Как часто менять масло в двигателе легкового автомобиля
2 ноября 2022
Главными критериями для определения периодичности замены масла в двигателе являются цифры пробега и условия эксплуатации машины. Ориентироваться на временные параметры (раз в год, или в полгода), не стоит, так как интенсивность эксплуатации машины может меняться в течение одного цикла между заменами смазывающей жидкости.
Факторы, влияющие на периодичность замены масла в легковой машине
- Обкатка. Заботливый владелец нового автомобиля тщательно соблюдает условия обкатки и не дожидается, допустимого по регламенту многих производителей, пробега в 3000 км, а производит первую замену масла и фильтра при показании одометра в 2500 км.
Примечание. Здесь нужно сделать одно уточнение: подобные традиции по прохождению нулевого ТО зародились в России довольно давно – в эпоху производства автомобилей, которые не отличались высоким уровнем качества, в том числе силовых агрегатов. Однако производители новых и современных автомобилей чаще всего никак не регламентируют необходимость раннего техобслуживания, и рекомендуют проходить первое ТО в соответствии с регламентом. Короче говоря, чаще всего нет никакой необходимости проведения нулевого ТО (если об этом не написано в инструкции по эксплуатации автомобиля), но если автовладельцу будет спокойнее, то противопоказаний для этой процедуры нет – лишнее ТО автомобилю точно не повредит. А вот что касается официальных заводских интервалов замены масел и фильтров, то у большинства автоэкспертов этот пункт вызывает оправданные сомнения...
- Регламент ТО, установленный производителем. После приработки всех движущихся, и требующих смазки, частей двигателя и трансмиссии, начинается эксплуатация автомобиля в штатных условиях. В инструкциях большинства легковых автомобилей указана периодичность замены масла в диапазоне 10000 - 15000 километров пробега, или минимум раз в год (об условности временных параметров мы уже говорили). В любом случае, это “средняя температура по больнице”. Гипотетически, если автовладелец живёт за городом и почти ежедневно, в спокойной манере и без особых пробок, добирается на работу и обратно, то можно придерживаться рекомендаций производителя.
- Манера езды. Очевидно, что спортивный стиль управления на высоких оборотах двигателя или частая езда по городским пробкам, диктуют более частую замену моторного масла в автомобиле. Однако, длительное стояние автомобиля в гараже или пробках, тоже является прямым показанием для уменьшения показаний пробега между заменами масла до 7000 - 8000 км. Такая же периодичность замены смазки двигателя рекомендуется для внедорожников, эксплуатирующихся по назначению, то есть вне асфальта.
- Сезонность. Большинство современных моторных масел всесезонны, и их замена связана с пробегом и условиями эксплуатации. Использование зимних и летних смазок оправдано в условиях резких перепадов температуры (очень жарким летом и экстремально холодной зимой), характерных для резко континентального климата. Вторым показанием, для использования сезонных масел для двигателей, является большая выработка ресурса двигателя в автомобилях почтенного возраста.
- Качество топлива и конструктивные особенности двигателя. Отечественное дизельное топливо (за небольшим исключением) не отличается выдающимся качеством. Не следует затягивать с заменами моторного масла и владельцам микро - и малолитражек.
Каковы последствия несоблюдения сроков замены масла в двигателе
Несоблюдение рекомендованных производителем регламентов обслуживания автомобиля грозит отказом в гарантийном обслуживании.
Масло подвержено деградации и окислению, даже если автомобиль простаивает долгое время. При работе мотора, в смазывающую жидкость может попадать стружка и в ней увеличивается концентрация агрессивных веществ.
Последствия езды на отработавшем свой срок моторном масле выражаются как в выходе из строя отдельных агрегатов (масляного насоса, турбокомпрессора и т.п.), так и в ускоренном износе деталей мотора, засорении масляных каналов, приводящему к провороту шатунных и коренных вкладышей и т.п. Стоимость внеочередного капитального ремонта двигателя (а именно им всё и заканчивается, при таком подходе), на порядки превышает стоимость нескольких литров качественного масла, фильтра и услуг по их замене.
Несколько лайфхаков о частоте замены и контроле за состоянием моторного масла
- Если, в течение года, пробег вашего автомобиля не приблизился к 8000 - 10000 км, то моторное масло всё равно стоит поменять (помним про естественную деградацию смазки). В целом, периодичность практически любого автомобиля не стоит производить реже, чем раз в 10 тыс. км.
- На датчики надейся, но про щуп не забывай. Проверять уровень масла именно вручную, хотя бы раз в неделю - очень полезная привычка. Известны случаи, когда “движок ловил клина” без всяких предупреждений со стороны бортовой электроники.
- Потемнение моторного масла в процессе эксплуатации - нормальное явление, и не является само по себе показанием для замены.
- Стоит держать на более-менее видном месте “напоминалку” с будущими показаниями одометра, на которых будет необходима очередная замена масла в двигателе автомобиля. Это удобнее, чем “задним умом” производить математические вычисления пробега и вспоминать прошлые показания прибора.
- Полезная привычка дальновидного автовладельца - покупать масло с некоторым запасом и возить с собой канистру с “доливочным” объёмом. Доливать масло, отличных от имеющихся в двигателе характеристик, крайне нежелательно, а иметь в запасе именно “то самое” моторное масло - самый лучший вариант. В случае острой необходимости, конечно, лучше долить, чем не долить – желательно в этом случае выбирать масло хотя бы той же вязкости, в идеале – той же спецификации.
Статистика показывает, что большинство владельцев легковых автомобилей в нашей стране меняют моторное масло в диапазоне пробега 7500 - 10000 км. Это вполне разумная тактика, и её стоит придерживаться.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.