Хэтчбеки вымирают: россияне массово переходят на кроссоверы
10 июля 2025

Еще 10 лет назад хэтчбеки были символом практичности и городского стиля. Но сегодня их почти не осталось на российском рынке — доля таких авто упала до рекордных 2%. Почему россияне разлюбили компактные пятидверки, какие модели еще держатся на плаву и что пришло им на замену? Разбираемся в предпочтениях автолюбителей и статистике продаж.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков констатирует: классические хэтчбеки практически исчезли с российского рынка. За первую половину 2025 года продажи таких моделей рухнули на 66% (всего 11 тыс. единиц), а их доля сократилась до 2%.
· Кроссоверы — 67% рынка.
· Седаны — 17%.
· Универсалы и лифтбеки — менее 5% в сумме.
Почему хэтчбеки проиграли?
1. Доминирование кроссоверов
Китайские бренды (80% рынка) делают ставку на SUV. Например, Chery Tiggo 7 и Haval Jolion в 2025 году заняли топ-2 рейтинга продаж. Даже бюджетные покупатели выбирают псевдокроссоверы вроде Lada Granta Cross (клиренс +20 мм).
2. Отсутствие новых моделей
В РФ осталось 3 массовых хэтчбека:
Lada Granta (продано 9 тыс. шт. за полгода) — только из-за цены от 750 тыс. ₽.
Solaris KRX (1 866 шт.) — наследник Hyundai i20.
Ora 03 (284 шт.) — электрокар за 2,5 млн ₽.
3. Нерентабельность импорта
Ввоз Volkswagen Golf или Toyota Yaris (менее 40 шт. за полгода) невыгоден из-за пошлин и логистики.
Данные за январь–июнь 2025 года.
Будущее сегмента
· Электрокары: BYD Seagull (хэтчбэк за 810 тыс. ₽) может стать нишевым решением.
· Гибриды: Omoda C7 с кузовом «купе-кроссовер» стирает границы между классами.
· Локализация: если китайцы запустят производство хэтчбеков вроде Geely Emgrand (аналог Solaris), сегмент может ожить.
Прогноз: к 2026 году доля хэтчбеков упадет до 1%, а их место займут компактные кроссоверы и седаны-лифтбеки.
Какие варианты есть для любителей хэтчбеков?
- Подержанные модели: Volkswagen Polo (2018–2022) — от 900 тыс. ₽.
- Электрокары: BYD Seagull — запас хода 405 км, но цена от 1,8 млн ₽ в Европе.
- Ждать новинок: в 2026 году Chery анонсировала хэтчбэк Arrizo 5 Plus.
Между тем, журнал «За рулем» собрал очевидные минусы кроссоверов относительно седанов и хэтчбеков:
1. «Дешевые понты». Хозяину просто хочется пустить пыль в глаза.
2. Седаны проще в управлении и более предсказуемы на дороге.
3. У многих современных кроссоверов дорожный просвет не больше, чем у легковушек.
4. Кроссоверы имеют большую парусность и высоту, соответственно, имеют больше рисков опрокинуться.
5. Как правило, у кроссоверов выше расход бензина из-за большей массы.
6. Обслуживание и мойка кроссовера обычно дороже, чем седана.
7. Стоимость шин кроссоверов также выше – из-за большей размерности.
8. В багажник кроссовера сложнее грузить вещи из-за высоты.
9. Кроссоверы стоят дороже седанов и хетчбеков.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.