Каждому колесу – достойный сервис

Каждому колесу – достойный сервис Автор: Валерий Васильев


Если раньше обслуживание колес являлось сопутствующей услугой, то теперь стало важным источником дохода. Причина такого положения кроется в том, что выбор шин и дисков стал гораздо разнообразней, чем раньше.

На колеса и их обслуживание приходится значительная часть от стоимости содержания транспортного средства. Вместе с тем возрастают требования к эксплуатационным качествам и уровню обслуживания.

Конечно, шиномонтаж можно выполнить самостоятельно. Например, с помощью таких нехитрых инструментов, как монтажка и кувалда, шину удается демонтировать с диска. Однако уже через небольшой промежуток времени автовладелец сталкивается с целой группой неприятных, а порой и опасных последствий: диски начинают «пробивать», в салоне ощущается вибрация, даже если автомобиль движется по совершенно ровной поверхности, а руль заметно «отдает» на руки. Вот почему столь важен профессиональный сервис колес с использованием специального оборудования и особого инструмента.

Шиномонтаж
Процент прибыли, получаемой от этой услуги, сравнительно высок, так что качество оборудования очень важно. Шиномонтажный стенд следует выбирать с учетом планируемой загрузки и моделей автомобилей, которые предполагается обслуживать. Поэтому при выборе подобного оборудования нужно определиться, какой станок необходим: автоматический или полуавтоматический.

popu-stanok.jpgПолуавтоматические шиномонтажные станки целесообразнее применять на участках со средним объемом работ. В таких станках опускание шиномонтажной лапки выполняется вручную, посредством нажатия на вал сверху. Фиксацию осуществляет механическое устройство. Автоматически происходит лишь вращение стола.

avto-stanok.jpgАвтоматический шиномонтажный станок обладает более высокой производительностью. В его конструкции предусмотрена откидывающаяся монтажная стойка, облегчающая работу со «сложными» шинами. Отвод стойки выполняется с помощью пневмоцилиндра, достаточно нажать на педаль, и стойка откинется назад. Обратное перемещение происходит автоматически. Особенности стойки автоматического станка позволяют наиболее точно фиксировать монтажную головку относительно оси колеса, исключая возможность повреждения всех соприкасающихся с ней поверхностей. Также автоматически выставляется и фиксируется зазор между краем обода и монтажной лапкой. Одним из преимуществ автоматических станков является возможность безопасного монтажа и демонтажа литых колесных дисков и низкопрофильных покрышек. Опускание лапки и вращение стола в «автомате» происходит с помощью пневматического привода, что существенно влияет на скорость производимых работ и облегчает работу оператора. Для шиномонтажных мастерских с максимальной рабочей загрузкой рекомендуется выбрать автоматический агрегат.

Наиболее совершенные станки в автоматическом режиме осуществляют подъем колеса, фиксацию, монтаж и демонтаж, позиционирование монтажного инструмента, отрыв и подъем кромки шины. Все системы управления выведены на пульт управления, который состоит из трех отдельных рабочих зон, что позволяет обеспечить быстрое реагирование во время работы, а также полную безопасность эксплуатации.

nizko-prof.jpgНекоторые шиномонтажные станки, как автоматические, так и полуавтоматические, оснащаются функцией «взрывной накачки». Она необходима, прежде всего, для работы с низкопрофильной и жесткой резиной. Принцип действия основан на применении специального воздушного резервуара, мощный поток воздуха из которого подается через специальные отверстия в лапах шиномонтажного станка. Оборудование с подобной опцией способно быстро и равномерно накачать колесо, упрощает монтаж бескамерных шин, особенно при их деформации.

3hands.jpgОблегчить работу с особо сложными типами шин способно дополнительное устройство – так называемая «третья рука», которая представляет собой вспомогательное устройство для низкопрофильных шин и шин с жесткими бортами. Это устройство позволяет максимально точно и без лишних усилий установить колесо на рабочий стол. В данном механизме используется ролик специальной формы, который легко загоняет верхний борт покрышки в паз обода при монтаже и так же легко отделяет нижний борт покрышки при демонтаже.

Существует ряд дополнительных устройств, которые монтируются на шиномонтажный станок, увеличивая его функциональность и уменьшая трудозатраты. Двухскоростной привод рабочего стола и пневмомеханизм управления колонной увеличивают производительность, вмонтированный в монтажную головку нейлоновый ролик препятствует повреждению диска, пластины рабочего стола из высокоуглеродистой стали снижают трение и уменьшают износ, полнофункциональный цилиндр отжима борта двухстороннего действия упрощает процесс демонтажа, встроенный лимитатор автоматически останавливает накачивание шины при достижении определенного давления. К этому можно прибавить манипулятор колеса, который позволяет поднимать и фиксировать шину в точно отцентрованном положении на зажимной муфте, адаптеры для увеличения диапазона захвата (+6 дюймов), всевозможные пластиковые защитные накладки на кулачки, лезвия отжима, монтажный рычаг и т. д.

Наиболее совершенные агрегаты оснащены автоматическими выключателями электрических и гидравлических моторов в случае перегрузки.

Грузовой шиномонтаж
Шиномонтажные стенды для грузовых автомобилей не похожи на своих собратьев для легковушек. Процесс монтажа-демонтажа покрышки проходит на нем по особой технологии, требующей определенной сноровки. В работу вступают лифт, монтажная лапа с выдвижным монтажным инструментом, два отжимных ролика. Скорость вращения колеса пропорциональна нажатию на педаль. Колесо устанавливается в вертикальном положении, что дает возможность легко контролировать процесс со всех сторон. Применяется автоматическое перемещение монтажного инструмента с запоминанием рабочего и нерабочего положения. Мощный гидроцилиндр передает усилие на отжимные ролики. Колесо легко устанавливается на шпиндель станка при помощи горизонтально перемещающейся роликовой платформы. Шпиндель с помощью лифта устанавливается в рабочее положение по шкале, нанесенной на вертикальной стойке станка. Крепление колеса происходит нажатием кнопки на пульте управления. Процесс монтажа-демонтажа колеса управляется с помощью вынесенного на консоль пульта.

Балансировка
Обслуживать, а тем более ремонтировать колеса, не проводя их последующей балансировки, бессмысленно. Ведь дисбаланс – серьезная проблема, которая приводит к изнашиванию шин, подвески и рулевого управления. Здесь очень многое зависит от взаимодействия дисков, ступицы, подвески и, конечно же, самих шин. Балансировка производится, когда центр массы вращающегося колеса не совпадает с его геометрическим центром, а это провоцирует возникновение дополнительных центробежных сил, что, в свою очередь, приводит к вибрации. Грамотно выполненная балансировка существенно снижает вибрацию колес при движении, что сказывается на долговечности шин и увеличивает их сцепление с асфальтом. Чем профессиональнее произведена балансировка в первый раз, тем дольше прослужит резина. В любом случае, каждые 5 тыс. км рекомендуется проходить соответствующую проверку в шиномонтажной мастерской.

Перед балансировкой производится двойная центровка колеса, причем это не зависит от вида диска. Предварительная центровка выполняется конусом по центральному отверстию диска, а вторичная – когда к балансировочному стенду диск прикрепляется специальным фланцевым адаптером (получается примерно как у автомобиля шпильки ступицы). Разумеется, в таких тонких процессах возможны погрешности, которые зависят как от качества дисков и шин, так и от навыков мастера. Не последнюю роль играет и изношенность оборудования. В случае дисбаланса специалист применяет методику, позволяющую рационально перераспределить нагрузки по всему колесу. Этап финишной балансировки не является альтернативой балансировке колес на стендах. В данном случае в балансировании принимают участие и тормозной диск, и ступица с колесом вместе с ним.

Различают балансировочные станки с жесткими и мягкими опорами. Балансировка с жесткими опорами производится на частоте ниже собственных колебаний системы, а с мягкими – выше. Оба способа имеют свои недостатки и преимущества, но первый является более универсальным, а второй создается специально под балансируемую деталь, но и результаты выдает более точные. Основа балансировочного станка – датчик скорости опоры и датчик угла поворота балансируемой детали. Имея эти исходные данные, а также число оборотов колеса, можно вычислить, какую массу и в каком месте надо убрать или добавить.

Балансировочные станки последнего поколения работают с любыми дисками. То есть можно обойтись только одним универсальным балансировочным стендом. Единственное, во время работы нельзя забывать переключать режимы, поскольку балансировка легкового колеса требует несравненно большей точности (допуск по точности измерений у легкового колеса составляет 5 г, у грузового – 50 г). В силу того, что различные колесные диски имеют различную конструкцию, производители предлагают специальные аксессуары, позволяющие закреплять диски на валу. Например, без таких устройств не обойтись при балансировке колес легких грузовиков, поскольку в их дисках центральное отверстие гораздо шире, чем центральное отверстие легкового колеса. К тому же необходимы особые планшайбы с пальцами, подходящие под определенный диаметр и количество отверстий на колесном диске полноценного грузовика: на обычный конус надеть грузовое колесо крайне сложно, а в некоторых случаях просто невозможно. Кроме того, понадобится подъемное устройство (не все балансировочные стенды ими комплектуются), поскольку, во-первых, грузовое колесо само по себе очень тяжелое, а во-вторых, если неаккуратно надеть его на рабочий вал, можно повредить соприкасающиеся с валом компоненты стенда ─ датчики и подшипники.

Сегодня балансировочные стенды – это высокоточное оборудование с электронной измерительной системой, данные устройства без всякого преувеличения представляют собой по-настоящему интеллектуальные машины. Бесконтактная измерительная система позволяет исключить «человеческий фактор» и обеспечивает высокое качество балансировки. Это, в свою очередь, снижает требования к квалификации оператора и позволяет значительно экономить на его обучении.

Весьма ценно, что за несколько секунд современный балансировочный стенд способен определить любые отклонения от нормы, после чего проинформирует о них оператора. На дисплее в доступном виде поясняется, в каком процентном соотношении неисправность связана с диском или шиной, а также предложения по их совместимости. Кроме того, на экране появляется предлагаемое решение по устранению проблемы. Система очень удобна и может определить наличие скрытых повреждений шины.

Правка дисков
Высоким спросом пользуется оборудование для восстановления геометрии поврежденных литых и кованых дисков диаметром от 10 до 22 дюймов. Ремонтируемый диск закрепляется на планшайбе с помощью специальных пазов, а гидравлический привод позволяет создать усилие в зоне контакта рабочего инструмента станка и диска до 1,5 т, что обычно позволяет полностью выправить поврежденные поверхности. Правка диска выполняется путем воздействия гидроцилиндра (пресса) на поврежденный участок в заданном направлении и с заданным усилием. Расширенный набор адаптеров для фиксации, удлиняющих штанг и различных профильных насадок для штока гидроцилиндра позволяют устранять практически любые повреждения.

Проверка геометрии диска производится с помощью контрольной линейки.
В ряде моделей предусмотрена токарная группа, позволяющая снимать излишки металла (заусенцы) при финишной обработке диска. При необходимости стенды комплектуются аппаратами аргонно-дуговой сварки, применение которых отличается высокой эффективностью при ремонте лекгосплавных дисков.

Свое место «под солнцем» заняли стенды, которые отлично справляются с повреждениями штампованных дисков. Деформированный диск монтируется на планшайбе со специальными пазами, а центровка колеса относительно нее осуществляется с помощью шайб разного диаметра. Ремонтируется диск с помощью прокатки между роликами правки. Блок управления имеет связь с компактным компьютером, который смонтирован внутри корпуса стенда.

Ремонт резины
Неотъемлемой частью технологического оборудования авторемонтных мастерских являются устройства для ремонта шин и камер. Сам принцип действия электрического вулканизатора основан на нагревании поврежденных участков шины и поверхности рядом с ней с последующим наложением на поврежденное место заплатки с дополнительными металлическими кордами. Заплатка может быть нанесена как методом горячей вулканизации, так и холодным методом.

Электрический вулканизатор для ремонта малогабаритных шин может быть и переносным, и стационарным. Для ремонта крупных шин используются только стационарные вулканизаторы. Все они снабжены нагревательными элементами и термодатчиками, благодаря чему происходит регулирование температуры по степени наибольшего нагрева. Это позволяет избежать перегрева и его неприятных последствий. Кроме того, можно задействовать автоматическое выключение вулканизатора по окончании работы. Питаются вулканизаторы как от электросети, так и от аккумуляторов. При выборе вулканизатора обычно обращают внимание на мощность, рабочую температуру и на размеры ремонтируемых шин. Для вулканизации наружных повреждений шин, расположенных по протектору, боковине и борту, применяют секторную форму, а для вулканизации внутренних и сквозных повреждений покрышек по каркасу – сектор. Вулканизационное оборудование обогревают паром от электрического или электромасляного аппарата.

Вулканизаторы отличаются формой и мощностью нагревательных элементов при одинаковой рабочей температуре (150°С). Ряд моделей оборудованы круглыми нагревательными элементами, другие – нагревателями овальной формы. Для ремонта повреждений камер грузовых автомобилей используются нагреватели повышенной мощности. Вулканизаторы некоторых моделей оснащены механическими таймерами, обеспечивающими независимый контроль времени вулканизации. Все больше вулканизаторов снабжаются цифровыми таймерами.

Вулканизаторы легкого класса снабжены ручным прижимом рычажного типа, который позволяет упростить и ускорить фиксацию ремонтируемой камеры. Такую же задачу выполняет быстроразъемное соединение нагревательного элемента со штоком рычажного прижима. Продуманное крепление вулканизаторов этой серии позволяет осуществить их размещение как на поверхности рабочего стола или верстака, так и на стене, что как нельзя лучше подходит для мелких мастерских.

Для ремонта более крупных шин служат подкатные вулканизаторы. Преимущество подобного решения – приспособленность для работы при вертикальном и горизонтальном положении корпусной скобы. Управление пневмоцилиндром подъема и спуска скобы осуществляется джойстиком на панели управления. Кнопка быстрого подъема штока и винтовой прижим с ограничителем усилия заметно облегчают работу ремонтника и обеспечивают сохранность соосности нагревательных элементов с изменяемой геометрией поверхности.

Цена вопроса
Во многом цена на шиномонтажное оборудование зависит от производителя. Сомневаться в качестве европейских шиномонтажных станков не приходится. Китайская продукция, как правило, дешевле европейских аналогов. При этом часть шиномонтажного оборудования, изготовленного в Поднебесной, по качеству совсем не уступает европейскому. В этой связи можно смело утверждать, что лучшие китайские шиномонтажные станки отвечают всем европейским стандартам качества, однако более приемлемы по своей цене.

На доходность участка с шиномонтажным оборудованием сильно влияют его местоположение, перечень и качество услуг (есть ли мойка колес, обслуживаются ли низкопрофильные шины, пакуются ли шины в пластиковые мешки при сезонной смене шин и т. п.). Шиномонтажное оборудование быстро окупается. По приблизительным оценкам, период возврата затраченных средств на комплект оборудования для шиномонтажа равен примерно одному сезону так называемой «переобувки». Как показывает опыт последнего периода, кризисные явления в экономике не оказывают сильного влияния на количество клиентов и доходность мастерских и участков по обслуживанию шин и колес.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail