пространство
профессионалов
авторемонта

Дефицит кадров, особенности национальных авторынков и «самоделкины»

25 июня 2021

На прошедшей первой международной конференции автосервисного бизнеса автоэксперты рассказали о нюансах ведения бизнеса в США, Китае, Германии и России. Организатором конференции выступила международная сеть автосервисов FIT SERVICE.

В конференции приняли участие:

Данил Соловьев

Данил СОЛОВЬЕВ

Соучредитель и Директор FIT SERVICE

Александр Груздев

Александр ГРУЗДЕВ

Независимый эксперт

Сергей Пугачев

Сергей ПУГАЧЕВ

Собственник независимой автостанции «Буржуй»

Фридрих Лукач

Фридрих ЛУКАЧ

Собственник Bosch Car Service Lukatsch

Йорг Космалла

Йорг КОСМАЛЛА

Собственник независимой автостанции KFZ-Meisterbetrieb Otto Kosmalla

Кристоф Литтек

Кристоф ЛИТТЕК

Заместитель Директора Kfz-Innung Wupperta, ассоциация автосервисов

Чен Хайшэн

Чен ХАЙШЭН

Соучредитель и главный редактор отраслевого объединения AC Automotive

Пол Маккарти

Пол МАККАРТНИ

Президент Ассоциации поставщиков автозапчастей AASA

Виталий Новиков

Виталий НОВИКОВ

Исполнительный директор сети «ЕвроАвто». Исполнительный директор Союза Автосервисов

Пабло Д. БАРРОН

Пабло Д. БАРРОН

Собственник независимой автостанции The Tire Garage & Auto Repair

Кази Хан

Кази ХАН

Собственник Casey's AuCartorepair

В России водителей больше, чем автомобилей 

На рынке Китая отмечается рекордный рост количества автомобилей. За последние 10 лет их число выросло на 420 % (+ 223 млн). На втором месте США с приростом в 32 млн автомобилей. Однако стоит отметить, что количество водителей в Китае в 1,5 раза превышает общий автопарк страны. Аналогичная ситуация сложилась и в России, где на 37 млн эксплуатируемых автомобилей приходится 72 млн водителей. 

Продолжает расти и средний возраст эксплуатируемых автомобилей. Самый молодой автопарк сегодня в том же Китае — средний возраст «железных коней» равен 5 годам. Самые возрастные авто в зафиксированы России — им почти 14 лет.  

Ковидный год подарил аналитикам очень много неожиданных изменений. Так, Россия стала единственной страной, где средний пробег автомобилей в 2020 году вырос до 12 846 км. В Германии, например, в 2020 году средний пробег сократился на 17%, а в США — на 7% и практически не изменился в Китае.  

— Все дело в том, что из-за закрытых границ россияне активно поехали на дальние расстояния внутри страны. Если ранее многие путешествовали и отдыхали за границей, то сейчас центрами притяжения стали южные регионы, морское побережье, Алтай, Байкал. В Европе и США внутренний туризм высоко развит в отличие от России, а карантинные ограничения снизили количество путешествующих в этих странах. В итоге мы видим резкое снижение пробега в США и Германии, — отметил Александр Груздев. 

По данным международной сети автосервисов FIT SERVICE возраст и пробег автомобилей в России продолжает расти, что логично приводит к большим финансовым затратам на их обслуживание и ремонт. В первом квартале 2021 года затраты на авто в возрасте 9–12 лет составили 12 545 рублей (+12% к 2020 году), а на автомобили возрастом 12–15 лет — 12 669 рублей (+15,3% к 2020 году).  


По единогласному мнению экспертов, в ближайшие 5–7 лет независимые СТО по всему миру столкнутся с проблемой найма программистов для ремонта и обслуживания автомобилей с системами автономного вождения.


Национальные особенности рынка автосервиса

Лидером по количеству автосервисов предсказуемо стал Китай — более 505 тысяч предприятий на территории страны. На втором месте США — 237 тысяч станций, в Германии — 83 тысячи, а на последнем месте Россия — чуть больше 50 тысяч. Несмотря на то, что Россия находится на последнем месте, по общему количеству СТО страна уверенно занимает вторую строчку по числу зарегистрированных автомобилей на 1 сервисное предприятие — 978 авто. Впереди только США с цифрой 1186 автомобилей на 1 автосервис. 

Общее количество машинозаездов в сервисы в большей степени зависит от размера парка страны. Поэтому самыми большими рынками мира предсказуемо являются США и Китай (656 млн заездов и 629 млн соответственно). Эти страны также находятся в лидерах и по среднему значению машинозаездов на автомобиль в год — 2,3 и 2,2 раза. Однако от лидеров мы не особо отстаем: при 100 млн машинозаездов в год, в среднем каждый российский автомобиль посещает сервис не менее двух раз в год. 

Неожиданная национальная особенность: в Китае автосервисная отрасль развивается по типу сервиса Uber: клиент заходит в приложение на смартфоне, выбирает, например, опцию «хочу поменять колодки», и приложение выдаёт ближайшие точки с указанием станций, на которых это можно сделать сейчас/завтра/через неделю. В предложенных вариантах есть сортировка по цене, рейтингу и указание близости станции. 

О любви к «самоделкинам» 

Почти треть автовладельцев в России предпочитают производить ремонт и обслуживание автомобиля самостоятельно. Следом за Россией уверенно идет США, где 18% автовладельцев тоже проводят ремонт и обслуживание машин самостоятельно. 

— Высокий уровень самостоятельного обслуживания автомобилей связан с культурным кодом. В Америке исторически сложилось бережное отношение к автомобилю. Причем, дело не в экономии, а, скорее, в желании сделать лучше и качественнее, — говорит Александр Груздев. 

Почти 1/3 водителей в России посещают сервис со своими запчастями. В США это 5 % автовладельцев, в Германии 2 %. А вот в Китае практически все 100% машинозаездов по ремонту и обслуживанию выполняются с применением запчастей автосервиса.  

— Китай — это рынок, который совсем недавно сформировался. Поэтому у водителей нет культуры самостоятельного обслуживания автомобиля, как и нет привычки приезжать со своими запчастями в автосервис, — прокомментировал Александр Груздев. 

О кадрах 

По мнению экспертов, вопрос нехватки квалифицированных кадров сегодня является злободневным для всех стран. В США, Китае и Германии — это вообще проблема №1. В России первое место в списке проблем занимают коммерческие трудности, недостаток клиентов и малый оборот. Однако кадровый голод в отрасли тоже чрезвычайно волнует отечественных предпринимателей. 

— На рынке наблюдается явный дефицит технических специалистов, который через 3–5 лет грозит отрасли кадровой ямой, — подтверждает HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Светлана Соловьева. — Дело в том, что выпускники специализированных учебных заведений изучают, в основном, теорию. В итоге ребята, которые отучились 3–4 года, не знают, как поменять масло на современном автомобиле. Только 2–4 % выпускников имеют практические навыки. 


Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи