Золотой ключ. Выбор СТО

BMW: клейка и клепка

BMW: клейка и клепка Автор: Юрген КЛАЗИНГ


Введение компанией BMW метода ремонта «клейка и клепка» поселило в душах ремонтников некую неуверенность. Поэтому наш автор, посетивший Учебную академию BMW Group в Мюнхене, попытался получить исчерпывающие объяснения, почему классическую точечную сварку решили заменить клеем и заклепками. Кроме того, в статье подробно рассмотрено применение новой методики.

В Учебной академии BMW Group с 2004 года создан специальный курс для кузовщиков, посвященный методам ремонта кузовов современных моделей BMW и Mini. Обучают там как работников BMW, так и независимых СТО.

Почему клейка и клепка?

2.jpgС осени 2009 года BMW делит кузовные повреждения на три категории ремонта: в первую категорию попадает замена деталей на резьбовых соединениях, во вторую – установка пригодных деталей, не требующих рихтовки, с помощью клея и клепки, а в третью – детали, требующие рихтовки, монтируемые с помощью клея и клепки, а также сварки. Важнейшее преимущество «клейки и клепки» перед классической точечной сваркой заключается в более надежной защите от коррозии и экономии времени в процессе ремонта.

Улучшенная защита от коррозии заменяемой детали достигается благодаря тому, что клей, удерживающий деталь, одновременно играет роль герметика для шва. По окончании отверждения и уплотнения клея возникновение очага коррозии в месте соединения значительно осложняется.

Экономия времени достигается благодаря самой методике ремонта, поскольку мастер в отсутствие сварных швов и набрызга металла, возникающего при сварке, должен тратить намного меньше времени на зачистку и защиту поверхностей кузовных деталей. Вдобавок исключаются и трудозатратные операции по демонтажу и монтажу отделки салона или топливной системы при повреждении правого борта сзади (в районе горловины топливного бака).

3.jpgМетодика ремонта, разработанная конструкторским бюро BMW, распространяется на все недавние и последующие модели кузовов, не снижает структурной прочности конструкции и проста в исполнении. Однако она предусматривает важные предписания и нормативы, соблюдение которых обязательно. Применение методики ремонта, естественно, требует наличия определенных базовых знаний и навыков, которые уже имеются у мастеров МКЦ. Помимо самой техники клейки и клепки предусмотрены также предшествующие и последующие работы, такие как восстановление пострадавшей детали или высверливание сварных точек, а также последующая герметизация.

Академия BMW предлагает бесплатное обучение этой методике ремонта. Базовый курс включает основные сведения о клейке и клепке, а также комплексный ремонт облегченных алюминиевых кузовов BMW 5 серии (E60, E61). Участники, уже обладающие необходимыми базовыми знаниями и освоившие работу с высокопрочными сталями, могут посетить двухдневный семинар. На этом семинаре им объяснят и продемонстрируют на практике методику ремонта «клейка и клепка» текущих моделей автомобилей.

Оборудование СТО

Для осуществления ремонта по этой методике нужны заклепочники, а также большой и малый клеевые пистолеты для соединений различного размера, требующих разного количества клея. В случае замены обшивки крыши дополнительно потребуется набор распорок для клееных крыш. Весь инструмент можно приобрести через дилеров BMW, равно как и запасные штампованные детали, вытяжные и обычные заклепки, а также фирменный кузовной клей и шпатлевку BMW. Можно ли воспользоваться уже имеющимся инструментом наподобие заклепочников? Одобрение BMW получили только те инструменты, которые прошли испытания и отвечают требованиям по безопасности. Из клеевых пистолетов рекомендованы модели с силовым приводом, способные выдавливать вязкотекучий клей. Недопустимо использование пневматических пистолетов, толкающих поршень картриджа сжатым воздухом, так как при этом сжатый воздух может проникать в пространство между колбой и поршнем, пагубно влияя на состав клеящей смеси. Результатом может стать недостаточная прочность клеевого соединения.

4.jpgАссортимент заклепочников под резьбу на данный момент ограничивается только моделью компании TKR, получившей одобрение BMW. Он требует работы двумя руками (что обеспечивает безопасность труда), развивает давление на матрице до 7 тонн, а продолжительность службы матрицы составляет до 3000 циклов клепки.

Для склейки кузовных деталей предписывается использование только фирменного клея BMW, поставляемого вместе с запасными кузовными частями. Клей BMW разрабатывала совместно с компанией­производителем. Другие клеи, в том числе от того же производителя, могут иметь другое время отверждения и прочность и потому не рекомендованы. То же самое относится и к металлизированной шпатлевке, используемой затем для заделки стыков (стойка C или порожки).

Процесс ремонта в деталях

Когда автомобиль установлен на стапель, после рихтовки можно приступать к установке деталей, подлежащих замене. При ремонте почти всех моделей, как правило, замене подлежит лишь одна деталь в каждой области; исключение составляют лишь повреждения боковины кузова, при которых заменяется вся боковина. На накладные детали, не являющиеся несущими элементами конструкции, метод замены «клейка и клепка» не распространяется. После отбора запасных частей проводится разметка стыков, после чего деформированную деталь следует вырезать без использования сварки. Далее подогнать и закрепить заменяемую деталь. Важно заранее сделать разметку для сверления под заклепки, так как после нанесения клея все операции по установке и клепке заменяемой детали следует проводить быстро.

Подготовка поверхностей под клей

Поверхности, к которым будет применяться метод установки «клейка и клепка», следует надлежащим образом подготовить. Различают поверхности с катафорезным покрытием и чистые металлические поверхности. Следует ли их просто очистить или обработать мягким абразивом, указано в руководстве по ремонту с сантиметровой разметкой. На конструктивные элементы клеящий состав наносится как на поверхности с катафорезным покрытием, так и на зачищенные поверхности. (Внимание: для алюминиевых деталей может потребоваться пассивирование и нанесение праймера.) Для стальных деталей наружной обшивки, как правило, нанесение делается поверх покрытия. Заглянув в руководство по ремонту боковины кузова BMW­X1, читаем: «Новую деталь в области приклеивания не зашлифовывать».

Подготовка усиливающих накладок

5.jpgМежду ремонтной деталью и остальной частью кузова устанавливается специальная усиливающая накладка, обеспечивающая надежный, прочный стык. Для сравнения: при соединении способом сварки в случае аварии стык может «пустить», потребовав дополнительных ремонтных операций по устранению брака. Доступны готовые усиливающие накладки для всех актуальных моделей BMW и Mini в области порожков, стоек B, C и D (Touring). Вдобавок имеются универсальные усиливающие накладки для прочих случаев. Если же уложиться в рамки предписанных границ стыка не удается, кузовщик может изготовить усиливающую накладку стойки С самостоятельно. Усиливающие накладки снабжены болтами, после приклейки притягивающими накладку к кузову с помощью пластиковых колпачковых (глухих) гаек. После затвердевания клея болты и гайки срезают с помощью пилы-болгарки (не прибегая к сварке). Излишки клея удаляются со стыка с помощью щетки-крацовки. Перед склейкой следует провести подгонку торцов заменяемой детали и остальной части кузова, чтобы металлизированная шпатлевка лучше легла в стык и можно было смоделировать более гладкий переход между деталями. По отверждении клея на стыки необходимо нанести металлизированную шпатлевку BMW во избежание растрескивания и отслаивания ЛКП.

Отверждение отремонтированного участка

Когда новая деталь обшивки приклеена и приклепана к кузову, начинается отсчет времени отверждения клеевого состава. Дальнейшую обработку можно проводить, если клей не удается отковырнуть ногтем – то есть, в зависимости от температуры транспортного средства и помещения по истечении 3–12 часов.

Ускорить процесс отверждения клея можно равномерным прогревом кузова. Допустимо использование ИК-ламп с нагревом ремонтной детали не выше 85 °C. Большинство малярно-кузовных цехов могут воспользоваться для этой цели окрасочно-сушильными камерами. Практически полного затвердевания можно добиться выдержкой в ОСК при температуре 70 °С в течение всего 45 минут.

Герметизация

Излишки клея на заметных местах и торцах следует тотчас устранить, чтобы получить чистые торцы. От клея очищаются также стыки, которые будут усиливаться металлизированной шпатлевкой. Шпатлевку следует отверждать с помощью ИК-ламп в три этапа во избежание последующего разрушения. На незаметных участках избыток клея можно разгладить, и он примет на себя функцию усиления соединения. При наличии доступа все ремонтные заклепки следует основательно загерметизировать с обеих сторон. В области порожков герметизируются полости, а наклеенная колесная арка должна быть впоследствии обработана герметиком. Обрабатываются герметиком и вытяжные заклепки, чтобы устранить неровности.

Резюме: Требования по проведению ремонта методом BMW весьма жестки. Однако квалифицированный кузовщик, прошедший курс «Клейка и клепка», сможет проводить его довольно быстро. В более выгодном положении оказываются малярно-кузовные цехи, проводящие и арматурные, и малярные работы, так как у них есть возможность использовать для отверждения клея ОСК.

Но следующие позиции обязательны в любом случае:

– более точная экспертиза;

– анализ серьезности повреждения: затрагивает ли оно лишь обшивку или несущие компоненты;

– замена только крупных деталей, «заплаточный» ремонт не допускается;

– изучение и освоение техники клеевого соединения – от наложения до отверждения;

– необходимость строго следовать указаниям руководства по ремонту, выпущенного производителем;

– дополнительные затраты на материалы и оборудование: рекомендованные заклепочники, фирменные кузовной клей и шпатлевка BMW.

Автор статьи: Юрген КЛАЗИНГ


станислав кирюшин
в 2000 годах тойоту свою клепал также с герметиком

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail