Как эвакуироваться из кризиса?

Автор: Любовь ИЛЬИНА


О кризисе на российском автомобильном рынке написано и сказано немало. Но при этом мало кто всерьез занимался положением в тех отраслях и секторах экономики и бизнеса, которые косвенно связаны с автомобильным рынком. Гораздо меньше вспоминают о сервисе, автостраховании и службах технической помощи и эвакуации. А здесь тоже есть о чем поговорить.

Еще раз обратимся к сухим цифрам. Финансовый кризис, потрясший мировую экономику, не обошел стороной и нашу страну — очень серьезно пострадал автомобильный рынок России. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе–ноябре 2009 г. сократились на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: до 1 337 792 единиц.

Кризис продаж легковых автомобилей в России оказался значительнее, чем в Европе, несмотря на шаги, предпринимаемые правительством для стимуляции продаж.

В Европе не испытали такого существенного спада продаж, как у нас, а ведущие автомобильные державы за счет глобальных правительственных программ стимулирования спроса на автомобили показали даже рост. Например, в Германии продажи в 2009 г. выросли на 26%, а спад продаж в Великобритании удалось удержать на уровне -15% от прошлогодних. В результате Великобритания, Италия, Франция и уж тем более Германия в цифрах абсолютных продаж обогнали российский рынок. Следует напомнить, что в 2007–2008 гг. Россия оспаривала с Германией лидирующее положение на авторынке Европы.

Ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке России, не могла не сказаться на сфере деятельности, обеспечивающей этот рынок: эвакуация и техническая помощь, сервисное обслуживание, автострахование и др. Снижение объемов продаж автомобилей привело к сокращению деятельности в этих сферах оказания услуг. О том, что происходит в этом секторе автомобильного рынка, рассказывает генеральный директор компании «Авторейнджер» Александр Андреевич Собко:

— Рынок эвакуации и технической помощи, к сожалению, не остался в стороне от кризисных потрясений.

В первую очередь пострадали компании, ориентированные на перевозку новых салонных автомобилей от площадок разгрузки и временного хранения в салоны. Причины этого следующие. Как правило, каждый автосалон имеет 1–2 своих эвакуатора для перевозки новых автомобилей. Когда в 2006–2008 гг. в нашей стране был настоящий автомобильный бум, такого количества собственных эвакуаторов для салонов было недостаточно, и салоны прибегали к помощи небольших компаний, оказывающих услуги эвакуации. Такие компании, заняв свою нишу на рынке эвакуации, чувствовали себя достаточно комфортно, имея постоянное количество заказов от автосалонов, не осуществляя каких-либо дополнительных затрат на рекламу своей деятельности. После резкого обрушения продаж легковых автомобилей эти компании потеряли свой объем заказов и оказались на грани разорения. Перед ними встал выбор: либо искать новых клиентов и партнеров, либо выставлять свои эвакуаторы на продажу.

По сути, эти решительные шаги означали банкротство и уход с рынка, что повлекло за собой изменения в структуре самого рынка эвакуации. Насколько значимыми они стали?

— В условиях кризиса тяжело найти новых партнеров, и многим компаниям пришлось прибегнуть к крайней мере, выставив свою технику на продажу. Предложение превысило спрос, и эвакуаторы стоимостью 1–1,2 млн р. предлагались за 700–800 тыс. р. И дело здесь не только в желании быстрее «отбить» деньги. Многие компании и частные предприниматели приобретали технику из вторых–третьих рук и, «выжимая» из нее максимум прибыли, не очень заботились о техническом состоянии. В итоге продажа большого количества эвакуаторов не позволила многим компаниям поправить свое финансовое положение. В результате многие компании, предоставляющие услуги эвакуации и имеющие в своем автопарке 2–4 машины, а также частные предприниматели оказались разорены и исчезли с этого рынка.

Часть компаний вела клубную работу, поэтому в результате их банкротства фактически прекратились продажи клубных карт, позволяющих клиенту получить услуги по эвакуации, технической, юридической помощи. Сейчас в условиях снижения платежеспособности населения люди не хотят платить за теоретическую возможность наступления события, предполагающего эвакуацию автомобиля или техническую помощь.

Значит ли это, что рынок услуг по оказанию технической помощи на дорогах и эвакуации рухнул окончательно? Нет, конечно же. Этот рынок, формирование которого достигло пика два—три года назад, неизбежно должен был претерпеть сильные изменения, но сохраниться.

— Если еще два года назад о московском рынке эвакуации и технической помощи говорили как о практически сформировавшемся, то в нынешних условиях можно говорить о его обрушении. Но в то же время кризис показал, что крупные компании, предоставляющие услуги эвакуации и технической помощи, несмотря на все те трудности, которые испытывал рынок эвакуации, показали свою стабильность и устойчивую работу (однако и среди лидеров не обошлось без потерь), расширив свое влияние.

Говоря о компании «Авторейнджер», должен отметить, что до кризиса она являлась одним из лидеров отечественного рынка эвакуации и технической помощи. Меры, предпринятые в компании, позволили не только сохранить лидирующие позиции, но и продолжить развитие компании в тяжелых экономических условиях.

Устойчивая динамика роста стала возможна в результате пересмотра всей финансовой политики компании. В то время как многие службы эвакуации стремились компенсировать снижение объемов заказов ростом цен на свои услуги, в компании «Авторейнджер» предприняли шаги, направленные на снижение стоимости услуг эвакуации и технической помощи, что не могло не сказаться на увеличении числа партнеров. Снижение стоимости услуг стало возможным за счет снижения внутренних затрат компании.

Соотношение «цена-качество» — один из критериев работы компании, позволяющий не бояться конкуренции. Высокое качество предоставляемых услуг при их невысокой стоимости позволило компании «Авторейнджер» в 2009 г. выиграть ряд тендеров на предоставление услуг эвакуации и технической помощи. Клиентская база компании увеличилась в 2 раза по сравнению с докризисным периодом. В значительной мере это произошло за счет «перетекания» части постоянных клиентов обанкротившихся компаний, привыкших к практике клубной работы, которая всегда была сильной стороной нашей компании.

Увеличение объемов перевозок поставило перед компанией вопрос о дальнейшем росте и обновлении парка эвакуаторов и автомобилей технической помощи. Это достаточно смелый шаг в нынешних условиях.

Действительно, немногие игроки на рынке рискуют вкладывать средства в расширение: выжить бы как-нибудь. Нужно было провести значительную подготовительную работу, проанализировать нынешнюю ситуацию на автомобильном рынке, выстроить более или менее реальный прогноз.

— Если говорить о перспективах восстановления рынка эвакуации и технической помощи, то они напрямую связаны с автомобильным рынком.

Сейчас же можно констатировать некоторую стабильность российского рынка: ноябрь 2009 г. стал чуть лучше октября: продано примерно на 6 500 автомобилей больше, чем в прошлом месяце. По итогам девяти месяцев этого года спад продаж новых автомобилей в России достиг 51%. В сентябре 2009 г. относительно сентября 2008 г. — последнего докризисного месяца — продажи упали на 52%. Дальше такого катастрофического падения по отношению к продажам 2008 г. уже не будет. Концовка прошлого года прошла под знаком резкого падения спроса на новые автомобили. Фактически по состоянию продаж автомобильный рынок находится на уровне 2006–2007 гг. Возвращение к прежним продажам будет небыстрым. Так же и рынок эвакуации потребует продолжительного возрождения. Но здесь возникает вопрос: способны ли будут возрождающиеся компании предоставить услуги эвакуации по тем ценам и с тем качеством, которые предоставляют лидеры этого рынка, смогут ли они конкурировать с компаниями, пережившими кризис? Только время даст ответ на этот вопрос.

Как утверждают многие эксперты, за каждым рабочим на сборочном конвейере автомобильного завода стоит не менее 20 человек, работающих в смежных с автомобильной отраслях. В том числе в службах сервиса, технической помощи и эвакуации. За последние годы эти службы значительно приблизились к европейским коллегам по уровню технического, юридического и финансового обслуживания. Многие считают (и абсолютно справедливо), что кризис — время, когда выживают не просто сильнейшие, а профессионалы, способные быстро анализировать ситуацию и находить грамотный и перспективный выход из нее.  


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail