Opel Astra-J: мечта страховщика

Автор: Юрген КЛАЗИНГ


Если владельцы модели Astra-J даже не слишком довольны визуальным и техническим воплощением новой «Астры», то уж при оценке соотношения «цена – мощность» и стоимости владения их лица наверняка озаряет улыбка. Вдобавок следует принять во внимание еще две позиции: страховой класс и ремонтопригодность.

«В новой Astra-J мы применили уникальные технические решения, которые будут еще долго оставаться актуальными», – отмечает Юрген Пайтц, руководитель отдела технологий сервиса и международной страховой оценки компании Adam Opel GmbH. Несмотря на противоречивость требований по целостности кузова при низко- и высокоскоростных столкновениях и по безопасности пассажиров, пешеходов и ремонтопригодности, для оптимального сочетания всех трех аспектов сделано очень многое.

Высокая ремонтопригодность

В случае лобового столкновения 15 + 1 км/ч Astra-J по сравнению с предшественником демонстрирует лучшие характеристики. Благодаря этому, например, модификация с 1,6-литровым двигателем мощностью 85 кВт по категории полного КАСКО поднялась на целых 4 класса (с 17 до 13), согласно решению Немецкого союза страховщиков (Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft, GDV).

Важный вклад в это вносит конструкция бамперов. У Astra-J она такова, что при испытаниях RCAR-Crash [RCAR – Research Council for Automobile Repairs – Исследовательский совет по авторемонту, международная сеть автомобильных исследовательских центров, в которую входят 25 членов из 19 стран. – Прим. ред.] на 15 км/ч (угол столкновения 10° и перекрытие 40%) всю энергию соударения поглощают бамперы, а структурные элементы автомобиля остаются нетронутыми. В то же самое время конструкция эффективно защищает от повреждения такие дорогие компоненты, как радиатор, капот и крышка багажника. Радиатор подвешен таким образом, что в случае удара он сдвигается, а разрушаются держатели модуля в местах запрограммированного разрушения. Далее весь модуль может целиком переместиться в моторный отсек, не получив никаких повреждений. Ремонт срезанных шпилек является малозатратным.

Совместимость и другое

С 2010 года в дополнение к 15 км/ч ремонтному краш-тесту страховщики объявили обязательным и так называемый «бампер-тест». Основания для этого просты: различные исследования (Allianz Zentrum fuer Technik) мелких ДТП показывает, что издержки по последующему ремонту широко варьируются в зависимости от марки и модели автотранспортного средства. «Разброс от 900 до 2700 евро только в категории малолитражных автомобилей — это чересчур», – резюмируют страховщики. Усилия, потраченные на качественные технические решения, должны учитываться при определении страховой категории АТС.

Astra-J уже сегодня отвечает на это приемлемыми конструктивными решениями. Изначально ставилась задача подогнать высоту расположения бампера к ударной поверхности бамперов прочих автомобилей. Помимо положения по высоте следовало также учитывать ширину/высоту бампера и угол соударения (совместимость бамперов). Пластина, распределяющая нагрузку, дополнительно снижает риск повреждения боковин рамы. Она выполнена из алюминия как коробчатый элемент с запрограммированной деформацией («краш-бокс») из полого профиля и навешена с помощью соединительных перемычек. Таким образом, она берет на себя роль «жертвы», отодвигая повреждение лонжеронов в область столкновений на более высоких скоростях.

Капот невредим — методы ремонта стали еще лучше

Самым затратным конструктивным элементом, подлежащим замене после лобового столкновения, является капот. Но у Astra-J замена этого компонента после краш-тестов 15 км/ч больше не требуется, потому что капот смещается назад, находясь в относительно безопасном положении вне зоны деформации. Воздействие удара становится очень наглядным при сравнении видео краш-тестов Astra-J и предшественницы (можно найти на www.astra-Blog.de), хотя и та успела хорошо зарекомендовать себя по части снижения стоимости ремонта. Но у Астры-J невредимым остается даже капот, так что замене подлежат лишь бамперы, фары и шпильки держателя радиатора.

Сверх того конструкторы поработали над множеством мелких деталей, чтобы предельно упростить процедуру ремонта. Был сделан акцент на то, чтобы головки болтов находились в легкодоступных местах, а замена компонентов после аварии осуществлялась предельно быстро. При этом проверенные «спецметоды ремонта», применявшиеся для замены фар, шпилек радиатора и электрических жгутов, изменениям не подверглись.

Сделать предстоит еще немало

Несмотря на старания по целенаправленному поглощению энергии удара, аварии, требующие серьезного ремонта, неизбежны (например, удар в стену на скорости свыше 15 км/ч). Однако в конструкции Opel Astra-J приняты меры по оптимизации ремонта подобных повреждений. Непосредственно конструкция кузова предполагает, что уже само поведение машины в момент удара должно предусматривать необходимость дальнейшего ремонта кузова. В противном случае ремонт кузова, не требующий больших затрат, был бы попросту невозможен, поскольку детали из высокопрочных и сверхпрочных сталей обычно предусматривают резку и частичную замену. Соображение, надо ли предусматривать «мелкие» запчасти или вырезать их из целых конструктивных элементов кузова, при этом отодвигают на второй план.

Шесть этапов ремонта

Хорошее было сохранено, однако предпринята и оптимизация отдельных позиций, специфичных для данной модели. Так, структуру кузова новая Astra в общем заимствует у старшей сестры. Передняя часть демонстрирует «задранный противоударный барьер», как и у Insignia, призванный рассеять деформирующее усилие по большой площади. Что касается конструкции кузова боковых и задней частей, здесь новая Astra также наследует поведение конструкции Insignia при ударе. И неудивительно, что ремонт обеих моделей отличается разве что в мелочах. Так, например, ремонт передка в обоих случаях ограничивается шестью последовательными типовыми ситуациями.

Этап 1: замена бамперов и краш-боксов

Исходим из того, что помимо внешних компонентов — облицовка радиатора (с декоративной решеткой), противотуманная фара, блок-фара — замене подлежит только бампер с краш-боксом. Важно при этом знать, что они сварены между собой. Как правило, бампер и краш-бокс после ДТП оказываются напряженными, и отпускания восьми крепежных болтов, возможно, окажется недостаточно для полного демонтажа бампера. Внимание: монтаж нового компонента проводится исключительно с помощью резьбовых соединений.

Этап 2: замена верхней передней траверсы (задранный ударный барьер)

Здесь также все ограничивается резьбовыми соединениями. Траверса повреждается лишь при более высоких скоростях соударения или при более высоком приложении силы удара. Весьма вероятна также необходимость ремонта этапа 1.

Этап 3: замена части верхней передней траверсы

Подразумевается частичный ремонт крепления верхней передней траверсы в случае, если повреждена только ее верхняя часть. Для этого разработана специальная процедура, предусматривающая частичный ремонт с быстрой заменой деформированных частей. Достаточно лишь однажды ознакомиться со всеми этапами ремонта по техническому руководству Opel TIS (Technisches Informations-System, которое бесплатно предоставляется всем заинтересованными СТО), так как, с одной стороны, при удалении старой детали нужно избежать повреждения внутренних усилений, а с другой — получить необходимый элемент из новой запчасти-донора.

Этап 4: полная замена верхней передней траверсы

Верхняя передняя траверса привинчена к обоим вертикальным ответвлениям лонжеронов. Эти держатели, за свой абрис прозванные «слоновыми ногами», по мере необходимости могут заменяться по отдельности. Работы затрагивают подструктуру кузова, поэтому принципиально важно обратить внимание на соединения деталей из высокопрочных сталей, выполняемые MIG-сваркопайкой и точечной сваркой. Они указаны в технической документации Opel. Процедура ремонта начинается с деактивации подушек безопасности и отключения провода массы от аккумулятора.

Этап 5: наконечник лонжерона

Если в результате аварии поврежден конец лонжерона, в ряде случаев ремонт можно ограничить заменой наконечника лонжерона. Здесь опять-таки важно удерживаться в пределах указанных ограничительных линий, так как операция может сказаться на структурной прочности кузова. Так как эти работы имеют еще ряд специфических особенностей, перед их проведением необходимо перечитать техническую документацию.

Этап 6: лонжерон целиком

Этот этап ремонта предусматривает замену почти всего лонжерона и, как правило, требуется довольно редко, поскольку встречается только после серьезных ДТП. Однако благодаря заложенным в конструкцию решениям и он может осуществляться без особых затрат. Процедура аналогична этапу 5, только линия разреза проходит перед щитом передка. Опять же рекомендуется обязательно ознакомиться с ремонтной документацией TIS.

Простота замены задней части кузова

Описанный выше принцип рачительного подхода к ремонту распространяется и на остальные части кузова Astra-J. Отдельного упоминания заслуживает также замена задка, которая демонстрирует по сравнению с Insignia одно упрощение: фланец задка Astra-J теперь легкодоступен со всех сторон. В отличие от Insignia, он может быть легко извлечен, что обеспечивает более быструю замену.

Резюме

■ Все ремонтные операции по кузову оптимизированы, обеспечивая минимальные трудовые и материальные затраты и в то же самое время улучшенную активную и пассивную безопасность АТС.
■ Кузовной ремонт модели Opel Astra-J не вызывает проблем, если предварительно изучена инструкция (документация OPEL TIS) и все операции выполняются квалифицированными специалистами.
■ При таких условиях снижение стоимости владения автотранспортным средством обеспечивается в том числе за счет более благосклонного отношения к нему страховых компаний. 


Фото автора и из архива Adam Opel AG



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail