19 апреля 2024,
13:04
Москва

IMAF: концепции развития автомобильной индустрии из первых рук

7 сентября 2015, Марина Скрипникова

Современный экономический кризис нанес серьезный удар по многим сферам промышленности. Не исключением стала и автомобильная индустрия. Однако мы не наблюдаем значительного падения спроса на рынке автопрома. Автомобилестроение было, есть и будет одним из самых перспективных направлений. Тенденции развития автопромышленности, финансирование крупных проектов, расширение вторичного рынка компонентов в России, а также локализация в кризисных условиях - стали самыми обсуждаемыми темами на VI Московском Международном Форуме Автомобилестроения IMAF.

IMAF форум

Конференция, состоявшаяся 25 августа 2015 года в ЦВК "Экспоцентр", объединила первых лиц индустрии, автопроизводителей и оптовых поставщиков, чтобы дать четкий ответ на вопрос: как развивать российскую автомобильную индустрию в условиях экономически нестабильной ситуации в стране. В Форуме IMAF приняли участие 180 делегатов из России, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Великобритании, Индии и Турции.

Накануне, в 24 августа в рамках Форума IMAF директор аналитического агентства Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи представила обзор рынка. Основная часть форума состоялась 25 августа.

Александр Морозов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации: "Наша сегодняшняя экономическая ситуация ставит необходимость проводить ряд мер господдержки в отрасли машиностроения. Если говорить о субсидиях, направленных на развитие автомобильной техники, то деньги были выделены в декабре 2014 года. Сегодня мы продолжаем поддерживать данную отрасль и уже видим стабилизацию показателей в этом году".

Действительно, финансовая поддержка Правительства играет значительную роль в развитии автомобилестроения. Важнейшая функция государства состоит в том, чтобы обеспечить стабильный уровень цен и полную занятость ресурсов. Помимо этого Минпромторг России продолжает возмещать часть затрат уплаты по процентам автокредита, обновляет парк комплексных транспортных средств. И, судя по статистическим данным, представленным Александром Морозовым на конференции, поддержка Правительства оказалась, действительно, эффективной.

Выступление Андрея Томышева, руководителя группы по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в странах СНГ, EY, позволило объективно оценить ситуацию в автомобильной индустрии. Спикер акцентировал внимание на снижении цен на нефть на мировом рынке, которое обусловлено структурными изменениями и переизбытком предложения. "Увеличение ключевой ставки повысило препятствие для автомобильных компаний".

Тем временем российская автокомпания LADA стремительно набирает обороты. Президент "АвтоВАЗ" Бу Андерссон рассказал об успехах концерна, льготной программе автокредитования и новинках этого года: LADA Vesta (серийный выпуск намечен на 25 сентября 2015 года) и LADA X-Ray (выпуск 15 декабря 2015 года).

В отличие от LADA компания Volkswagen испытывает серьезные трудности. С 2012 года продажи концерна стремительно упали. По прогнозам Маркуса Озеговича, генерального директора Volkswagen Group Rus, исход 2015 года напрямую зависит от поддержки государства, инвесторов и уровня конкуренции на рынке. Эксперты Volkswagen планируют снижать затраты, повышать гибкость производства, внедрять экспортные компетенции и увеличивать степень локализации. То, насколько эффективными окажутся данные нововведения, мы сможем оценить лишь в конце 2015 - начале 2016 года.

Не менее интересной оказалась презентация компании Ford. По итогам первого полугода 2015 года выручка Ford Sollers снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 15,7 млрд. руб., что составило 33,5%. А ведь всего полгода назад компания была выбрана исполнителем проекта «Кортеж» по созданию лимузина для президента Российской Федерации и других машин люкс-класса для нужд государства. Неудивительно, что кризис сломил даже такого автомобильного гиганта. Однако исполнительный директор и первый вице-президент компании Ford Sollers, Адиль Ширинов, считает будущий год вполне перспективным: "Мы твердо верим в потенциал России как великой державы. Наша основная задача - максимально интегрировать в экономику Российской Федерации, чтобы минимизировать риски, связанные с колебанием валюты". Что ж, хочется верить, что компания переживет кризисное время легко и уверенно, потерпев при этом минимальные убытки.

Если говорить о вторичном рынке автокомпонентов, презентация которого состоялась во время второй части конференции, то ежегодно доля рынка только увеличивается. Согласно данным, представленным исполнительным директором АА "Автостат", Сергеем Целиковым, по состоянию на 1 июля 2015 года парк легковых автомобилей в России насчитывает 40,9 млн. штук. В среднем на каждую 1000 жителей приходится 284 автомобиля. Автомобиль есть у каждой второй семьи, при этом каждая шестая семья (17%) имеет 2 автомобиля и более.

В 2014 году объем вторичного рынка автокомпонентов в России достиг 584,3 млн. штук, что на 4,7% больше, чем год назад. В денежном выражении рынок возрос на 1,5% до 17,2 млрд. USD. Рост рынка автокомпонентов и отсутствие сильных производителей в России создают уникальные возможности для развития производства. Примерно 1/3 автомобильного парка занимает LADA, среди иномарок весомая часть - это Toyota, Nissan. Причем такие показатели достигаются за счёт Дальнего Востока и Сибири. Сейчас существенно растет парк корейских брендов, Hyundai и Kia. Большую часть вторичного рынка автозапчастей занимают масла, подвески, шины, далее идут фильтры, тормозные системы и рулевое управление.

Также в рамках IMAF состоялось более тридцати В2В переговоров с директорами по закупкам компаний Автоваз, Ford Sollers и PCMA.

Как мы видим, несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию, автомобилестроение развивается и остается одним из самых перспективных направлений. Трудности существуют в любое время, но при правильной позиции автопроизводителей и финансовой поддержке государства, справиться с ними возможно. Главное, набраться терпения и двигаться дальше, ведь впереди нас ждет много нового и неизведанного.


Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи