10 июля 2025,
18:07
Москва

Хэтчбеки вымирают: россияне массово переходят на кроссоверы

10 июля 2025

Хэтчбеки вымирают: россияне массово переходят на кроссоверы

Еще 10 лет назад хэтчбеки были символом практичности и городского стиля. Но сегодня их почти не осталось на российском рынке — доля таких авто упала до рекордных 2%. Почему россияне разлюбили компактные пятидверки, какие модели еще держатся на плаву и что пришло им на замену? Разбираемся в предпочтениях автолюбителей и статистике продаж.

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков констатирует: классические хэтчбеки практически исчезли с российского рынка. За первую половину 2025 года продажи таких моделей рухнули на 66% (всего 11 тыс. единиц), а их доля сократилась до 2%.

· Кроссоверы — 67% рынка.

· Седаны — 17%.

· Универсалы и лифтбеки — менее 5% в сумме.

Почему хэтчбеки проиграли?

1.    Доминирование кроссоверов

Китайские бренды (80% рынка) делают ставку на SUV. Например, Chery Tiggo 7 и Haval Jolion в 2025 году заняли топ-2 рейтинга продаж. Даже бюджетные покупатели выбирают псевдокроссоверы вроде Lada Granta Cross (клиренс +20 мм).

2.    Отсутствие новых моделей

В РФ осталось 3 массовых хэтчбека:

Lada Granta (продано 9 тыс. шт. за полгода) — только из-за цены от 750 тыс. ₽.

Solaris KRX (1 866 шт.) — наследник Hyundai i20.

Ora 03 (284 шт.) — электрокар за 2,5 млн ₽.

3.    Нерентабельность импорта

Ввоз Volkswagen Golf или Toyota Yaris (менее 40 шт. за полгода) невыгоден из-за пошлин и логистики.

табл.png

Данные за январь–июнь 2025 года.


Будущее сегмента

· Электрокары: BYD Seagull (хэтчбэк за 810 тыс. ₽) может стать нишевым решением.

· Гибриды: Omoda C7 с кузовом «купе-кроссовер» стирает границы между классами.

· Локализация: если китайцы запустят производство хэтчбеков вроде Geely Emgrand (аналог Solaris), сегмент может ожить.

Прогноз: к 2026 году доля хэтчбеков упадет до 1%, а их место займут компактные кроссоверы и седаны-лифтбеки.

Какие варианты есть для любителей хэтчбеков?

- Подержанные модели: Volkswagen Polo (2018–2022) — от 900 тыс. ₽.

- Электрокары: BYD Seagull — запас хода 405 км, но цена от 1,8 млн ₽ в Европе.

- Ждать новинок: в 2026 году Chery анонсировала хэтчбэк Arrizo 5 Plus.

Между тем, журнал «За рулем» собрал очевидные минусы кроссоверов относительно седанов и хэтчбеков:

1.    «Дешевые понты». Хозяину просто хочется пустить пыль в глаза.

2.    Седаны проще в управлении и более предсказуемы на дороге.

3.    У многих современных кроссоверов дорожный просвет не больше, чем у легковушек.

4.    Кроссоверы имеют большую парусность и высоту, соответственно, имеют больше рисков опрокинуться.

5.    Как правило, у кроссоверов выше расход бензина из-за большей массы.

6.    Обслуживание и мойка кроссовера обычно дороже, чем седана.

7.    Стоимость шин кроссоверов также выше – из-за большей размерности.

8.    В багажник кроссовера сложнее грузить вещи из-за высоты.

9.    Кроссоверы стоят дороже седанов и хетчбеков.

Источники: "Автостат", RB.ru, "За рулем"

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи