Три кита для основания МКЦ

Автор: Александр Анансон


Предположим, Вы планируете организовать новое предприятие, спе­циализирующееся на кузовном ремонте и покраске. С чего Вы начнете? Пожалуй, самым верным будет ответить себе на три простейших вопроса: что будем красить и ремонтировать, кто это будет выполнять, и где это будет делаться? Если у Вас окажется три удовлетворительных ответа, то, пожалуй, вопрос об организации малярно-кузовного цеха можно рассматривать.

Александр Анансон
Эти три вопроса сами по себе и в отдельности какие-то тривиальные и не особенно интересные. Однако, словно некие векторы, сойдясь в одной точке, положительные ответы на них представляют собой серьезное основание для создания нового малярно-кузовного цеха. Начнем с небольших уточнений, поглубже рассмотрим наши три вектора.

Итак, первый вопрос – что? Он об источнике загрузки цеха. Где брать ремфонд, и есть ли он в том месте, регионе, где мы планируем организовывать МКЦ? Понятно, что без должной загрузки не может быть и речи о самоокупаемости и коммерческой отдаче от любого предприятия, а соответственно и его существовании. Пожалуй, это самый первый вопрос, на который должен иметь четкий и однозначный ответ предприниматель, организовывающий новый бизнес.

За ответом обратимся к специалистам Школы ЭПИО, о которой вы могли читать в прошлых номерах журнала «КУЗОВ». Школа не так давно была организована в Минске, и основное ее направление – профессиональное обучение маляров. Кроме этого, главный приоритет школы – развитие бизнеса кузовного ремонта и покраски современных автомобилей, помощь в организации новых МКЦ и оптимизация работы существующих. Направление консалтинга в Школе ЭПИО проводит семинары, посвященные вопросам работы МКЦ, а также индивидуальные тренинги и консультации для предпринимателей, готовых окунуться в малярно-кузовной бизнес.

Главным источником загрузки современного МКЦ являются страховые компании. Именно они генерируют поток автомобилей представительского класса, часто гарантийного срока эксплуатации. Они же оплачивают выполненные ремонты. Казалось бы, нужно только заключить договора со страховыми компаниями, и вопрос с загрузкой будет снят.

Однако не все так просто. Надеяться только на СК, заинтересованные в снижении своих затрат, связанных с возмещением страховых случаев, не стоит. Они, несмотря на то, что являются во всем цивилизованном мире главным источником работы для МКЦ, имеют свои прагматичные цели – повысить прибыль. И как они это делают? Конечно же, за счет занижения стоимости ремонта! То есть за счет МКЦ.

Кроме того, в данный момент на рынке автосервисных предприятий сложилась такая ситуа­ция, что предложений для СК более чем предостаточно – конкурентная среда весьма жесткая. Все это дает им возможность давить на малярные цехи, добиваясь значительного снижения стоимости ремонта. Часто те МКЦ, которые ориентированы только на работу с СК, работают едва сводя концы с концами, а иногда и в минус. Поэтому должны быть и другие источники загрузки – частный или корпоративный клиент, тоже зависимый от страховых компаний, но уже с возмещением страховых убытков не в виде конкретного ремонта, а в виде выплаты на руки оцененного убытка.

С таким клиентом работать проще – он платит из своего кармана, исправно и не задерживая оплаты, как часто это делают страховые. Такой клиент, как правило, не требует особых скидок, он более гибкий и податливый в реакции на внезапные скачки курса валют, которые в наше время происходят довольно часто.

Необходимо правильно оценить возможность загрузки МКЦ такого рода клиентами. Тут все зависит от региона. Густонаселенные областные города конечно же имеют преимущество перед провинциальными. Важным фактором тут является плотность автомобилей, которая измеряется их количеством на тысячу населения. Также важно знать, сколько конкурентных СТО в вашем регионе. И еще один фактор, который учитывается в расчетах – коэффи­циент ДТП для региона.

Из опыта работы с подобными расчетами, которые делались Школой ЭПИО для Белоруссии в конце 2014 года, можно видеть интересную картину на рынке этой страны. Из 100% ремфонда в большинстве регионов лишь 60-70% охватывается существующими автосервисами. А где же остальные 30-40% ремфонда? Конечно же, в гаражах – в частном секторе. Все это говорит о том, что инвестировать в МКЦ с точки зрения стабильности загрузки его работой вполне можно и перспективно.

Второй вопрос, на который важно ответить, прежде чем организовывать МКЦ – это люди. Специалисты, которые непосредственно будут осуществлять услуги ремонта ЛКП. Это так называемый продуктивный персонал. Перед нашим предпринимателем возникает куча вопросов, связанных с персоналом: где его брать, каковы требования, условия работы, какая в отрасли заработная плата? И это лишь начало списка… Школа ЭПИО изначально организовывалась как структура, позволяющая выпускать на рынок новых специалистов в области покраски, а также решать вопросы с кадрами в МКЦ. Обучающий процесс в школе организован таким образом, чтобы не только научить, но и трудоустроить молодого спе­циалиста. Часто так бывает, что курсант вчера еще только получил документ об окончании школы, а сегодня уже работает на престижном автосервисе. И причем весьма успешно.

Требования МКЦ к специалисту по подготовке и покраске кузова автомобиля прежде всего опираются на глубокое понимание современных материалов и технологий. Ведь каждый год в сфере ремонтной окраски появляются инновационные продукты и прие­мы, позволяющие оптимизировать процесс подготовки и покраски, сделать его менее энергоемким и более быстрым. В наше время знания специалиста позволяют вывести МКЦ на более высокий уровень производительности и прибыли.

А как в большинстве случаев решается вопрос с поиском специалистов для среднестатистического МКЦ в наших восточноевропейских странах? В основном мы идем к знакомому маляру в гараж и советуемся с ним по данному вопросу. И здесь решающую роль играет авторитет и стаж специалиста, часто в ущерб его знаниям и готовности принять современные инновации. В ответ на ваше требование скорости и прибыльности такие специалисты предлагают гарантию качества и надежности.

Качество достигается дорогой ценой – огромным количеством времени и сил, энергетических затрат и материалов. Именно всего этого современные материалы и технологии и помогают избежать. Они созданы для того, чтобы на выходе получить высшее качество, но за счет инноваций, а не стажа специалиста, который их применяет… Как правило, молодые люди, получившие современные знания и опыт, работают намного эффективнее опытных специалистов с огромным стажем.

Итак, первый источник специалистов для вашего будущего МКЦ, который мы рассмотрели – частный сектор, так называемый «гараж». Никто не говорит, что в гаражах сидят только эдакие динозавры, упрямо цепляющиеся за технологию «мокрое шлифование», которой их научили в молодые годы. Это вовсе не так. Но именно они имеют в гаражном секторе весьма устойчивый авторитет, а соответственно и незадачливого клиента.

Однако в гаражах все чаще появляются молодые ребята, решившие «подхалтурить на выходных». Кто они? А вот это очень интересно. Как правило, это высокооплачиваемые специалисты, работающие на престижных автосервисах! И что они там делают?

Все дело в том, что в последние годы все больше МКЦ переходят на работу в режиме «без выходных и 12 часов в день». Это значит, что специалист работает по графику «2 через 2», но, как правило, это «4 через 4» – то есть, через каждые четыре дня у него четыре выходных. Обычно такие ребята в рабочие дни находят себе клиента для работы на выходных на том СТО, где состоят в штате. Уводят клиента… Но это уже другой вопрос, который мы не рассматриваем в рамках данной статьи.

Через таких ребят часто тоже происходит процесс рекрутинга специалистов для нового МКЦ. И тут, как правило, специалист не устраивается в новый цех в одиночку, а переманивает туда всю бригаду, с которой работал на прежнем месте.

Иной вариант создать сплоченный коллектив продуктивных специалистов – воспитать его самому. Дело кропотливое, требующее терпения и усилий, но в конце концов благодарное. Как правило, такой подход требует одного-двух высококвалифицированных специалистов, в обязанности которых на стартовом этапе развития нового МКЦ входит не только производство работ, но и обучение молодых сотрудников и контроль качества их работы. В перспективе такой специалист, который обучил других, становится мастером цеха или бригадиром во главе квалифицированной структуры профессионалов. Нередко можно видеть и начальников цехов и производства, вышедших из таких вот ребят.

Надо сказать, что в этом подходе очень сильно помогает поставщик материалов и технологий, которыми пользуется данный МКЦ. Ведь для полноценной продажи материалов необходима квалификация тех, кто ими пользуется. Вот почему технологи от поставщиков постоянно курируют работу специалистов и проводят время от времени тренинги, посвященные новым технологиям и материалам. Однако надо понимать, что ни один поставщик не будет уделять свое внимание МКЦ, который работает материалами «с базара». Школа ЭПИО также в последнее время взяла курс на проведение таких выездных тренингов с целью повышения квалификации спе­циалистов по заказу клиентов – МКЦ. Все эти мероприятия позволяют создать с нуля полноценный штат продуктивных специалистов с высокой лояльностью к автосервису, в котором они работают.

И наконец, третий вопрос, от ответа на который зависит, быть ли новому МКЦ или не быть – это производственное помещение. Направление консалтинга Школы ЭПИО проводит полноценный двухдневный семинар по организации МКЦ, основным вопросом которого является понимание необходимых площадей для современного покрасочного производства. На семинаре подробно рассматриваются вопросы требований к производственным помещениям, коммуникациям, прилегающей территории. Как максимально эффективно распределить рабочие посты, и какие производственные участки необходимы. В рамках данной статьи, некоторые рекомендации от Школы ЭПИО для производственного помещения МКЦ:
  • Не стоит рассматривать организацию МКЦ без покрасочной камеры – вы просто не получите нужный вам ремфонд от страховых компаний и корпоративных клиентов.
  • Покрасочная камера – серьезное вложение и в финансовом плане, и в производственном. Она требует постоянной загрузки. Простой камеры – это мертвый МКЦ. От пропускной способности покрасочной камеры зависит вся производительность цеха. Из этих соображений следует, что для того, чтобы полноценно обеспечить покрасочную камеру работой, нужно иметь достаточно постов для подготовки поверхности к покраске и постов для разборки/сборки автомобилей.
  • Минимальным комплектом, способным обеспечить камеру (которая в свою очередь занимает около 50 м² производственного пространства) работой, можно считать:
– три поста подготовки (по 28 м² каждый);
– два машиноместа перед покрасочной камерой (около 20 м² каждый);
– четыре поста для кузовных работ, разборки сборки (от 28 до 50 м² каждый);
– площади для проезда и маневров автомобиля в цехе;
– лаборатория колористики и она же кладовая материалов (от 15 м²);
– место для складирования запчастей, снятых с автомобиля на время ремонта (от 3 м² на один пост кузовного ремонта и разборки);
– бытовые помещения и санузлы (из расчета от 1 м² на одного сотрудника);
– офисное помещение и помещение для ожидания клиента (около 45 м²);
– мойка (от 30 м²).

Принимая во внимание этот перечень, получим площади, минимально соответствующие необходимым требованиям – от 350-400 м² и более. Кроме того, очень важным является наличие охраняемого паркинга у здания СТО. Не имея такового, вам придется загонять на ночь все автомобили в цех, а каждое утро выгонять их на улицу. В наших столичных городах есть примеры таких МКЦ. Поверьте, это очень неудобно и занимает уйму времени.

Сегодня мы рассмотрели три основных вопроса, можно сказать – кита, на которых держится любое производственное предприятие, и в частности – малярно-кузовной цех. Если Вы, дорогой читатель, задумываетесь над возможностью создания своего проекта малярного предприятия, пожалуйста, уделите особое внимание этим темам. Без четких и понятных ответов на них цех не будет работать полноценно и приносить ожидаемую прибыль. Приглашаем Вас проконсультироваться по ним у специалистов Школы ЭПИО. Мы обязательно Вам поможем и проясним любой вопрос, связанный с организацией МКЦ. 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail