Теория электромобильности

Автор: Иван СОКОЛОВ


Стремительный переход от традиционных автомобилей с классическими ДВС к гибридам и электрокарам происходит на наших глазах – транспортная революция похоже действительно не за горами. На прошедшей в сентябре международной выставке Automechanika Frankfurt 2018 готовность к электромобильному будущему в очередной раз продемонстрировал немецкий концерн ZF. Как нам удалось узнать, автомобильный электротранспорт будет не только экологически чистым, но и более удобным и дешевым в обслуживании.

Интерес к альтернативному транспорту растет с каждым годом почти что в геометрической прогрессии, и происходит это вне зависимости от того, какие процессы протекают на нефтяном мировом рынке. Как следует из доклада Международного энергетического агентства (МЭА), количество электромобилей и гибридных авто в мире по итогам прошлого года выросло на 54% и составило 3,7 млн, а уже к концу 2018 года по прогнозам шведской компании EV-Volumes по дорогам мира будет бесшумно колесить уже около 5 млн электрических автомобилей. Безусловным лидером и локомотивом этого рынка является Китай, где в прошлом году была продана половина электромобилей мира – 580 тыс. машин, что на 72% больше, чем в 2016 году.

Повышенная потребность в электромобилях наблюдается также и со стороны конечных пользователей: помимо того, что эксплуатация легкового автомобиля должна стать дешевле и удобнее (при должном развитии инфраструктуры зарядных станций), особенную выгоду должны получить крупные транспортные компании. Особое внимание этому направлению уделяет концерн ZF – мировой лидер по производству техники привода и подвески, а также систем активной и пассивной безопасности.

Ранее в этом году немецкий концерн презентовал ряд инновационных разработок в сегменте автономного транспорта. Так, согласно концепции «See – Think – Act» были разработаны беспилотные тягачи, которые позволят упростить процессы логистики на транспортных предприя­тиях. К примеру, ZF Innovation Truck – гибридный грузовой автомобиль на базе тяжелого трехосного грузовика – под управлением центрального компьютера ZF ProAI может маневрировать по площадке предприятия, перемещая контейнеры в полностью автономном режиме. Терминальный тягач ZF в свою очередь может произвести сцепление с полуприцепом седельного тягача и самостоятельно транспортировать его к рампе для загрузки или выгрузки. А как вам автоматизированный фургон для доставки мелких грузов, который позволит повысить эффективность курьерских служб? Благодаря 4-му уровню автоматизации развозной автомобиль может самостоятельно маневрировать в условиях городского движения, удерживать полосу даже на дорожном полотне без разметки, распознавать светофоры и дорожные знаки, а также реагировать в опасных ситуациях. А если, к примеру, по адресу доставки нет парковки, то курьер может заранее отправить автомобиль к следующему месту остановки, где автомобиль самостоятельно найдет возможность для стоянки.

И если беспилотные технологии пока что отрабатываются в основном на закрытых площадках и промышленных зонах, то ряд других разработок ZF уже сегодня может использоваться в реальных условиях больших мегаполисов. Этим летом немецкий концерн уже показывал комплексные системы электроприводов для коммерческих автомобилей ZF CeTrax: узел в сборе сочетает в себе электродвигатель в сборе с механическим редуктором и силовую электронику. На выставке во Франкфурте концерн ZF показал дальнейшее развитие электроприводов CeTrax, а также совершенно нового электропортального моста AxTrax AVE.

Новая концепция, получившая название e-troFit, даст возможность плавного перехода на альтернативные силовые установки – как полностью электрические, так и гибридные. Внедрение и развитие технологии разумнее всего начинать с автобусных парков: по подсчетам объединения девяти европейских ассоциаций по защите окружающей среды «Clean Air», в некоторых городах автобусы составляют лишь два процента от общего числа транспортных средств, при этом на их долю выпадают 30 % вредных выбросов.

Проект по переоборудованию автобусов и коммерческого транспорта со стандартной трансмиссии на электрическую стал возможным благодаря заключенному партнерству с инновационной инжиниринговой компанией из Мюнхена in-tech GmbH. По мнению Хельмута Эрнста, главы дивизиона ZF Aftermarket, данная технология очень актуальна и представляет собой идеальное решение для переходного периода, предшествующего наступлению эры автотранспорта с полностью электрическим приводом: «Только в 2025 году рынки смогут предложить необходимые объе­мы электромобилей серийного производства. До этого момента переоснащение стандартных транспортных средств электрическими приводами позволит поддержать города в процессе электрификации общественного транспорта и тем самым достичь поставленных целей по защите окружающей среды», – заверил Хельмут Эрнст.Для того, чтобы перевести обычные городские автобусы, которые повсеместно используются на дорогах Европы и Азии, в сегмент экологически чистого транспорта, по словам специалистов компании in-tech, потребуется всего 4 недели, в то время как для поставки нового автобуса с полностью электрическим приводом транспортным компаниям сейчас требуется от 16 до 18 месяцев. «Совместно с in-tech мы разработали концепцию переоснащения «все из одних рук». ZF при этом выступает не только в роли поставщика CeTrax и AxTrax AVE, но и предоставляет необходимые экспертные знания и доступ к сети СТО, являясь при этом торговым и сервисным партнером как для in-tech, так и для наших клиентов», − поясняет Хельмут Эрнст.

При этом затраты на переоборудование одного автобуса почти на 50 процентов ниже стоимости нового: «За десять лет службы электробуса экономия средств только за счет топлива достигает 100 000 евро, – отмечает Андреас Хагер, руководитель бизнес-подразделения Smart Mobility компании in-tech. – Одним словом, преимущества для клиентов очевидны».

Так, центральный электропривод CeTrax, который устанавливается на место штатной трансмиссии, можно комбинировать с различными мостами как в низкопольных, так и в стандартных автобусах. Благодаря максимальной мощности до 300 кВт и максимальному крутящему моменту 4 500 Нм CeTrax не уступает характеристикам стандартного агрегата. При этом за счет отсутствия разрыва потока мощности в трансмиссии автобус отличается плавными разгоном и торможением, обеспечивая максимальный комфорт пассажирам. Кроме того, комфортной поездку делают существенно меньший уровень вибрации агрегата и более низкий, особенно по сравнению с дизельными двигателями, уровень шума.

Электропортальный мост AxTrax AVE в свою очередь может использоваться для самых разных приводов городских автобусов, таких как последовательный гибрид, полностью электрический привод с топливными элементами или аккумуляторной батареей, а также с контактной сетью. Максимальная мощность двух двигателей составляет 250 кВт при максимальном крутящем моменте 22 000 Нм.

Также на выставке во Франкфурте концерн ZF представил очередной виток эволюции сервиса Openmatics – открытой и не зависящей от производителей цифровой «экосистемы». Данный телематический сервис предлагает СТО и владельцам автопарков решения для интеллектуального объединения в сеть транспортных средств и проведения диагностики на основе полученных данных. Один из инструментов системы – приложение ZF Smart Service, которое позволит механикам проводить точную диагностику и получать пошаговую инструкцию по техобслуживанию ТС при помощи различных мобильных устройств. Новая технология проста в использовании: сотруднику СТО нужно лишь скачать приложение Smart Service на свое мобильное устройство, подключить его через интерфейс OBD транспортного средства, и он может приступать к комплексной диагностике автомобиля (обмен данными выполняется через Bluetooth).

Другое направление Openmatics – сервис ZF Car Connect, который даст владельцам смешанных автопарков возможность удаленного мониторинга технического состояния транспортных средств. Сбор и передача данных осуществляются с помощью бортового блока Vivaldi. Телематическое и диагностическое устройство считывает 74 сигнала непосредственно с интерфейса OBD автомобиля, включая уровень топлива, характеристики торможения и сообщения об ошибках. Кроме того, бортовой блок передает данные GPS и информацию о внезапных изменениях скорости движения в режиме реального времени. При этом открытая телематическая платформа ZF Openmatics не только собирает, но и обрабатывает данные. Таким образом, не только эксплуатация, но и сервисное обслуживание автомобилей станет и удобнее, и эффективнее.

 



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail