Золотой ключ. Выбор СТО

Автоматы игровые и не только

Автоматы игровые и не только Автор: Оксана ДЕМЧЕНКО


Тема автоматизации в учете, особенно управленческом, приобрела актуальность не сегодня, однако теперь она становится по-настоящему насущной и, более того, обеспеченной техническими и технологическими ресурсами, пониманием высшего руководства и интересом управленцев среднего звена – такое мнение было высказано в ходе 88 клуба «AUTOBOSS».

Прогресс – это жесткая борьба за выживание, и Excel с его серьезным аналитическим потенциалом, еще недавно казавшийся суперсовременным истребителем, для многих выглядит архаичным. Он теперь, продолжая аналогию, – «кукурузник», честно помогающий собирать урожай. А где-то в высоте, в зените большого бизнес-фронта, дежурят системы иного класса. Стоит ли списывать Excel? Во время клуба многие говорили: нет, любой проверенный инструмент хорош для своего круга задач. Он позволяет проводить автоматизацию дешево, не зависеть от капризов очередного IT- специалиста и формировать данные по гибкому набору критериев. Он, наконец, более чем бюджетен! Но настоящее принадлежит полноформатным пакетам анализа – от встроенных, настраиваемых под клиента на базе штатных платформ типа 1C и до архитектурных шедевров на базе Oracle и подобных по классу продуктов.

Живые и мертвые

Первым докладом Татьяна Григорьева, бессменная ведущая Клуба, задала тон встречи. Она предложила внятно и системно формировать группы параметров для анализа и сразу выделила две базовые группы. К «мертвым» индикаторам были отнесены те, которые позволяют оценивать ситуацию постфактум и только констатировать то, что уже неизменно принадлежит прошлому. «Живые» показатели отражают динамику ситуации «здесь и сейчас», они дают управленцу возможность корректировать курс и настраивать бизнес без опоздания во времени.

Продолжая тему подачи информации максимальной актуальности, Татьяна поделилась впечатлениями от недавней поездки на конференцию NADA в США. Этот зрелый, очень плотный по конкуренции рынок опережает ситуацию в России на многие годы и позволяет внимательному наблюдателю попасть в будущее и вживую увидеть некоторые тренды в развитии, когда они еще не проявились на локальном рынке или находятся в зачаточном состоянии. Для этого года важнейшими Татьяна назвала:

- умение участников рынка видеть в коллегах не врага, а партнера, делиться информацией, в т. ч. аналитикой, с целью полноценного комплексного анализа рынка и себя в рынке;

- взрывной рост электронной коммерции: колл-центр сокращен до одного оператора, зато «живые» консультанты в сети, на сайте, приносят автоцентру львиную долю продаж;

- рынок продаж новых автомобилей несет нулевую доходность, а сервисная составляющая бизнеса у многих передана в формат, не существующий в России. Подъемники арендуются механиками, каждый из них или бригада – и есть юридическое лицо, а для автоцентра они не более чем подрядчики, партнеры в оказании полного комплекса услуг;

- персонал более не готов работать за идею, во имя финансовых стимулов и иных «потогонных» механизмов. Лояльность сотрудников к фирме падает, а в приверженность ее могут перевести только такие новые понятия, как комфортность работы, климат в коллективе, межличностные отношения.

Перекличка больших и малых

Что же актуально для России и что намерены здесь автоматизировать? Не менее важно – зачем? Один за другим представители финансовых подразделений и руководители крупных столичных и относительно небольших региональных дилеров делились своим опытом.

102.jpg

Так, Юлия Лазарева, финансовый контролер «Рольф Розницы», раскрыла новую концепцию учета так называемой «кумулятивной маржи». И даже показала формулы, в том числе по отдельным маркам и моделям. Однако доступны указанные данные были лишь для очных участников: в презентации они не включены и для прессы – «табу»...

Кумулятивная маржа – это сумма тех прибылей, которые генерирует продажа одного автомобиля за весь период его «клиентской жизни», совпадающий в приведенных примерах со сроком гарантии. Такая маржа включает собственно прибыль от продажи автомобиля, страховки, банковского кредита. Далее – от обслуживания во время всех регламентных ТО и оказания попутных услуг и малых ремонтов. Маржа может включать бонус дистрибьютора, если дилер планирует бороться за получение такового по указанным автомобилям и в указанное время. Наконец, сюда же может добавляться прибыль от сдачи постаревшего автомобиля в трейд-ин. Столь комплексная оценка позволяет куда точнее спрогнозировать планку по скидкам, которую дилер себе может позволить, а также грамотно ранжировать роли подразделений, помочь в оценке «плана сохранения живучести» бизнеса, если рынок входит в кризисный период.

103.jpg

Кирилл Саблуков, финансовый директор «Панавто», рассказал о том, как компания освоила дорогой и достаточно сложный проект внедрения системы анализа на базе Cognos.

Фактор один – человеческий

И еще один российский гость американской конференции NADA, Алексей Новичков, финансовый директор ГК «Модус», очень красиво и лаконично выразил изменения на рынке: от базовой маркетинговой модели «3P», много раз дополнявшейся, наметился глобальный переход к иной, где за аббревиатурой «р» скрываются люди (people), процессы (process) и место (place). Причем важна расстановка приоритетов: люди – на первом месте, кадровый ресурс становится основным для любой компании в достижении успеха.

Поддерживая актуальность тренда, итоги Клуба подвел Сергей Литвиненко, старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC. Он сформулировал закономерности и прогнозы уже для нашего, отечественного рынка.

104.jpg

– Рост продаж снижает темпы, при этом стабилизация делает сами продажи более предсказуемыми, в том числе в учете фактора сезонности. Спешка и необдуманные решения теперь – непозволительная роскошь; размашистый стиль проб и ошибок, которые «однажды окупятся», надо оставлять в прошлом и переходить к прогнозированию на серьезном аналитическом уровне. То есть снова, как и было заявлено в теме Клуба, – формировать и совершенствовать механизмы управленческого учета, автоматизированного, работающего не от случая к случаю, а постоянно, в оперативном режиме, с возможностью выборки по любому периоду и срезу данных.

– В нынешнем рынке без сверхприбылей очень важно сформулировать цель развития компании. Если в приоритете рост – это одна группа инструментов и один набор индикаторов для анализа. Если первое и главное – прибыль, надо продумывать иную стратегию и даже, может быть, набирать иную команду. Если для компании развитие – синоним проникновения в регионы или поиска новых ниш, этой цели будут соответствовать свои средства и критерии оценки успеха.

– Автоматизация может стать и зачастую становится модой. Дорогие, «красивые» решения могут быть востребованы инвестором, акционером или собственником, однако, принимая решение о расходе средств, важно сознавать: автоматизация способна дать серьезные инструменты анализа. Порой их предоставляет и очень простой табличный вариант обработки данных. Поэтому не всегда надо слепо мечтать о суперсовременном «истребителе», если (вспомним аналогию из первых строк статьи) ваш «кукурузник» справляется с рутинной работой. Принимая решение о расходе средств на автоматизацию, его нужно тщательно анализировать.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail