Аэрография в трех измерениях

Автор: Константин КОЛЕСОВ


Термин «объемная аэрография» я впервые услышал от Александра Федотова, хотя разговор шел совсем о другом. Мы говорили о современном автомобильном дизайне, и между делом Александр показал несколько оригинальных работ из области аэрографии.

Удивила тонкость воспроизведения рельефных изображений. Вот тогда Александр и сказал, что вместе с Денисом Радченко, своим коллегой по группе молодых дизайнеров, любит работать в стиле объемной аэрографии. Прежде чем приступить к этой интересной технике, художники уже имели немалый опыт в аэрографии традиционной. За короткое время они реализовали несколько интересных проектов.

Рост популярности аэрографии в России поначалу озадачил многих экспертов. При относительно небольших (по мировым меркам) доходах россияне буквально тысячами стремятся украсить свои мотоциклы и автомобили росписью по металлу. Истоки этого феномена, однако, вскоре были раскрыты.

Оказывается, чуть ли не каждый третий использует аэрографию в качестве... противоугонного средства. Угнанный автомобиль, имеющий столь ярко выраженные индивидуальные признаки, практически невозможно продать, не вложив довольно значительные средства в его перекрашивание. Но большинство владельцев все же используют аэрографию для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, отразить свой внутренний мир на капоте и крыльях. Многим из них уже мало обычного двухмерного изображения, они всерьез увлекаются трехмерной, или объемной, аэрографией. Именно в таком стиле и работают молодые художники Денис Радченко и Александр Федотов. За пару лет они выполнили несколько интересных и оригинальных работ в этой технике.

Начинали они с аэрографии обычной, и одной из ранних работ была роспись капота в стиле Тулуз-Лотрека. Взяв за основу две работы мастера, художники объединили их в единый рисунок, используя для него всю площадь капота. Затем последовала работа над мотоциклом, в которой Александр и Денис попробовали создать эффект объема за счет использования техники наложения нескольких живописных слоев. Центром композиции стал бензобак, который «прикрепили» ремнями к раме. В результате складывалась полная иллюзия накладных ремней за счет живописной росписи, визуально изменившей объем бака и придавшей рельеф изображению.

Так что объемная аэрография стала логическим продолжением аэрографии традиционной. Средства объемной аэрографии позволяют подчеркивать индивидуальность мотоцикла и автомобиля не только за счет росписи, но еще и за счет использования трехмерного рельефного изображения. Она предполагает два варианта исполнения. В первом случае речь идет о доработке относительно небольших поверхностей, например, мотоциклетных бензобаков и шлемов. Детали отделки могут выклеиваться из стеклоткани, предварительно приклеенной к детали, или из объемного и легкого пластика, например, пенопласта, с последующей шпатлевкой и шлифовкой перед окраской. В элементы объемной аэрографии можно монтировать дополнительные фонари или зеркала. В автомобильном мире художники не сразу нашли выигрышное и эффектное применение объемной аэрографии.

В одной из первых «мотоциклетных» работ в стиле объемной аэрографии доработке подвергся мотоциклетный бензобак, на боковых поверхностях которого появились стилизованные изображения головы мотоциклиста в шлеме. В «лица» вмонтировали дополнительные фары головного света. Накладные элементы выклеены из пластика по гипсовой модели и наклеены на бензобак там, где обычно крепятся резиновые накладки. Дообработанный бак, крылья и раму мотоцикла расписали орнаментом в стиле «фэнтези», получилась интересная работа, подчеркивающая не столько стремительность и динамичность машины, сколько ее внушительность и надежность.

Одна из последних работ в стиле мотоциклетной объемной аэрографии – шлем с ребрами жесткости, которые одновременно играют роль воздухоотводящих каналов. Здесь на стандартный шлем наклеены профилированные элементы из пластика, обеспечивающие эффективный отвод встречного воздуха с лицевой части шлема и улучшающие его аэродинамику.

Если говорить об объемной аэрографии применительно к автомобильному миру, здесь используется второй вариант исполнения декоративных элементов – по предварительным моделям. Объясняется это прежде всего тем, что речь идет об относительно крупных элементах отделки. Основным материалом для выполнения достаточно большой формы является скульптурный пластилин: он легко поддается обработке при небольшом нагреве и надежно сохраняет форму при остывании. Затем с пластилинового оригинала делается гипсовая отливка, а с нее – мастер-модель, по которой готовая форма либо выклеивается из стеклоткани, либо формуется из разогретого тонкого пластика, например, полистирола. Готовая пластиковая деталь наклеивается или приклепывается к стальной панели кузова или кожуха запасного колеса. Затем следует обычная шпатлевка и выравнивание совмещенных поверхностей.

В «автомобильной» объемной аэрографии стоит назвать серию работ, выполненных для колпаков запасных колес крупных внедорожников. Сами по себе достаточно большие размеры плоской поверхности колпака позволяют реализовать практически любые замыслы художников. В качестве примера работы в стиле объемной аэрографии рассмотрим изображение головы льва. Мягкий и податливый пластилин позволяет детально прорабатывать такие сложные для воспроизведения места, как волосы и глаза. Техника объемной аэрографии позволяет отойти от обобщенной передачи объекта к его детальной проработке в трехмерном выражении. В самом деле, насколько бы искусно ни была изображена раскрытая пасть царя природы, натурально торчащие клыки производят несравненно более сильное впечатление. В работе над головой льва художники проявили немалое знание анатомии животного – достаточно взглянуть на напряженные брови льва!

Совсем в другой манере выполнен извечный мотив пиратства: Веселый Роджер в бандане, покоящийся на перекрещенных пистолетах. Тут вам и «Остров сокровищ», и «Пираты Карибского моря», и авантюрный дух владельца джипа.

А Медуза Горгона получилась просто красавицей с обложки глянцевого журнала. Идеальные, почти ангельские черты лица словно бы не имеют ничего общего с волосами, переходящими в змей. Если вспомнить мифы, Горгона-то была чудовищем, а тут того и гляди кто-нибудь не успеет нажать на тормоза, вглядываясь в красавицу на запаске впереди идущей машины. Интересно, что при изготовлении окончательной формы она даже потеряла некоторую остроту модели и стала еще более женственной. Пожалуй, именно в Горгоне полнее всего переданы возможности объемной аэрографии.

На одном уровне с этой работой выполнен «Стальной дух» в стиле «фэнтези». Трудно что-либо сказать о точности воспроизведения вымышленного существа, но вот на чем стоит остановиться, так это на высоком уровне отделки и окраски скульптуры. Если в «Горгоне» блестяще реализованы возможности объемной аэрографии в изображении трехмерной модели, то здесь показаны возможности достижения передачи объема великолепной окраской. Причем достичь этого удалось применением однотонной эмали и лаков с высокой степенью глянца. Вообще, как показывает практика работы Дениса и Александра, объемная аэрография не терпит (да и не требует!) применения разноцветной окраски. Достаточно лишь умело и талантливо сочетать художественный вкус, чувство материала и чувство меры.

Несмотря на многоступенчатый технологический процесс изготовления мастер-модели, объемная аэрография не представляется чрезвычайно сложной. Зато какие возможности открывает она перед мастерами!



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail