Золотой ключ. Выбор СТО

Не думай о шурупах свысока…

Автор: Евгений МАГАКОВ


Во всех серьезных делах без внимания к мелочам успеха ждать не приходится. Причем неважно, идет ли речь о нелегких буднях разведчика или автореставратора. Упустив подробности, достоверной картины не получить, при аутентичном восстановлении кузова и салона автомобиля или мотоцикла непродуманный крепеж или современные болты или саморезы испортят всю картину.

Подкрылочные саморезы убийственно смотрятся на декоративных панелях и деталях транспортного средства, выпущенного лет так «дцать» назад, болты с ближайшего строительного рынка под капотом или на кузове — вроде мелочь, а стройная система нарушена.

Были в 80-е гг. передачи по ТВ «Это вы можете», смотрел запоем и хорошо помню, как на вопрос к создателю полностью самодельного автомобиля: «А почему вы даже дверные ручки выточили своей конструкции? Было бы легче взять готовое, быстрей и дешевле?» — автор ответил, что не хотел бы, чтобы жигулевские детали кузова или фонарики выдавали происхождение уникального в своем роде творения. «Пусть все думают, что это последняя модель Лотуса!»

Тем более обидно видеть на неплохо восстановленном кузове заслуженного ветерана элементы крепежа совсем другой эпохи, причем на самом виду.

Человек, задумавший аутентичную реставрацию вплоть до мелочей, при разборке тщательно сфотографирует все: весь крепеж, кронштейны, как что закреплено, в какой последовательности. Если многие виды крепежа и сегодня можно найти в магазинах автозапчастей, то найти недостающие или пострадавшие от времени оригинальные закладные гайки, фигурные шайбы, саморезы под плоский шлиц — подчас большая проблема.

Что же делать в таком случае: смириться с отсутствием и ставить, что удастся найти, или…?

Рассмотрим несколько путей борьбы с дефицитом винтиков-шпунтиков.

Первый способ — обложившись каталогами и выписав все коды «правильного» крепежа, попытаться найти его в Интернете на сайтах и форумах, вводя в строку поиска требуемый код и просматривая предлагаемые варианты (интернет-магазины, оптовые базы запчастей, объявления о продаже).

Второй способ — найти единомышленников, собирающих подобную технику, и, скооперировавшись, произвести обмен и покрыть недостачу.

Третий способ — при полной разрухе с мелочевкой и крепежом купить автомобиль-донор. Всегда очень трудно предусмотреть все крючочки, пластинки, кронштейники, а так подавляющая масса требуемого будет обнаружена. Открученные ценности можно очистить маленьким пескоструйным пистолетом или в ведре с раствором преобразователя ржавчины, потом желательно оцинковать или окрасить с защитой от коррозии.

Четвертый способ — подбирать аналоги по импортным каталогам, опираясь на размеры, параметры резьбы, характеристики материала и проч.

Пятый способ, самый затратный и долгий в сочетании с предыдущими способами, — заказ на заводах и просто у токаря или фрезеровщика нужных метизов и крепежа.

Так, например, в кабриомеханизме тента есть хитрые винты, являющиеся одновременно осью вращения и фиксатором. Такие детали, как правило, приходится изготавливать по чертежам или по случайно доставшемуся или взятому на время взаймы «живому» образцу.

При этом изготовить некоторые типы крепежных элементов, например, каленые гвоздики для прибивания канта потолка или обивки спинки дивана, представляется непростой задачей. Форма «тела» такого гвоздя имеет не привычный круглый стержень, а скорее напоминает граненую пику, да и шляпка у него маленькая и тоненькая. Гвозди для крепления картонных полосок натяжки потолка вообще витые, предназначены для забивания прямо в металл рамки оконного проема лобового стекла и удерживаются там за счет навивки.

Также придется разыскивать новые или б/у пружинные проволочные держатели, в изобилии присутствующие в послевоен­ных автомобилях. Такими хитро согнутыми скобами крепятся декоративные накладки на рамках дверей «Победы», панели дверных обшивок «Москвичей» 402–407, ЗАЗ-965 и многих других.

Про крепление обшивок, или как их еще называют дверных карт, стоит рассказать особо. Некоторые модели имели обшивки, закрепленные саморезами с хромированной шляпкой «полупотай» через фигурную шайбу (ГАЗ М1, М400). У других (ГАЗ-21, 22, 23) имелись штатные каленые металлические пистоны, напоминающие по форме маленькую мотыгу, удерживающие картон обшивки. Со временем штатные пистоны ломались, терялись, их заменяли шурупами, винтами, саморезами и пр. При проведении реставрационных работ по салону часто приходится изготавливать заново основу обшивки из электроизоляционного картона толщиной 2–3 мм и решать задачу крепления к каркасу двери. Можно либо проделать пробойником в картоне отверстия для клипс и пропитать защитным лаком, либо сверлить новые отверстия в двери и готовой обшивке, причем пропитка обязательна в обоих вариантах (алкидный лак, специальные водоотталкивающие пропитки). Даже в случае применения специального сорта влагозащищенного картона защитный лак не повредит, без пропитки влага все равно попадет в полость двери, начнется медленное разбухание и коробление, вплоть до самопроизвольного отсоединения обшивки от двери. Для защиты картона на конвейере между ним и дверью прокладывали полиэтилен, и тогда капли, стекающие с нижнего среза поднятого стекла, не попадают сквозь технологические окна каркаса на обшивку.

Если рассматривать устройство салона далее, то у «Победы» становится понятным предназначение невысоких штырьков, торчащих из пола у переднего и заднего диванов. На них специальными пружинными кнопками наподобие одежных фиксировались от сдвига штатные коврики. После проведения пескоструйных работ (до этого штыри, скорее всего, или не видны, или покрыты краской, мастикой и пр.) их необходимо вывернуть ключом на 7 за шестигранник основания, как обычный саморез. При наличии в останках ковров сохранившихся кнопок их можно вшить в новодельные ковры, и будет достигнуто полное соответствие оригиналу.

Окидывая далее придирчивым взглядом салон, можно обнаружить достаточно много несоответствий оригиналу, если вопросу подбора крепежа было уделено недостаточно времени. Хороший выход в поиске декоративных саморезов с хромированной шляпкой и разными типами шлицев — покупка яхтенного крепежа. Вместо необходимости хромировать поржавевшие саморезы рамок лобового стекла или обшивок можно подобрать требуемого размера крепеж из нержавейки, причем зачастую очень точно совпадающий по характеристикам с искомым. С одной стороны, яхтенный крепеж недешев, но с другой — отполированные шляпки из нержавейки смотрятся ничуть не хуже хромированных собратьев, да и коррозия им уже не страшна.

Если при выходе из салона обратить внимание на петли открытой двери, то не стоит забывать, что их крепеж тоже имеет свои секреты: винты крепления петель зачастую с резьбой с маленьким шагом, а потайная головка имеет прямой шлиц под плоскую отвертку. Распространенная ошибка — замена на винты с крестообразным шлицем, резьба перерезается с правильной, но дефицитной М8Х1 на доступную М8Х1.25, да еще и головки на кузове блестят свежим цинком. В заводских условиях кузов окрашивался в сборе со всеми навесными панелями и дверьми, и при воспроизведении сегодня стоит нанести финишный слой краски на кузов вместе с крепежом, окрасив заодно и все головки болтов и винтов кузовных деталей. Таким образом, у реставрируемого кузова предварительно прокрашиваются дверные проемы, петли, внутренности и периметр каркасов дверей, брызговики, моторный щит. После окончательной подсборки и регулировки зазоров прокрашенных изнутри деталей затягивается крепеж и наносится проявочный и финишный слой эмали на весь кузов, включая крепеж.

После перечисления проблем по крепежу уже не подлежит сомнению необходимость строго соблюдать технологию разборки реставрируемого автомобиля. Как бы ни был велик соблазн побыстрее покидать все болты-гайки в одно ведро, «мол, чего там, разобраться несложно, сами разобрали — сами соберем», все кажется предельно просто и понятно, но к началу процесса разбора нужно отнестись со всей ответственностью. Должны быть подготовлены произвольные емкости разного размера с крышками и наклеенным бумажным скотчем для переписи содержимого, куда будут складываться крепежные элементы от каждой двери, торпеды, крышки багажника и пр. Можете поверить на слово, пройдет несколько месяцев, и при сборке уйдет уйма времени на сортировку и вспоминание, что, где и как стояло, да и ворошить всю коробку в поиске фиксатора ручки опускного стекла размером с ноготь — не самое приятное занятие. Разобранный «по полочкам» и подписанный крепеж позволяет сразу найти пробелы в комплектации, можно оперативно составить список недостающего, существенно сэкономить время при сборке.

Как видно из этой короткой статьи, вопрос арматурной сборки не менее важен для слесарных или кузовных работ, процесс сборки может подчас занять до 30% от общего времени реставрации. В наших силах, заранее подготовившись, обеспечить и ускорить этот процесс, сделать конечный результат поистине качественным. 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail