И вновь про кадры

Автор: Дмитрий ЛЕСИН


Кадровый рынок, наконец, достиг некоторой стабилизации. И теперь важно, чтобы сегодняшнее его затишье не оказалось затишьем перед бурей.

Кризис болезненно сказался на кадровом рынке. Произошло своеобразное отрезвление персонала автосервисов. Люди, привыкшие к высоким заработкам предкризисного периода, неожиданно почувствовали, что их труд стоит гораздо меньше. В течение многих месяцев основным трендом на рынке оставались высокие ожидания соискателей — сотрудники дилерских центров и ремонтных предприятий, потерявшие работу, как только узнавали, сколько им собираются платить на новом месте, отказывались даже от тех немногих вакансии, которые им удавалось найти. Ситуация стала выравниваться лишь к лету 2009 г. По-видимому, к этому времени большинство соискателей осознали тщету своих надежд и постепенно пристроились на тех условиях, которые мог предложить им рынок. Однако и сегодня проблема не изжила себя до конца. Особенно ярко она проявляется в среде оставшихся без работы топ-менеджеров.

Татьяна Григорьева, руководитель кадрового агентства «Автокадр»: — Люди месяцами не находят себе применения, однако так и не соглашаются идти на службу за меньшую зарплату.

С лета прошлого года произошла стабилизация и на другом полюсе кадрового рынка. К этому моменту работодатели решили, что они уже в достаточной степени оптимизировали свои расходы на персонал и прекратили дальнейшие сокращения — как самого персонала, так и его заработков. В результате на рынке труда наступило затишье, и он пережил вторую половину 2009 г. и начало 2010 г. без каких-то существенных потрясений. Несколько сократившийся к лету разрыв между количеством резюме и числом вакансий все равно остался достаточно большим: практически по всем позициям вакансий в несколько раз меньше, чем резюме, и это соотношение вплоть до последних месяцев так и не менялось. Упавшие в начале кризиса зарплаты тоже больше не корректировались. И теперь можно почти с уверенностью констатировать: те, кто еще питает надежду на возвращение докризисных заработков, — скорее всего, ошибаются.

Татьяна Григорьева: — Мы сейчас подошли к ситуации, которая давно уже существует в США. Это для нас она кажется катастрофической, поскольку мы привыкли жить по-другому. Американский автобизнес существует в ней уже на протяжении длительного времени. Там всем приходится остро конкурировать друг с другом и считать каждый цент. Нам надо осознать, что такие жесткие условия нормальны для развитого бизнеса. И нам тоже придется подстраиваться под них. Все говорит о том, что у нас больше не будет того бума, который мы пережили совсем недавно. И не стоит ожидать возвращения былых зарплат.

Действительно, сегодня соперничество в автобизнесе ощущается всеми его игроками. И затрагивает оно не только сферу продаж услуг или автомобилей. Оно распространяется на гораздо более глубокие уровни, в том числе и на рынок труда. На нем сложилась ситуация всеобщей конкуренции.

С одной стороны, жестко соперничать друг с другом приходится тем, кто пытается устроиться на работу.

Юрий Вировец, президент компании HeadHunter: — Специалисты в сфере автомобильного бизнеса, ищущие новое место работы, испытывают сегодня конкуренцию на уровне 4 человек на место.

С другой стороны, кризис не избавил работодателей от конкуренции за высококвалифицированные рабочие руки. Массовые увольнения периода паники коснулись в основном административного персонала ремонтных предприятий. Рабочих же сокращения затронули лишь постольку-поскольку: увольняли обычно лишь тех, к кому у руководства и без того были какие-то претензии. Так что появившиеся на рынке свободные кадры не удовлетворили острую потребность в профессионалах. На сегодня проблема нехватки рабочих рук остается одной из существенных проблем ремонтного бизнеса. Особенно болезненно она проявляет себя в регионах.

Федин Александр, директор ООО «Независимость» (г. Тула): — Нехватка квалифицированного персонала — главная проблема. В городе нет ни одного учебного заведения, которое готовит мастеров. И нам приходится самим обучать молодых рабочих. Слава богу, у нас на предприятии сложился костяк опытных профессионалов, которые могут взять на себя такую ответственность.

Что ожидает кадровый рынок в ближайшем будущем? Эксперты по-разному оценивают его перспективы, но в любом случае все соглашаются с тем, что он станет отражением общеэкономических процессов в автобизнесе. Бизнес же сейчас переживает переломный этап. Если его дальнейшее развитие пойдет по оптимистичному сценарию, нам наверняка не придется больше рассказывать о новых потрясениях на кадровом рынке. Но вот если ожидаемого роста на авторынке так и не произойдет — тогда нынешнее равновесие может сдвинуться в сторону сокращений и вакансий, и зарплат. А не исключено что и просто — сокращений. Последнее оказалось бы самым неприятным вариантом развития событий. Хотя и вполне реальным. Осенью 2008 г. наш автобизнес уже демонстрировал готовность уменьшать расходы за счет персонала. Не исключено, что эта готовность у многих не иссякла до сих пор. А жаль, потому что за прошедшие полтора года ситуация на рынке в корне изменилась. Сегодня среди дилеров и независимых сервисов уже наметились лидеры и отстающие. Те, кому удалось не только пережить кризис, но и на его волне вырваться вперед, продемонстрировали умение правильно организовать процесс, привлечь клиентов. Именно эти качества сегодня выходят на первый план. Поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что попытки отстающих решить проблемы за счет своих работников на этот раз не только не принесут желаемого результата, но и поставят их в еще менее выгодное конкурентное положение. Сегодня успех достигается не сокращением работников и снижением заработных плат, а, напротив, повышением эффективности труда и заинтересованности в результате.

В этом плане хотелось бы озвучить любопытные выводы, которые были сделаны на конференции NADA (Американской национальной ассоциации автомобильных дилеров), прошедшей в середине февраля в американском городе Орландо (сведения об этой конференции были предоставлены Татьяной Григорьевой, которая принимала участие в ее работе). В своем мастер-классе, посвященном оптимизации расходов дилерских центров, Стефан Ларримор (Stephan Larrimore), генеральный директор компании ADP Performance, подчеркнул пагубность решения экономических проблем за счет персонала. Он назвал те направления в работе дилеров, сокращение финансирования которых возможно в условиях кризиса. Реклама, расходники, новые инструменты, телефония, даже информационные технологии. Но никак не персонал. Единственное допущение, которое он сделал, — возможность сократить расходы на обучение, но и то лишь за счет перехода от очных форм занятий к онлайновым. Важность же самой подготовки сотрудников он ни в коей мере не подвергал сомнению.

О том же говорил и Джо Верди, основатель интернациональной сети учебных центров. Он настаивал на том, что в сложные времена не только нельзя избавляться от персонала, а, напротив, нужно приложить все усилия для его качественного обучения. Он в своей речи сравнил автобизнес и рестораны «Макдональдс». «Макдональдс» работает с гораздо более дешевым и простым, а значит, и более ликвидным, товаром. Казалось бы, его сотрудникам не требуется никакого сложного обучения. Тем не менее, бизнес-система сети ресторанов подразумевает обязательное обучение при устройстве на работу и регулярные ежемесячные занятия по два-три дня для каждого сотрудника, в то время как ремонтные предприятия часто не уделяют должного внимания подготовке персонала. В результате «Макдональдс», несмотря на то что его сети приходится действовать в гораздо более конкурентной, чем авторынок, среде, добивается успеха: его рестораны приносят огромные доходы во всех концах света.

А какой из сервисов может похвастаться столь же яркими результатами?  


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail