И замена, и диагностика

Автор: Михаил МАШИН


Популярность автомобилей, оснащенных АКП, увеличивается в нашей стране с каждым днем. Поэтому сервисным предприятиям стоит серьезно задуматься над расширением спектра своих услуг, предложив клиентам комплекс работ по диагностике, обслуживанию и ремонту автоматических коробок переключения передач.

Как сообщили эксперты отдела аналитики агентства «Автостат», результаты исследования продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2009–2010 гг. на предмет оснащения автотранспортных средств автоматическими трансимиссиями были следующими: по итогам 2010 г. 49,8% иномарок, проданных на российском рынке, были оснащены АКП. С позапрошлого года результат повысился на 5,6% (с 44,2%).

Аналитики отмечают, что три бренда поставляют на рынок 100% автомобилей с «автоматом»: Chrysler, Infiniti и Lexus. Среди ТОП-10 марок, годовые продажи которых на российском рынке превышают отметку в 10 тысяч, лидер по величине доли автомобилей с автоматической коробкой передач, Lexus (100%). На втором месте Mercedes-Benz (99,9%), на третьем – BMW (99,3%). Четвертое и пятое места занимают Volvo (98,3%) и Audi (98,1%) соответственно. В «десятку» также вошли Honda (82,8%), Toyota (82,8%), Mazda (71,3%), Mitsubishi (67,6%), Suzuki (66,7%).

Бесспорным лидером по динамике роста доли автомобилей с автоматической коробкой стала Toyota. Покупатели этих автомобилей в 2010 г. выбрали комплектации с «автоматом» на 24,7% больше, чем в 2009 г. На втором месте по динамике (среди массовых брендов) Suzuki (+16,1%), на третьем – Hyundai (+12,8%).

Cущественную отрицательную динамику показал Citroen (–10,6%). Эксперты объясняют это тем, что общее количество продаж автомобилей марки выросло, а число приверженцев моделей Citroen с автоматической коробкой осталось на прежнем уровне.

Примечательно, что доля автомобилей с АКП в общем объеме проданных в 2010 году моделей Renault невелика – всего 7,7%. «Такой результат получился из-за значительной доли в марке бюджетной модели Renault Logan, комплектации которого с «автоматом» не пользуются большим спросом у покупателей», – отмечает Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «Автостат». Также очень мала доля автомобилей с АКП и у FIAT: всего 1,6%. В целом по рынку (с учетом продаж отечественных автомобилей) доля автомобилей с автоматической трансмиссией по итогам 2010 года составила 33,8%. В 2009 году доля таких автомобилей составляла 31,2%.

То есть, как видим, оснований для того, чтобы открыть на своей станции новое, весьма перспективное направление деятельности по диагностике, обслуживанию и ремонту АКП, более чем достаточно. Однако в силу довольно высокой сложности агрегата бросаться, как говорится, «с места в карьер» вряд ли разумно. Изучение брошюр ATSG (Automatic Transmision Service Group), чуть ли ни самой авторитетной международной организации в этой области, предлагающей руководства по ремонту, обслуживанию, пособия, справочные издание, программные комплексы и проч. по диагностике всех типов АКП и МКП, бесспорно, окажется нелишним, но опыта и профессионализма новоиспеченным трансмиссионщикам вряд ли прибавит. Поэтому, как рекомендуют специалисты, проще для начала взяться за самые простые операции и постепенно переходить к более к сложным. Тем более что сегмент обслуживания АКП для отечественной авторемонтной отрасли совсем новый, и получить помощь вроде и есть откуда, но действительно эффективных источников такой помощи крайне мало.

К числу указанных простейших операций относится замена трансмиссионной жидкости. Да-да, именно жидкости, и ни в коем случае не масла, поскольку ATF (Automatic Transmission Fluid) хоть и имеет в своей основе базовое масло – минеральное или синтетическое, на моторное масло в привычном нам понимании этого термина мало похоже в силу того, что обладает гораздо более широким спектором свойств и качеств. Она содержит огромное колиество присадок, придающих ей особые характеристики (противопенных, антиокислительных, повышающих температурную стойкость и т. д.), задаваемые производителями АКП. Это в свою очередь накладывает специальные требования к применению определенных марок ATF на автомобилях конкретных автобрендов. Если бегло пролистать Интернет, единственное, что можно там почерпнуть, – то, что «в основной массе АКП используется масло Dexron». Данное утверждение – трагическое заблуждение. Каждый автопроизводитель имеет строгие рекомендации относительно того, какие трансмиссионные жидкости можно применять в АКП, установленных на его автомобилях, и эти рекомендации ни в коем случае нарушать нельзя.

Так вот, Dexron (несколько видов Dexron II, Dexron III и т. д.) – это фирменная марка ATF автомобилей General Motors. Mercon – Ford, Mercedes-Benz – МВ 236.1, 236.5, 236.10 и т. д., Volkswagen – VW TL 521 62, VW LT 71141. То есть все автопроизводители разработали собственные требования и спецификации по ATF, и смешивать эти жидкости, подменять одни другими, если это не указано в сопроводительной документации, категорически запрещается.

Повторим, дело здесь не в пресловутых непонятно каким образом, на каком основании и за какие деньги полученных омологациях, с которыми мы имеем дело в сегменте моторных масел (когда, например, все «французы» требуют заливать почему-то только Elf), а в объективных технических требованиях. Применение нерегламентированной жидкости запросто может привести к поломке агрегата, его преждевременному износу и выходу из строя. Взаимозаменяемость ATF – редкость; если она и возможна, то об этом обязательно должно быть написано на этикетке.

Теперь о технологии замены. Существует два способа: автоматический, посредством специальной установки, и, как принято исторически, вручную. Какой избрать сервису, он должен решить сам. И у первого, и у второго способа масса приверженцев и критиков. Одни никогда не воспользуются стендом, другие никогда не полезут снимать поддон. Причем позиция каждой из сторон максимально обоснованна. Поэтому здесь скорее всего следует проконсультироваться с опытными коллегами, а также учесть такой момент: специальных стендов для замены трансмиссонных жидкостей в АКП сегодня на рынке представлено множество, совершенно разных производителей – от европейских до азиатских, включая российских. Но удовольствие это не из дешевых, как минимум пару тысяч евро за установку отдать придется. Так что смотрите.

Со стендом, конечно, проще. Посредством адаптеров подключаетесь к системе, закольцовываетесь, все остальное устройство сделает само. Как только в обоих индикаторах будет находиться жидкость одинакового цвета – процесс замены окончен. Естественно, у каждого прибора есть cвои особенности. Обо всем мы рассказать не сможем, проще внимательнее прочитать инструкцию, но общий принцип неизменен. Противники этого способа говорят, что таким образом мы никогда не сможем провести первичной диагностики АКП. А она зачастую бывает нелишней.

Диагностика эта проста. Как и сам способ замены вручную. Прогреваем трансмиссию, предварительно покатавшись несколько минут, снимаем поддон (требуется очень часто), сливаем старую ATF. При этом обращаем внимание на цвет и запах жидкости, а также на содержимое поддона. Если на магнитах осела металлическая крошка, жидкость пахнет гарью, значит, с коробкой что-то не в порядке и простой заменой ATF проблему не решить, требуется вмешательство опытного специалиста. Если никаких явных причин для беспокойства нет, меняем фильтр, заливаем новую жидкость и запускаем двигатель. После этого при включенном двигателе прогоняем коробку по каждому из режимов, задерживая селектор в каждом из положений на несколько секунд. Затем переводим в положение Р или N (здесь нужно уточнить рекомендацию автопроизводителя), проверяем уровень и доводим его до требуемого. Финальная проверка выполняется после обкатки, когда температура жидкости поднимется до рабочего уровня.

Вот, собственно, и все, что нужно знать о замене ATF. В последующих публикациях мы более подробно остановимся на типичных, характерных неисправностях АКП.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail