Космическая одиссея земных внедорожников

Автор: Валерий Васильев


В этом году отмечается полувековой юбилей со дня космического полета Юрия Гагарина. Что немаловажно, одновременно исполняется 45 лет с момента создания первого образца поисково-эвакуационной установки, открывшей новую эру в отечественном автостроении.

Цели и задачи

Бурное развитие пилотируемой космонавтики в первой половине 1960-х годов вызвало к жизни обширные работы, направленные на своевременное обнаружение возвращаемых отсеков космических кораблей, оказание первой помощи членам экипажа, а также благополучную доставку космонавтов и спускаемых аппаратов (СА) на землю. Эти задачи возложили на поисково-спасательный комплекс (ПСК), образованный в начале 1960 г., когда развернулась подготовка к полету человека в космос. Боевое крещение новая служба получила в том же году при завершении космического полета второго корабля-спутника, на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. Новые старты, в том числе полеты Ю. Гагарина и других космонавтов, оказали решающее влияние на формирование структуры и методов работы ПСК.

Основными поисковыми средствами стали самолеты и вертолеты, оснащенные радиопеленгаторами для регистрации радиосигналов, передаваемых с борта космического корабля (КК). Главные силы поиска и эвакуации находились в плановом районе посадки, а в случае возникновения аварийных ситуаций часть технических средств и личного состава размещались вблизи стартовой позиции, по трассе полета, на участке выведения, в резервных и дополнительных районах. Получив сведения о сходе корабля с орбиты, самолеты и вертолеты начинали патрулировать в заданных районах до тех пор, пока не устанавливали двухстороннюю связь с экипажем и визуально обнаруживали спускаемый аппарат. Вертолеты, сопровождая СА до самой земли, фиксировали место его посадки.

Однако самым слабым звеном ПСК стала ограниченная эффективность или полная неработоспособность поисковой авиации и эвакуации в сложных погодных условиях, а также естественный рельеф местности в районах приземления космонавтов. Большое значение имело и то, что в вероятных местах посадок СА значительную часть года стояла нелетная погода, препятствующая работе поисковых вертолетов. Кстати, возвращение первого космонавта планеты чуть было не закончилось его падением в ледяную воду реки Волги. Это не только отнесло бы Ю. Гагарина от места, запеленгованного поисково-спасательной службы (ПСС), но и серьезно затруднило эвакуацию.

Возросшая интенсивность космических полетов предопределила поиск новых путей развития эвакуационных средств. Тем более что в 1962–1964 гг. состоялись групповые полеты кораблей-спутников, и стало возможным выведение на околоземную орбиту многоместных космических кораблей. В таких обстоятельствах фактор риска для жизни членов экипажей увеличивался. Это хорошо понимали ответственные руководители Военно-воздушных сил (ВВС), в ведении которых находилась поисково-спасательная служба, и генеральный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев. Он то и обратился к крупнейшему в СССР специалисту в области внедорожной техники – Виталию Андреевичу Грачеву – с предложением создать вездеход, способный в любую погоду обнаружить и эвакуировать космонавтов вместе со спускаемым аппаратом.

Уже 29 декабря 1964 г. руководство ВВС утвердило тактико-технические требования, а в начале марта 1965 г. совместным решением ВВС и Госкомитета по оборонной технике (ГКОТ) ЗИЛу поручили создать опытный образец поисково-эвакуационной установки (ПЭУ) – такое обозначение получил этот необычный внедорожник. Буквально через десять дней произошло событие, подтвердившее исключительную актуальность проводимых работ. 19 марта 1965 г. выход из строя системы автоматической посадки «Восхода-2» вынудил Павла Беляева и Алексея Леонова воспользоваться ручным управлением для возвращения космического корабля с околоземной орбиты по запасной баллистической траектории. В результате нештатной ситуации экипаж вместо хорошо знакомой и ровной казахской степи оказался в непроходимой тайге в районе Перми. Лишь двое суток спустя с немалыми трудностями поисково-спасательный отряд в сильный мороз, преодолевая глубокий снег, обнаружил место приземления и эвакуировал космонавтов. Собственно, это был лыжный переход до места, куда мог сесть вертолет. Именно в таких критических ситуациях специализированная наземная техника стала нужна как воздух.

Облик будущей машины и ее компоновку определил В. А. Грачев, занимавшийся проектированием на начальных этапах; ведущим конструктором назначили опытнейшего специалиста Ю. В. Балашова. Всего лишь около года потребовалось, чтобы появился опытный образец ПЭУ-1. В июне того же 1966 г. на ЗИЛе амфибию показали представительной делегации, в которой находились космонавты Ю. А. Гагарин, А. А. Леонов, уполномоченный заказчика начальник управления ВВС В. М. Романенко и другие специалисты. Пояснения давали В. А. Грачев и его ближайшие помощники – С. А. Кузнецов и В. Б. Лаврентьев. После детального ознакомления с новинкой члены делегации дали высокую оценку тем идеям, которые удалось воплотить в конструкцию этого удивительного изделия. Очень важно было услышать лестные отзывы от космонавтов, ради сохранения здоровья и жизни которых создавалась поисково-эвакуационная установка.

В 1967 г. изготовили второй образец ПЭУ-1, который вместе со своим предшественником успешно выдержал государственные и специальные испытания в различных климатических и дорожных условиях. После устранения некоторых недостатков и незначительной доработки машина получила путевку в жизнь. Установочная партия из пяти единиц, изготовленных силами СКБ в 1968 г., поступила в поисково-спасательные подразделения ВВС страны. Принятая на снабжение приказом Главнокомандующего ВВС в августе 1969 г., ПЭУ-1 стала неотъемлемым звеном космической службы страны. 

Продолжение следует...


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail