить», поэтому в блоке фары позади LED-лампы должен располагаться радиатор охлаждения. Если цоколь перегревается, то рассеиватель светодиодной фары, напротив, замерзает при отрицательных температурах. Необходима система обогрева, которая предотвратит образование инея и наледи.

Алексей Кутенков, менеджер по продукту отдела «Специальное освещение» компании OSRAM:
Сначала определимся с понятием «ретрофитов». Ретрофит от англ. Retrofit означает усовершенствованный аналог. Светодиодные источники света, которые применяются вместо галогенных ламп или ламп накаливания, имеют весьма заметные преимущества. В отличие от стандартных ламп они потребляют меньше энергии и отличаются долговечностью (можно сказать, что срок службы этих ламп соизмерим со сроком службы автомобиля). Свет, который излучают светодиодные лампы, намного белее, чем свет стандартных ламп. А белый свет более приближен к дневному, он более привычен для глаза автомобилиста. Экономические преимущества таких ламп обусловлены все большей доступностью самой светодиодной технологии. И хотя, в силу объективных рыночных причин, такие лампы стоят сейчас в России заметно дороже галогенных ламп или ламп накаливания, их использование в долгосрочной перспективе позволит автомобилисту сэкономить средства на обслуживании машины. Конечно, никто не будет приобретать светодиодные лампы для максимальной экономии при эксплуатации своего автомобиля. Они рассчитаны на тех автомобилистов, которые желают придать своему автомобилю стильный и современный вид. При этом, используя светодиодные лампы, автовладелец может вообще не задумываться об их замене, так так лампы имеют увеличенный срок службы.



Денис Маштаков, менеджер по продажам ООО «Хелла»:
Установка прогрессивной оптики и ретрофитов преследуют одни и те же цели – улучшение освещения дороги. Новая качественная оптика, созданная с применениями новейших технологий, это, прежде всего, улучшенные характеристики света, а, следовательно, более безопасное движение, новый дизайн, позволяющий автомобилю выглядеть стильно и современно – подчеркивает премиальность и индивидуальность той или иной марки авто. Техническая сторона вопроса является определяющей. В разработку вкладываются немалые средства, и, конечно, современная оптика всегда шагает вперед в плане технологий, была и будет дорогим автокомпонентом. Оправдана ли установка такой оптики с финансовой точки зрения? Если водителя заботит собственная безопасность и безопасность участников дорожного движения, он хочет комфортно передвигаться в разных погодных условиях, то да. Что касается ретрофита, то сам процесс направлен на улучшение освещения дороги без значительных вложений, типичный пример – замена отдельных компонентов оптики, например линз в фарах на более современные. При грамотной установке потребитель получает лучший свет при относительно небольших вложениях. Обратная сторона медали – запрещающий переоборудование штатных источников света технический регламент.

Если мы говорим об установке светодиодных ламп-ретрофитов, то, конечно, меньшее потребление энергии вкупе с более долгим сроком службы – это, безусловно, экономия. Сертифицированные светодиодные лампы используются только на периферийном освещении автомобиля, современные технологии пока не позволяют заменить головное освещение, но потребитель активно покупает светодиодные сигнальные лампы и лампы освещения салона. Разница в светоотдаче заметно ощущается, а, учитывая то, что галогеновые лампы с увеличенной светоотдачей имеют ограниченный срок службы, преимущества светодиодных ламп-ретрофитов налицо.

В этой гонке классические галогенные лампы и комплекты ксенона также не стоят на месте. Расскажите об их эволюции, какие технологические решения применяет Ваша компания в производстве, чтобы улучшить их светоотдачу и долговечность?

Михаил Новиков, руководитель направления автомобильные лампы в России и Республике Беларусь компании ООО «Люмиледс Евразия»:

Галогенная лампа Philips Х-treme Vision дает +130% света в сравнении с обычной «галогенкой». За счет использования специального кварцевого стекла с ультрафиолетовым фильтром возможно существенно повышать давление газов внутри колбы, что затрудняет и замедляет испарение вольфрама. На данный момент это наилучшее соотношение долговечности и светового потока. Отдельно можно заострить внимание на лампах Philips White Vision. Это поколение отличается от предыдущего поколения Blue Vision цветовой температурой (4 300 K против 4 000 K) и увеличенным на 60% световым потоком. Данные характеристики лампы достигаются с помощью специальной технологии нанесения покрытия на колбу.

Алексей Кутенков, менеджер по продукту отдела «Специальное освещение» компании OSRAM:

На вторичном рынке автокомпонентов в сегменте автомобильных источников света наибольшую долю занимают галогенные лампы. В настоящее время OSRAM активно развивает уже существующую линейку галогенных ламп, а также предлагает новую продукцию в этом сегменте. В частности, OSRAM представляет здесь уже хорошо зарекомендовавшие себя лампы Night Breaker, которые являются одними из самых эффективных ламп в своем сегменте. Новое поколение этих ламп – Night Breaker Unlimited – излучает на 110% больше света, чем стандартные лампы, их световой конус стал длиннее на 40 метров, а свет стал белее на 20%. Благодаря этим характеристикам лампы лучше освещают дорогу и препятствия на ней, а потому водитель имеет больше времени, чтобы среагировать на дорожную ситуацию и принять правильное решение. Обеспечить высокую эффективность галогенных ламп специалистам OSRAM позволяют самые передовые технологии, например, технология кварцевой колбы, увеличение давления галогена внутри лампы, что позволяет продлить ее срок службы.

Кроме того, в ассортименте OSRAM есть широкая линейка ксеноновых ламп, которые обеспечивают максимальную освещенность. Например, лампы нового поколения Xenarc Night Breaker Unlimited дают на 70% больше света на дороге, чем стандартные ксеноновые лампы, а их световой конус на 20 метров длиннее. Характеристики ламп Xenarc Night Breaker Unlimited были достигнуты за счет применения разнообразных ноу-хау. Речь, в частности, идет об использовании особых составов газовой смеси, а также о таких конструкторских решениях, как уменьшение межэлектродного расстояния в колбе, что позволяет увеличить показатели яркости лампы.



Одной из новых разработок OSRAM в категории противотуманных ламп с желтым светофильтром стали лампы OSRAM FOG Breaker, которые позволяют добиться увеличения освещенности на 60% в зоне 75-100 метров. Такие лампы обеспечивают максимальную видимость и улучшенную безопасность на дороге в плохих погодных условиях.

Добавлю, что ассортимент автомобильных ламп OSRAM отличается тем, что в него входит продукция различной стоимости. Таким образом, потребитель может всегда подобрать лампы по своему бюджету, своим индивидуальным требованиям.

Денис Маштаков, менеджер по продажам ООО «Хелла»:
В течение последних нескольких лет акценты смещались в сторону тех или иных типов ламп, шагая в ногу с изменениями в автопарке – например, сейчас самым популярным типом лампы головного света является H7, который использует большинство производителей, также ксеноновые лампы, которые ставятся не только в премиум, но и в бюджетные модели авто. Раньше, когда на рынке доминировал отечественный автопарк, бОльшим спросом пользовались H4 и H1. Галогеновые и ксеноновые лампы до сих пор пользуются стабильным спросом, однако, расширяется ассортимент только в сторону улучшенных характеристик того или иного типа ламп. Компания Hella представляет 5 линий ламп – это STANDART – лампы со стандартными характеристиками, LIFETIME – лампы с увеличенным сроком службы, достигнутым при помощи изготовления более длинной нити накала из специально разработанного сплава (серия Long Life с увеличенным сервисным интервалом, Double Power – жизненный цикл лампы увеличен вдвое, Heavy Duty – с дополнительной защитой от вибраций) DESIGN – лампы с эффектом ксенона, дающие бело-голубой свет, PERFORMANCE – лампы с увеличенной светоотдачей от +30% до +120%, достигающейся за счет улучшенной нити накала со специальным покрытием и колбой, полностью заполненной инертным газом, и XENON – ксеноновые лампы c цветовой температурой до 5000K.

На какие направления делает ставку Ваша компания? Расскажите о ее самых прогрессивных новинках.

Михаил Новиков, руководитель направления автомобильные лампы в России и Республике Беларусь компании ООО «Люмиледс Евразия»:


Многие задаются вопросом, почему автопроизводители, за редким исключением, не оснащают салоны автомобилей светодиодной подсветкой. Дело в том, что по отдельности фирменный светодиод стоит в десятки раз дороже обычной лампы накаливания, которых в каждом салоне свыше десятка.

Помимо снижения энергозависимости светодиоды дают в 5 раз больше света. Поэтому массово внедрять их в производство, значит существенно повышать стоимость автомобиля. Компания Lumileds поставляет сигнальную LED-подсветку не только на первичный, но на вторичный рынок. В сегменте светодиодных технологий для вторичного рынка очень востребованы дневные ходовые огни. Совсем недавно в продаже появились светодиодные лампы для противотуманных фар с универсальным цоколем, которые могут заменить в стандартной оптике обычные галогенные лампы накаливания H8, H11 и H16.

Светодиодные лампы Philips X-treme Ultinon сконструированы таким образом, что светодиоды располагаются точно на том месте, где должна быть нить накаливания галогенной лампы. Технология именуется AirFlux, обеспечивая оптимальный фокус и правильное формирование луча. Лампы Philips отличаются от китайской продукции не только принципиально новой конструкцией, но и материалами, из которых они изготовлены, позволяющих эффективно «отводить» тепло. Световой поток в 2400 Люмен обеспечивает яркое освещение дорожного полотна, что на 45% больше, чем при использовании галогенных ламп.

Помимо этих ламп мы поставляем новую линейку светодиодных ламп LED Vision для замены ламп накаливания типов P21W, P21/5W, W21, W21/5, W5W для стопсигналов, поворотников, габаритов, салонного освещения. Они в 5 раз ярче, чем стандартные автомобильные лампы накаливания и служат в 10 раз дольше.

Алексей Кутенков, менеджер по продукту отдела «Специальное освещение» компании OSRAM:

Разрабатывая продукцию для вторичного рынка, OSRAM делает ставку на то, чтобы предложить автомобилистам наиболее эффективные и долговечные лампы, которые можно использовать как замену ламп накаливания и галогенных ламп. Это, конечно же, LED-технология, которая может применяться как для источников света, так и полностью в фарах. Но, мы как лидеры отрасли, не ограничиваем себя только современными тенденциями. Так, например, одним из новшеств на вторичном рынке, которое предлагает только OSRAM, является возможность заменить галогенные фары автомобиля ксеноновыми. И сделать это можно полностью законно, не устанавливая на автомобиль дорогостоящие системы автокорректора света и фароомывателя. Сейчас такое решение доступно, например, для автомобиля Audi A4 в кузове B7.

Одной из новинок в канале OEM являются органические светодиоды или OLED. Они пришли на смену обычным ламп накаливания. Эта технология предоставляет широкие возможности для дизайна автомобильной оптики и позволяет придать, например, задним фонарям, любую форму. При этом эти фонари занимают минимум места, так как не требуют отражателей – в них светится сама поверхность с органическими светодиодами.



Денис Маштаков, менеджер по продажам ООО «Хелла»:
Компания Hella, как один из главных законодателей мод в сегменте освещения, всегда делала ставку на новейшие разработки и внедрение их в повседневную жизнь. Например, когда-то впервые представленная именно компанией Hella технология адаптивного освещения, сегодня используется практически во всех сегментах автомобилестроения. Основным направлением деятельности компании остается разработка освещения для новых моделей автомобилей известных марок. Последней значимой разработкой от Hella является неслепящая светодиодная фара Matrix LED, созданная специально для Audi. Кроме великолепного дизайна, ее уникальной особенностью является способность затемнять отдельные участки дороги, в которые попадает встречный транспорт, и подсвечивать плохо заметные препятствия, оставляя равномерно освещенной остальную часть дороги. Такой эффект достигается благодаря работе 25 независимых светодиодов, которые затемняются, получив сигнал от камеры, следящей за дорогой.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail