Золотой ключ. Выбор СТО

Урегулирование ОСАГО. В надежде на консенсус

Автор: Сергей ДОРОФЕЕВ


Как бы не расслаблял летний зной и не завораживали футбольные страсти и переживания по поводу пенсионной реформы, но все равно жизнь берет верх и возвращает нас в повседневное бытие. А одной из постоянных проблем повседневности вот уже несколько лет является урегулирование ОСАГО, поэтому мы сегодня в очередной раз поговорим о перспективах изменения единой методики.

автосервис

Сергей ДорофеевПрактически все уже согласились с мыслью, что основные сложности в реализации ФЗ-40 заложены не подзаконными актами и бизнес-процессами урегулирования, а самим законом. Мы неоднократно обсуждали, что корень проблем в усреднении стоимости, по которой проводится урегулирование, играх с начислением износа на детали, подлежащие замене, невозможности реализации натурального урегулирования, по сути, ущемляющего права собственника поврежденного автомобиля. Но поскольку наши законодатели заняты другими, более важными законами и решениями, то надеяться на адекватные корректировки в законе в ближайшее время не приходится, во всяком случае про их разработку ничего не известно.

С единой методикой тоже все складывается не слишком радужно, одно разрастание рабочей группы при Центральном Банке до нескольких десятков участников уже вселяет опасения, что с каждым заседанием процесс не приближает­ся к завершающему этапу, а обрастает новыми креативными предложениями. Изложить на журнальных страницах весь креатив навряд ли возможно, поэтому ограничимся наиболее важными и интересными моментами.

Рабочая группа приняла предложение, по которому разрабатывается не проект внесения изменений в единую методику, а ее новая редакция, что на практике облегчит ее практическое применение всеми участниками процесса, начиная от экспертов-техников и страховщиков и заканчивая судьями и автомошенниками.

Поскольку Федеральная антимонопольная служба доказала, что РСА допускает отступления от требований гл. 7 при формировании справочников, то, соответственно, именно изменение главы 7 и является первостепенной задачей. К настоящему моменту проект содержит ряд изменений, связанных с использованием в качестве исходных данных информации из интернет-магазинов, так как именно через них реализуется достаточно большой объем запасных частей, а розничные магазины имеют в качестве запасов в основном только «расходники».

ФАС настаивает, что региональные справочники должны строиться не от базовых значений стоимости по Центральному экономическому району с применением коэффициентов, а на основании исследований в каждом из них. Такое положение приведет к тому, что объем справочника по отдельным экономическим районам сократится в разы, что вернет нас к увеличению данных по статистическим наблюдениям отдельных специалистов, в которых никогда не было единообразия.

Представители производителей транспортных средств в составе рабочей группы лобби­руют применение цен на оригинальные запасные части в качестве исходных данных и даже пришли к соглашению об установлении нового показателя – максимальной цены перепродажи, которую, в отличии от рекомендованной розничной цены, никто из присоединившихся к Соглашению по этому показателю не имеет права превышать.

Много вопросов возникает по справочнику стоимости материалов для окраски, поскольку большинство российских ремонтников определяют затраты на окраску не по программам, а из расчета «на деталь», и такая система расчета «по средней детали» применяется в большинстве договоров ремонтников со страховщиками. Легализация этой методики, вероятно, может стать выходом из ситуации для достижения консенсуса по этому достаточно узкому вопросу.

Критическим в последнее время стало отсутствие в регионах оформленных протоколов собраний или иных исследований с фиксацией средней стоимости нормочаса ремонтных работ, которые по методике должны быть положены в основу выборки при формировании справочника по этому разделу. Большинство договоров между страховыми и авторемонтными организациями прямо указывают на применение данных из действующего справочника. С каждой версией справочника появляется все меньше оснований для его изменения, хотя понимание, что рабо­тает масса процессов, включая инфляцию, есть, и показатели справочника не могут быть постоян­ными, но пока есть только предложение объеди­нить региональные данные и анализ анкет страховщиков в общую выборку.

Признанное всеми сторонами наличие ошибок в справочнике запасных частей стало поводом для разработки предложений по действиям эксперта в случае, если он обнаружил наличие такой ошибки. Решение по значению предельного критического уровня еще не принято, но оно явно не может быть в размере 10%, которое регламентировано при расхождении итогов первичной и повторной экспертиз, поскольку разброс в ценах часто достигает сотен процентов. Федеральный центр судебной экспертизы внес проект по этому направлению.

Много времени потратили члены рабочей группы на обсуждение вопросов, связанных с предложениями по разделению транспортных средств на категории по сроку эксплуатации и установлению, исходя из этого срока, требований к применяемым для их ремонта запасным частям, прежде всего по принципу их оригинальности, и предложений по регламентации определения ремонтных воздействий и их трудоемкости. К сожалению, проект по объему и содержанию все больше разрастается до размеров учебника по технологии ремонта, при этом нет понимания, что Положение ЦБ РФ никоим образом не может устанавливать технологии для организаций, осуществляющих такой ремонт.

При этом необходимо учитывать, что поставлена задача по переходу на приоритет именно натурального способа урегулирования, когда участие экспертов-техников будет только опосредованным. Перспективы по времени формирования рабочего варианта единой методики, прохождения согласований и регистрации в Минюсте пока остаются совершенно не определенными, и очень хочется надеяться, что если уж не новая редакция методики, то хотя бы согласованный ее проект с понятными перспективами введения появится до конца этого календарного года. 



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail