26 апреля 2024,
06:04
Москва

Автомобиль для них – точка притяжения

11 сентября 2014, Ангелина Галанина

Этап популярных во всем мире гоночных соревнований «Формула Студент» добрался и до подмосковного автодрома «АДМ». С 4 по 7 сентября более двадцати студенческих команд схлестнулись в инженерно-спортивных состязаниях. Идея мероприятия – студенты за год должны спроектировать и собрать автомобиль класса Formula. Из ограничений: объем двигателя до 610 см³, диаметр опорной шайбы на впуске двигателя – 20 мм. Эта небольшая мощность – предостережение организаторов. Ребятам все-таки предстоит погонять на своих самоделках. 

Россия впервые пригласила участников международного проекта на свою территорию. Иностранные гости отметили достойную организацию. Однако, главный гарант качества – присутствие немцев! Не смотря на то, что в официальной серии «Формулы» славятся три североамериканских этапа, немецкий признан наиболее престижным. Партнеры из Германии не только поделились опытом работы с крупнейшими автомобильными концернами, своими инженерными открытиями, размышлениями о международных тенденциях, но и отметились в соревнованиях, как в качестве участников, так и судей. Они согласились взять на себя руководство российскими судейскими бригадами.

Радует и география конкурса – Венгрия, Германия, Шотландия, Ирландия, Турция, Египет, Иран и российские – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород. Международное участие и судейство необходимо для сертификации московской площадки, поэтому не стоит удивляться тому, что из 21 команды 10 – зарубежных.  

«Формулу Студент» признают в пятидесяти странах. Создание болида на Западе не считается делом лишь студентов-автопромщиков. О своем изобретении там заявляют даже учащиеся естественнонаучных вузов.

В России соревнования поддерживает Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Однако, первыми заговорили о конкурсе не организаторы, а сами ребята. В 2005 году интерес к этим соревнованиям проявил Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ), через три года Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), а к 2012 подтянулись Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Российский университет дружбы народов (РУДН). Сейчас свои команды есть не только в столице, но и в других городах России. 

Тольяттинские умельцы, например, дали фору всем 514 командам – участникам «Формулы Студент» во всем мире. Студенты ТГУ смастерили болид всего за 3 месяца. «Ребята у нас простые, как говорится, из российской глубинки. Половина участников приехали из маленьких деревень. Налицо железные нервы и доброжелательные улыбки. Мы до последнего работали над своим болидом – первая работа тормозных колодок произошла уже на месте», – рассказал «КУЗОВу» капитан команды ТГУ Александр Бобровский. 

Было понятно, что для развития этого движения в нашей стране энтузиазмом начинающих инженеров не обойтись – нужна собственная площадка. Да такая, чтобы проходила по всем международным стандартам – с хорошим техническим обеспечением, правильными размерами бокса, качественным асфальтом.

«Открытием российской площадки мы хотим активизировать деятельность ребят. Теперь они смогут собираться в нашей стране, обмениваться опытом, смотреть что у кого получается, примерять на себя. Работа у ребят волнительная, нашей задачей было создание для них комфортных условий проживания», – заявил журналистам заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев.

Первые тесты – статические. Из дисциплин здесь: «Презентация бизнес-плана», «Защита конструкции», «Отчет о стоимости изготовления». Молодые инженеры увлеченно рассказывали о нетиповых технических и смелых инновационных разработках, дополняя изложение экономическими расчётами себестоимости мелкосерийного производства своих болидов. Судьи отметили высокий уровень подготовки команд.

Для допуска ко второй части соревнований необходимо пройти техническую инспекцию, которая состоит из «Технического осмотра», «Теста на наклонном столе», «Теста на шум», «Теста на торможение». За день до заездов многие команды впервые заводили свои творения. На ходу корректировали движение – проводили сварочные, слесарные работы.

В финальной динамической группе заданий, ребят ожидали «Соревнования на ускорение», «Соревнования на маневренность», «Соревнования на точность управления», «Гонка на выносливость», «Энергетическая эффективность».

 Рекордом прохождения заезда на прямой 75 м стала немецкая команда из Университета Аахена, сумев разогнаться до 132 км/ч, их болид преодолел расстояние за 4,051 секунды. А команда из Екатеринбурга, несмотря на возникшие с машиной технические трудности, показала лучшее время на трассе типа «Восьмерка», где проверялась возможность автомобиля двигаться с боковой перегрузкой. Вообще, поломки здесь – обычное дело. Заезды с раздельным стартом длиной 22 км по замкнутой трассе с обязательной сменой пилота в середине гонки – яркий тому пример. В этом финальном испытании лишь 5 машин дошли до финиша целыми, 2 из них – российского производства. МАМИ (3 место) и РУДН (4 место) до последнего не уступали зарубежным командам. У России были все шансы, однако, победителем общего зачета в первом классе стала венгерская команда «ArrabonaRacingTeam», на втором месте – немецкая «AixtremeRacing».

«Это не просто состязание бизнес-планов, где можно наобум написать что угодно. Здесь проверяют компетентность в инженерной сфере не только на словах, но и на практике. То, что ребята делают – мировой тренд. Целью является не поклонение перед Западом, а предоставление возможности нашим ребятам заявить о своей компетенции на весь мир. Автомобиль для них – точка притяжения. Проект стимулирует к созданию новых машин, учит зарабатывать, отстаивать право быть лидером. Важно, что ВУЗы этим загорелись», – добавил Дмитрий Князев.

Интересен этот проект будет и работодателям. Более тридцати лет крупнейшие автомобильные концерны в Европе устраивают свои рекрутинговые офисы на проекте «Формула Студент». При приеме на работу ведь не устроишь такое тестирование кадров. К тому же сейчас, пока ребята не определились какой именно сфере промышленности будут отдавать все свои силы, российские компании могли бы растащить их, как в автомобильные, так и в машиностроительные, нанотехнологические, да хоть и в ракетные производства. 

Фоторепортаж «Формула Студент» на подмосковном автодроме «АДМ»

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи