Антифриз – это…
7 июля 2022
Что такое антифриз
Ровный рокот исправного двигателя складывается из сотен детонаций рабочей смеси в цилиндрах автомобиля, то есть взрывов. Если не отводить лишнюю тепловую энергию от цилиндров – капитальный ремонт двигателя, хотя бы в формате замены прокладки головки блока цилиндров, гарантирован. Так что, вот эта вот серо-буро-малиновая жидкость, которая даже стёкла не омывает и то появляется, то исчезает в расширительном бачке, всё-таки нужна и даже очень.
Как и в случае со стеклоочистителем, в качестве отводящего тепло агента можно использовать воду, но с первыми заморозками, в обоих случаях, это чревато проблемами. У антифриза две основные задачи – обеспечить эффективность теплообмена и не замёрзнуть даже в суровый мороз. Давайте сразу оговоримся, вода в системе охлаждения автомобиля – это аварийный вариант, чтобы дотянуть до сервиса постоянное использование воды приводит к выходу из строя элементов системы. Итак, наилучшая практика - это использование рекомендованных производителем марок антифриза.
Стандартными элементами стандартного антифриза являются многоатомный спирт моноэтиленгликоль (МЭГ) и вода, в пропорции примерно 60/40. В этой пропорции жидкость не замерзает до –49 о С. Однако, МЭГ – штука агрессивная, поэтому для стабилизации соединения и снижения негативного влияния на элементы системы охлаждения, производители вводят в состав антифриза минеральные и органические присадки. Некоторые из них даже светятся в ультрафиолете, помогая находить утечки в системе, и именно присадки определяют эффективность действия охлаждающей жидкости.
Была мысль описать особенности различных видов антифризов, но вряд ли читателя заинтересует мини-лекция по химии и механике. Упомянем лишь, что бывают неорганические, органические, гибридные и лобридные (про разные типы антифризов можно почитать отдельно здесь). Для водителя главное - избегать поддельных и придерживаться рекомендаций производителя и сервисных инженеров. Не стоит без веской причины менять марки, и уж тем более смешивать антифризы. А вот держать в багажнике бутылочку штатной для вашей машины марки охлаждающей жидкости (плотно закрытой) очень даже полезно.
Итак, оставим сотрудникам химических концернов физико-химические процессы (точки кавитации, отложение солей и т.п.) и обратимся к практической стороне вопроса, а именно, что делать, если есть явные проблемы с системой охлаждения.
Симптомы неисправностей и методы «лечения»
Первое, что выдаёт нарушение циркуляции охлаждающей жидкости – это характерный запах испарений антифриза, при попадании на горячий двигатель. Второе – изменение цвета самой жидкости и появление рыжего налёта в расширительном бачке, а то и его деформация.
Вообще, не всегда приходится рассчитывать на лампочку «check engine» и критические значения температуры (стрелка в красной зоне), по опыту, запах тосола - это повод искать проблемное место.
Важно! Проводить любые манипуляции с системой охлаждения можно только на остывшем двигателе.
Дальше у нас возникает развилка – находимся мы в лоне цивилизации, или нам придётся как -то выходить из ситуации.
В городе всё просто. Мы либо доливаем антифриз из «аварийной» ёмкости и едем своим ходом на сервис, либо вызываем эвакуатор, особенно если начинаем «подкипать» даже после пополнения охлаждающей жидкости.
На бескрайних просторах нашей необъятной, приходится проявлять креативный подход. Приведу несколько примеров.
- В полях закипела старушка «Нива». Непродолжительный консилиум выявил тот факт, что заклинило термостат, и охлаждающая жидкость не могла идти по «большому» кругу, то есть через радиатор. Путём несложных манипуляций, «доломали» термостат, оставив только корпус, вернули его «туловище» на штатное место и благополучно добрались до дома.
- В дороге вышел из строя вентилятор радиатора. Дождались ночи (а они уже были прохладные), включили на полную печку в салоне и доехали – в адской жаре, но своим ходом.
- Лопнул патрубок, идущий к радиатору. Обрезали его, натянули максимально и дотянули до «базы». Вообще, в машине полезно иметь хороший скотч, герметик для радиатора, хомуты, или хотя бы проволоку для закрепления мест сочленений трубопроводов и приборов.
- «Умерла» помпа системы охлаждения. В этом случае, весь креатив заключался в поиске буксировщика или попутки до ближайшего магазина запасных частей.
- Напомню, что все «шаманские пляски» вокруг системы охлаждения проводились на остывшем моторе. Заливать в систему приходилось иногда и воду из рек и колодцев, на относительно коротких расстояниях это лучше, чем ничего. После устранения причин нарушения циркуляции охлаждающей жидкости, нужно промыть систему и залить штатный антифриз.
Есть такая форма «утечки» антифриза, когда уже нет вариантов, кроме эвакуатора. Выглядит она как клубы пара и струйка «тосола» из выхлопной трубы. Это верная народная примета к непредвиденным тратам и пустым хлопотам по замене прокладки головки блока цилиндров.
Вот почему за уровнем, цветом и запахом охлаждающей жидкости в расширительном бачке, нужно следить с той же тщательностью, как и за уровнем масла в картере и подтёкам электролита аккумуляторной батареи. Не менее важно следить за работоспособностью других элементов системы охлаждения (датчики температуры, вентилятор, радиатор, водяной насос, термостат и т.д.), но об этом поговорим в другой раз.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.