Эволюция двигателей — эволюция масел

Автор: Олег ПАРАМОНОВ


Сотни лет человечество тщетно бьется над созданием вечного двигателя. Без сомнения, это изобретение стало бы величайшим достижением в истории нашей цивилизации. Поэтому время от времени появляются люди, заявляющие о том, что достигли заветной цели. Однако практические эксперименты ставят крест на всех попытках подобного рода, и виной тому трение, сводящее титанические усилия ученых и любителей к одному и тому же результату — к нулю. Но неверно полагать, что на это злосчастное трение нет управы. Конечно, рано или поздно законы физики берут свое, но добиться отсрочки старения двигателя, причем довольно существенной, уже удалось.

Самым ярким примером успешной борьбы с трением является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), история которого, по утверждению одних исследователей, началась в конце восемнадцатого века, другие же считают, что он был изобретен на целых сто лет позже. Так или иначе, предшественником бензинового мотора можно считать паровую машину. Она обладала низким коэффициентом полезного действия, что, впрочем, не мешало ей передвигать не только многотонные паровозы, но и легковые автомобили (см. «КУЗОВ» №14). Однако по различным причинам такой широкой популярности, как ДВС, паровая тяга не получила.

Понятно, что работа столь сложного, как ДВС, механизма невозможна без использования смазочных материалов. А спрос, как известно, рождает предложение. Практически одновременно с изобретением Ленуаром газового двигателя Джон Д. Рокфеллер основывает трест Standard Oil. Спустя сорок лет, в 1911 году, Верховный суд США на основе антимонопольного акта Шермана постановил раздробить Standard Oil на 34 небольшие компании. Две из них впоследствии объединились и превратились в компанию Mobil, с именем которой связаны очень многие технические достижения человечества в области смазочных материалов. Например, мотор аэроплана братьев Райт, паровые машины «Титаника» и турбины первой американской атомной подлодки «Наутилус» смазывались маслами Mobil. Ими же пользовались адмирал Берд, который первым достиг Северного полюса по воздуху, и Чарльз Линдберг, совершивший одиночный перелет через Атлантику.

Сейчас, по прошествии стольких лет, трудно поверить в совпадение: именно в год создания бензинового ДВС произошло слияние двух нефтяных компаний — Jersey Standard (Standard Oil Company of New Jersey) и Socony (Standard Oil Company of New York), которые стали предшественниками корпорации ExxonMobil. Победное шествие их смазочных продуктов проходило одновременно с распространением ДВС.

Со временем именно автомобили, а вернее двигатели внутреннего сгорания, становились главными потребителями смазочных материалов. Вслед за двухцилиндровым мотором появились четырехцилиндровые образцы, подвергся модернизации кривошипно-шатунный механизм, был применен коленчатый вал, позволивший связать и синхронизировать работу цилиндров.

Сейчас ни у кого не возникает сомнений в полной, но, возможно, неокончательной, победе традиционного ДВС над другими весьма оригинальными конструкциями. Серьезный бой в середине века ему дал роторно-поршневой двигатель (РПД). В 70-х годах роторы, выпускаемые в СССР, стали устанавливать на легковые автомобили спецслужб. Правда, из-за ограниченности ресурса интересный проект со временем свернули. Зато японская Mazda до сих пор серийно производит машины, оснащенные РПД.

Однако двигатель изменялся не только «вглубь», но и «вширь»: вслед за двух- и четырехцилиндровыми моторами пришли шести-, восьми-, двенадцатицилиндровые ДВС. Понятно, что увеличение мощности предъявляет новые требования к смазочным материалам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что производители масел не подкачали: они создавали продукты буквально для всех типов все более мощных и требовательных ДВС. В этом плане продукция под маркой Mobil не только соответствует реалиям, но отчасти предвосхищает будущее. В этом помогает опыт участия в гонках «Формулы-1». Именно королева автоспорта позволяет наилучшим образом отработать в экстремальных режимах самые передовые технологии.
1995 год ознаменовался сотрудничеством Mobil с гоночной командой McLaren-Mercedes. Результатом этого взаимодействия стала программа по созданию нового масла для гоночных автомобилей. Новая технология SuperSyn позволила инженерам снизить нагрузки на детали двигателя. Дэвид Култхард выиграл первую гонку сезона в Мельбурне с маслом, созданным именно по технологии SuperSyn, которую впоследствии стали использовать в моторных маслах для серийных машин. Это произошло в 2002 году. Если объяснить в двух словах, то Mobil 1 с технологией SuperSyn — это неповторимый коктейль, состоящий из множества компонентов. Использование высококачественных базовых масел позволяет обеспечить оптимальную низко- и высокотемпературную защиту. Передовые синтетические жидкости способствуют обеспечению чистоты двигателя в высокотемпературных условиях и обладают превосходными противоизносными свойствами.

На качество масел все больше влияют строгие экологические нормы, которые регулярно ужесточаются цивилизованными государствами всего мира. Например, современные дизельные двигатели, отвечающие стандартам Euro-4 и Euro-5, оснащены очень чувствительной системой доочистки выхлопных газов. Сера и фосфор могут повредить соты катализатора. При этом сульфатная зола забивает сажеулавливающий фильтр, что приводит к увеличенному расходу топлива, потере мощности двигателя и быстрому выходу из строя системы доочистки газов. Соответственно, были созданы новые нормы для масел с пониженными вязкостными характеристиками при высокой температуре, со сниженной сульфатной зольностью, малым содержанием фосфора и серы. Нововведения не останутся незамеченными. Новые продукты позволяют снизить потребление горючего и увеличить интервал замены масла. Понятно, что дальнейшее ужесточение экологических требований поставит перед производителями масел еще более сложные задачи.

Что касается ДВС, то, ввиду ограниченности запасов нефти, когда-нибудь они наверняка канут в Лету. На смену придут автомобили, работающие на водороде или на солнечной энергии. Но трение никто не отменял, и поэтому работа для масел Mobil 1 обязательно найдется.  


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail