Золотой ключ. Выбор СТО

Дмитрий ТИХОВ

Дмитрий ТИХОВ

«Ушли мои учителя… За ними следом тишина…»

Наставник, мастер производственного обучения, учитель по труду – при этих словах я вспоминаю всех тех, кто помог мне встать на путь профессионального роста, стать специалистом, разбирающимся в устройстве и функционировании машин и механизмов. С большой благодарностью и уважением вспоминаю своих наставников, многих из которых, увы, уже нет в живых. Но я храню в себе те знания, которые они мне успели передать.

Все чаще последние годы фраза «дефицит кадров» звучит как жесткий диагноз. Это не значит, что работать на заводах, промышленных предприятиях и в сфере авторемонта уже некому. Ситуация, которая сложилась сейчас, возникла не спонтанно и стала развиваться уже давно. Это серьезный системный сбой во всей системе образования в целом и в профессиональном образовании в частности. Нынешние проблемы начали формироваться еще в начале 90-х годов, под воздействием тогдашних политических и социальных неурядиц, падения престижа большинства технических специальностей.

Один великий тренер поделился своим секретом – как вырастить чемпионов из простых мальчишек: «Если я вижу искорку в глазах этих ребят, то оберегаю ее, и она превращается в пламя свечи. Я не даю загаснуть пламени, и оно превращается в сильный и ярко пылающий костер». Старая школа – ее представителей почти не осталось, их знания и опыт вскоре исчезнут и забудутся. Когда некому поджечь, то откуда взяться искре? Хороший наставник, обучая своему ремеслу, готовил не столько помощника или последователя, сколько полноценную замену себе. Никто в этом мире не вечен, и накопленный годами трудов и ошибок, собранный по крупицам опыт старались передать дальше. Причем поначалу мастер всегда давал только основу своего опыта, и если ученик оказывался способным, энергичным, любознательным и настойчивым, одним словом – достойным, то мастер раскрывал ему секреты ремесла. Дальше ученик должен был оттачивать свое мастерство, самостоятельно учиться и развиваться.

Стоит признать: сейчас в педагогических ВУЗах не готовят преподавателей технических специальностей. Да и откуда им там взяться? Большинство моих учителей были практиками, пришедшими в сферу образования, имея за плечами годы работы и серьезного практического опыта. Учителя в школе по урокам труда были профессиональными слесарями с Ижорских заводов. В колледже многие преподаватели были в прошлом военными автомобилистами. Еще будучи студентом, я заметил, что не было среди моих преподавателей молодых людей. Средний возраст тех, у кого я учился, был выше 50 лет.

Стремительное развитие автомобильных технологий и неспособность системы профессионального образования следовать за требованиями современного прогресса породили странную ситуацию. С одной стороны, есть преподавательский состав, не слишком хорошо оснащенные, но все же действующие лаборатории, а с другой – теоретические знания успевали устаревать быстрее, чем они сами – узнавать что-то новое и передать это ученикам.

Действительно, как можно заинтересовать студента такими техническими дисциплинами, как «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт» на примере устаревших моделей автомобилей, как ГАЗ-53, который уже ушел в историю, когда по улицам ездят современные, оснащенные сложными системами машины.

Не стоит обвинять учителей в некомпетентности, но будущим специалистам надо изучать сейчас то, что завтра будет ездить по дорогам, а не то, что сгнило на задворках автобаз еще вчера. Учителя давали нам основы своих знаний, но, увы, не могли подготовить тех, кто мог бы занять их места, передать их знания и преумножить их.

Работая над этой статьей, мне удалось побеседовать с моими бывшими учителями и коллегами по образовательному цеху. Многие их них не отказались открыто обсуждать проблемы современного образования. Один из моих коллег, пожелавший остаться неизвестным, так определил основные проблемы в сфере профессионального технического образования.

Он, в частности, отметил высокий возраст преподавательского состава и почти полное отсутствие молодых специалистов, в том числе и с профильным образованием. Другая проблема связана с острым дефицитом актуальной информации, необходимой для подготовки будущих специалистов, и возраст преподавательского состава только усугубляет эту проблему. Студенты слабо мотивированы, то есть, проще говоря, многим из них неинтересно учиться. Это, пожалуй, одна из самых острых проблем: из всей группы интерес к обучению проявляют лишь пять-шесть человек, остальные – как балласт, они демотивируют всю группу своим демонстративным пренебрежением к учебе. Группы студентов состоят обычно из 25 и даже 28 человек, хотя для оптимального процесса обучения максимум наполняемости в группе должен быть 12-15 человек. Студенческая практика – это отдельная головная боль, зачастую ее негде проходить.

К тому же, негласная политика, реализуемая под девизом «Никого не отчислять», снижает ценность самого образования. Многие из преподавателей уже не уверены в том, что их знания соответствуют актуальным запросам современного рынка труда. Кризис в сфере технического образования стал системным после того, как технические колледжи вышли из-под контроля Минтранса. Не всем преподавателям доступны курсы повышения квалификации, их все больше заваливают «бумажной» работой, необходимостью составлять планы и отчеты. И, наконец, технические профессии по-прежнему находятся в разряде непрестижного труда, во многом из-за того, что в стране нет правильной пропаганды рабочих специальностей и почти полностью отсутствуют сколько-нибудь значимые технические СМИ.

Дмитрий ТИХОВ - крайний справа

Николай Тимофеевич Ванькаев, преподаватель спецдисциплин, цикловая комиссия «Устройство автомобилей», в прошлом мой наставник и коллега, так прокомментировал рассматриваемую нами проблему:

«Проблема плохой, неудовлетворительной подготовки младших технических специалистов имеет множество причин. Они не единичны сами по себе – это целый комплекс проблем. Приведу лишь основные:

- Недостаточное финансирование сферы профессионального образования. Последствия этого – несовременное обновление материально-технических баз учебных заведений, низкая заработная плата преподавателей, что приводит к оттоку высококвалифицированных преподавателей и не способствует притоку молодых квалифицированных, увлеченных, имеющих склонность к преподавательской работе кадров, являющихся носителями новых и современных знаний в той или иной отрасли.

- «Закостеневшая» устаревшая методика обучения, которая привела к тому, что система образования не способна учитывать потребности реального современного производства. В общем объеме учебного времени предусмотрена явно недостаточная доля практических знаний. У студентов отсутствуют возможности выбора учебных модулей для формирования индивидуальной учебной программы с целью получения нужной им специализации.

- Отсутствие интереса к сфере образования со стороны производственных предприятий. Это выражается в отсутствии четко сформулированных требований к уровню подготовки специалистов, выпускников учебного заведения со стороны производственников. Давно утеряны и не восстановлены партнерские взаимоотношения между учебными заведениями и производственными предприятиями. А значит, нет конкретного заказа со стороны производственных предприятий на подготовку необходимых специалистов.

История развивается по спирали. Петр I привел в страну заморских технических специалистов. Это были немцы, голландцы и представителя других стран Европы. Они обучали, несли новые знания и технологии. Благодаря этому формировалась научная и промышленная база, на основе которой потом росла и развивалась наша отечественная промышленность. Неужели нам снова предстоит поднимать практически с нуля школу профессионального технического образования?



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail