Золотой ключ. Выбор СТО

Экономика лизинга

Автор: Дмитрий ЛЕСИН


лизингЛизинг как механизм стимулирования предпринимательства в нашей стране пустил глубокие корни. Однако, общаясь с представителями авторемонтного бизнеса, мы не раз могли убедиться в том, что многие сервисмены имеют о нем лишь самое общее представление. Поэтому мы решили слегка приподнять завесу над этим, надо сказать, весьма полезным институтом и представить вашему вниманию небольшой экскурс в экономику лизинговых сделок.

Начнем с того, что сегодня в России получили распространение лишь два типа лизинга, о которых мы и поговорим в сегодняшней статье. К сожалению, широко применяемый в западных странах механизм оперативного лизинга, дающий возможность предпринимателям вносить минимальные платежи, в нашей стране так и не прижился. Из оставшихся же двух чаще всего применяется технология прямого лизинга. С нее и начнем.

Прямой лизинг
Суть этой технологии в том, что, получая имущество в лизинг, компания оставляет лизингодателю определенный аванс, а затем в течение какого-то времени выплачивает ему оговоренные лизинговые платежи. По прошествии же указанного в договоре срока имущество переходит к лизингополучателю. Таким образом, механизм в чем-то напоминает, с одной стороны, товарный кредит, а с другой — банковский кредит на приобретение оборудования. Но при этом для предпринимателей лизинг имеет ряд преимуществ и перед тем, и перед другим способом привлечения сторонних средств.

Первое — финансовое — связано с тем, что лизингополучатель обычно имеет возможность существенно сократить налогооблагаемую базу. Происходит это за счет того, что по закону лизинговые платежи списываются на прибыль в полном объеме, в то время как при расчете с банком по кредитам налоговый кодекс позволяет списывать лишь сумму, равную ставке рефинансирования, умноженной на 1,5. Кредитная же ставка банков на порядок выше этой цифры. Так, в момент написания статьи размер максимального списания был равен 16,5%. В то же время стандартные программы большинства банков предусматривали кредитование бизнеса как минимум под 25%. Разница весьма ощутимая. Например, при закупке имущества на один миллион рублей дельта составит более пятидесяти пяти тысяч рублей в год, с которых предприятию придется дополнительно выплатить налог на прибыль.

Кроме налога на прибыль, лизингополучатель может сэкономить еще и на налоге на имущество. По Закону о лизинге по отношению к предмету лизинга может применяться ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3. Поэтому к тому времени, когда объект поступает на баланс лизингополучателя, он обычно уже успевает полностью амортизироваться и таким образом облагается налогом лишь по минимальной ставке. Например, если вы взяли в лизинг на три года оборудование со сроком амортизации 6 лет и стоимостью в один миллион, то к концу лизинговых выплат вы поставите на баланс уже полностью амортизированное имущество и будете платить за него лишь минимальный платеж по ставке 0,5%. То есть ежегодные выплаты по налогу на имущество составят 5000 рублей. В то же время при обычном линейном методе амортизации без ускоряющих коэффициентов к указанному сроку имущество амортизировалось бы лишь наполовину, и, соответственно, вы вынуждены были бы платить с его остаточной стоимости 2,2%, что составило бы 11 тысяч рублей.

Стоит иметь в виду, что все вопросы, связанные с ускоренной амортизацией, определяются законодательными актами, которые довольно регулярно подвергаются пересмотру. Поэтому, планируя лизинговую операцию, важно тщательно изучить все правовые аспекты сделки. В противном случае уже после подписания договора могут обнаружиться неприятные сюрпризы. Не так давно, например, была отменена ускоренная амортизация по третьей классификационной группе, в которую входят, в частности, легковые и легкие коммерческие автомобили, а также некоторые виды спецтехники.

Что же касается самих лизинговых платежей, то в среднем их стоимость соответствует выплатам заемщика при погашении аналогичного по стоимости банковского кредита. Хотя — и в этом можно признать определенный недостаток лизинга — формирование лизинговых платежей гораздо менее прозрачно, чем определение размеров выплат по кредитам финансовых организаций. Последние высчитываются исходя из банковского процента и возможных комиссий за ведение счета. Лизинговые же платежи не привязываются к процентной ставке: по закону они включают в себя основные издержки лизингодателя. А таких издержек может быть очень много. Поэтому для того, чтобы достоверно оценить выгодность лизинговой сделки, лизингополучатель должен тщательно изучить всю информацию по предстоящей операции. Знать одну только ставку удорожания (именно это понятие обычно используется лизинговыми компаниями) недостаточно; нужно еще до заключения сделки ознакомиться с графиком лизинговых платежей и лишь тогда делать вывод о привлекательности предстоящей операции. Зато в отличие от банков большинство лизинговых компаний проявляют большую гибкость при определении способов расчета с клиентом. Графики платежей могут быть самыми разнообразными. В том числе сезонными. Поэтому если вы приобретаете, например, шиномонтажное оборудование, имеет смысл договариваться о том, чтобы пик платежей приходился на периоды сезонных всплесков при осеннем и весеннем «переобувании».

Что же касается авансовых платежей, то в современных условиях их размер обычно колеблется в пределах 20–35% от стоимости объекта лизинга. Хотя иногда можно встретить предложения и с нулевым авансом, и даже с отсрочкой платежа до шести месяцев. Но это, скорее, исключения из правил, к которым надо подходить с большой осторожностью.

Если говорить о преимуществах лизинга, то стоит признать, что в современных условиях они отнюдь не ограничиваются одной только финансовой составляющей. Этот механизм за счет большей гибкости, государственной поддержки, а также за счет того, что практически все лизинговые сделки гарантируются записанным на баланс лизингодателя имуществом, оказался менее подверженным кризисным явлениям. И на сегодняшний день получить имущество в лизинг гораздо проще, чем оформить долгосрочный банковский кредит. Правда, при этом сами лизинговые платежи за последний год выросли в среднем в два, а то и более раз. Но количество лизинговых сделок от этого не уменьшилось. И именно в условиях кризиса стал популярным еще один тип операций — обратный лизинг.

Обратный лизинг
Суть этого вида операций заключается в том, что продавцом имущества и лизингополучателем оказывается одно и то же юридическое лицо. Как такое может быть? Приведем пример: компания начала переоборудование сервиса, закупила часть необходимого оборудования, и тут — разразился кризис. Денег перестало хватать даже на поддержание производства, не говоря уже о закупке новой техники. Но не останавливаться же на полпути. И тогда руководитель компании отправляется в лизинговую компанию и предлагает выкупить у него по остаточной стоимости уже купленное оборудование, а затем — предоставить его в пользование по договору лизинга. В результате продавец получает деньги за «проданный» товар (сумма высчитывается с учетом амортизации), из них выплачивает авансовый лизинговый платеж. А оставшиеся средства пускает на покупку нового имущества. Безусловно, после этого компании придется выплачивать лизинговые платежи. Но зато у нее появится возможность обновить фонды. После же окончания лизинговых платежей имущество вновь переходит к продавшему его предприятию.

Как видите, благодаря разнообразию используемых механизмов лизинг в условиях кризиса становится не только выгодным, но зачастую и единственным средством обновления основных фондов. Поэтому компаниям, строящим стратегию своего развития, не стоит обходить его вниманием, и при решении вопроса о привлечении сторонних средств имеет смысл тщательно присмотреться к этому институту.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail