Лизинг: итоги кризиса

Автор: Михаил МАШИН


В условиях кризиса спрос на лизинг, как и на многие другие финансово-инвестиционные услуги, значительно сократился. Однако благодаря своей специфике этот механизм привлечения заемных средств остается достаточно востребованным даже в такой сложной экономической обстановке.

авто лизинг

По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА», сокращение заемных средств на рынках капитала и снижение платежеспособного спроса сократило объем рынка лизинга более чем на четверть. Итоги 2008 г. неутешительны: сумма новых сделок снизилась на 27,8% по сравнению с 2007 г. Объем сделок составил 720 млрд руб. по сравнению с 997 млрд руб. в 2007 г. Основными факторами, отрицательно влияющими на рынок, остаются неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка. При этом объем профинансированных средств по сравнению с 2007 г. сократился на 17,7%. Это означает, что большинство лизинговых компаний вынуждены обслуживать только текущий портфель, не наращивая объем своей деятельности.
  
Негативные последствия кризиса проявились и в том, что, как отмечают аналитики «Эксперт РА», с конца третьего-начала четвертого кварталов 2008 года много банков полностью прекратили финансировать лизинговую деятельность. Были также случаи остановки даже ранее согласованных сделок, по которым были произведены частичные оплаты оборудования. Стоимость предлагаемых банками новых рублевых кредитов значительно выросла. В первые месяцы 2009 г. объем доступных лизинговым компаниям (и компаниям реального сектора) кредитных средств был в значительной мере ограничен девальвационными ожиданиями, под влиянием которых банки предпочитали направлять средства на валютный рынок.

«Если раньше эффективная ставка по договору лизинга составляла от 14% годовых, то сейчас — от 20%, — отмечает в своем комментарии Анастасия Халилова, генеральный директор «Москоммерц-Лизинг». — Изменения в ценовой политике компании по предоставлению лизинговых услуг в первую очередь связаны с повышением стоимости кредитных ресурсов, что, тем не менее, делает лизинговый продукт менее привлекательным. Но мы также понимаем, что в условиях кризиса продукт с завышенной маржей лизинговой компании не дает возможности найти качественного клиента, который потянет столь дорогой в обслуживании продукт и будет адекватно реагировать на прессинг со стороны финансового кризиса».

Проведенное нами исследование рынка лизинговых услуг выявило и больший рост эффективных ставок. Так, в частности, уже не редки предложения, начинающиеся с 25% и даже 27%. Поэтому в сложившейся ситуации наиболее оптимальными ставками, по мнению большинства аналитиков, можно считать лежащие в диапазоне 23–24%.

Если проводить анализ лизинговых компаний, то по сравнению с 2007 г. к вершине рейтинга (Табл. 1), составленного агентством «Эксперт РА», в прошедшем году приблизились компании, работающие в стратегически важных отраслях, имеющих поддержку государства («Ильюшин Финанс Ко», «Газтехлизинг»); работающие с наиболее ликвидным оборудованием (Europlan, «Скания Лизинг», «CARCADE Лизинг», «КамАЗ-Лизинг», а также компании, имеющие доступ к финансовым ресурсам материнских банков (ЛК «Уралсиб», «НОМОС-лизинг», «ТрансКредитЛизинг»).

авто лизинг

Изменения произошли в структуре сегментов рынка, имеющих дело с лизингом (по данным «Эксперт РА»). Возглавили список ведущих сегментов по доле в объеме нового бизнеса грузовой автотранспорт, железнодорожная техника (ее показатели снизились почти вдвое) и авиатехника.

Авторемонтное и автосервисное оборудование в рейтинге предметов лизинга занимает лишь 27 место. Однако при этом его доля в новом бизнесе лизингодателей выросла и составила в 2008 г. 0,23% (для сравнения в 2007 г. — 0,1%). Это говорит о том, что представители сферы ТО и ремонта начинают проявлять больше внимания к лизингу. Как считают наши эксперты, авторемонтники в силу своего консерватизма не очень охотно используют новые и мало знакомые инвестиционные методы. При этом, располагая некоторым объемом свободных средств, малые и средние предприятия предпочитают обновлять свою материально-техническую базу, не прибегая к заемному финансированию. Однако эта тенденция в перспективе в связи со стабилизацией рынка может коренным образом измениться. Имеющийся дефицит производственных мощностей восполнить только собственными средствами вряд ли возможно.

Еще один интересный вывод делают представители «Эксперт РА» опираясь на результаты своих исследований. Энергичное развитие филиальных сетей лизинговыми компаниями в 2007 году обусловило перераспределение объема новых сделок в пользу регионов. Доля Москвы в структуре нового бизнеса лизингодателей снизилась с 43,5% в 2007 г. до 28,2% в 2008 г. Так же, как и Санкт-Петербурга — с 8,3% до 8,1%. При этом доля Центрального ФО увеличилась с 12% до 15,2%, Северо-Западного ФО с 2,2% до 3%, Приволжского ФО с 10,5% до 14,9%, Сибирского ФО с 8,2% до 9,1%, Уральского ФО с 8,6% до 11,6%, Южного ФО с 3,7% до 7%. Доля Дальневосточного ФО не изменилась и осталась равной 2,9%.

В заключение приводим рейтинг финансовой устойчивости лизинговых компаний (Табл. 2), составленный «Экспертом РА» по состоянию на 24 августа 2009 г. 

авто лизинг
авто лизинг


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail