Autotime Лонгриды

Организация лаборатории по цветоподбору

Автор: Роман АКОЛЬЗИН


IMG_9170-colormaster-main.png

Быстро и качественно выполнять ремонтную окраску автомобилей кузовной цех может благодаря лаборатории по цветоподбору. «Колеровочные» являются либо независимым видом бизнеса, либо открываются «под крышей» магазина по продаже ЛКМ и материалов для ремонта или автосервисного предприятия.

Открытие лаборатории при СТО является целесообразным тогда, когда потребление лакокрасочных материалов на автосервисе превышает 25-30 литров. К сожалению, не все предприниматели уделяют должное внимание организации рабочего места колориста. Многие считают, что достаточно приобрести микс-систему и нанять сотрудника с опытом, чтобы этот «набор инструментов» принес прибыль. Не тут-то было! Вместо ожидаемого повышения эффективности работы всего СТО, происходит замедление темпов кузовного ремонта, качество окраски страдает и клиентов становится меньше. А ведь избежать таких негативных последствий можно уже на стадии организации лаборатории.

IMG_0714.png

РАСПОЛОЖЕНИЕ И ПЛАНИРОВКА

В самом начале нужно четко понимать, чего требует рабочее место колориста. Ведь это не только специальное оборудование, необходимо принимать во внимание и полезную площадь помещения, вентиляцию, освещение, а также местонахождение лаборатории. Законодательство категорически запрещает торговать ЛКМ в жилых зданиях, поэтому лабораторию лучше всего организовывать в отдельно стоящем строении.

По словам Александра Белоножко, ведущего специалиста по колористике компании «Business Car Refinish», одна из распространенных ошибок при организации лаборатории по цветоподбору – выбор помещения неправильных габаритов. Определяя размер помещения, стоит помнить, что в него недостаточно загрузить, как в кладовку, механизированные стеллажи, устройства для смешивания красок и очистке краскопультов, средства защиты, расходные материалы и прочий инструмент.

belonogko.png

Конкретный пример: неверное размещение электророзеток, телефонных и интернет-кабелей. В такой лаборатории оборудование разметят согласно схеме расположения электропитания заведомо нерационально и неудобно. При желании исправить ситуацию можно перестановкой, но в этом случае колористу придется мириться с мешающимися под ногами переходниками и удлинителями.

Как отмечают специалисты компании «Европроект Групп», все оборудование в лаборатории должно быть размещено таким образом, чтобы работник мог продолжительное время с комфортом находиться на своем рабочем месте. Стены являются основным элементом интерьера помещения, им уделяется особое внимание. Их стоит выкрасить в матовый светло-серый или белый цвет, это визуально расширит помещение, добавит света и ощущение чистоты. При этом цветовая гамма должна сочетаться со столами и полом, который можно покрыть обычной кафельной плиткой. Важно применять не только прочный, но и практичный, удобный для уборки материал. Желательно придерживаться светлых и матовых оттенков, они лучше подавляют тени.

IMG_5404.png

ОСВЕЩЕНИЕ

Степень освещенности на уровне пола должна составлять не менее 1000-1100 люкс – рекомендуют специалисты компании «Европроект Групп». Обеспечить эти параметры можно, использовав лампы дневного света, которые следует равномерно распределить на потолке. Важно, чтобы они гармонировали с цветом поверхности. Профессионалы рекомендуют использовать люминесцентные лампы со спектральными характеристиками близкими к дневному свету, например, лампы производства Osram и Phillips.

«Хорошее, правильное освещение залог качественного подбора краски. Мощность осветительных устройств в зоне цветоподбора должна быть не менее 2000 люмен, то есть максимально приближенной дневному освещению. Лампы светильников должны иметь маркировку D65. Также важно иметь источники света, моделирующие вечернее, флуоресцентное и иные типы освещений», - делится опытом Александр.

Количество ламп рассчитывается по специальной формуле. Так, для лаборатории площадью 18 м2 потребуется 8 ламп длиной 1200 мм, имеющих световой поток 2300 люмен, которые могут быть размещены в двух светильниках по 4 лампы.

«Поэтому при проверке на метамеризм лучше использовать световой короб хотя бы с тремя типами ламп: галогенная лампа А30 симулирует свет за час до восхода/захода солнца; люминисцентная CW40 – утренний или вечерний свет; а люминесцентная «Daylight D65» - полуденный дневной свет в тени» , - рекомендуют специалисты из «Европроект Групп».

IMG_0652.png

ВЕНТИЛЯЦИЯ

Немаловажным фактором при организации цветовой лаборатории является хорошая циркуляция воздуха. Для этого важно грамотно организовать приток и вытяжку, так как эти факторы будет напрямую влиять на здоровье и соответственно трудоспособность персонала. Рекомендуемая температура в лаборатории 18-25оС, при влажности не более 75%.

Помещение лаборатории должно быть достаточно просторным, с высокими потолками и мощной вентиляцией. В связи с тем, что пары всех компонентов краски тяжелей воздуха, лабораторию нужно оборудовать вытяжкой с расположением приемных отверстий в районе рабочих мест не выше 0,8 -1,3 м от уровня пола.

Александр акцентирует внимание на том, что это необходимо не только исходя из критериев безопасности, но и с точки зрении того, что в активно работающей цветовой лаборатории всегда присутствуют всевозможные функционирующие вспомогательные устройства и прочие необходимые материалы, источающие химические запахи. Вытяжная вентиляция должна осуществлять кратность воздухообмена 20-25 раз в час. В таком случае, для 18-метровой лаборатории с высотой потолков около 3-х метров необходима система вентиляции производительностью 1 080 м3/час. Это означает, что вытяжка должна быть автономной, а скорость притока свежего воздуха через метровое отверстие в потолке обуславливается работой 350 мм вентилятора.

КРАСКОПУЛЬТЫ

Не следует также экономить на краскопультах для колориста. Существует правило: один пистолет для нанесения краски, а другой для лака. Если пистолет для лака, в принципе, может быть любым, то пистолет для базы должен по своим параметрам соответствовать краскопульту колориста. У всех краскопультов входное и выходное давление изменяется за время их эксплуатации. Всего за пару лет работы трущихся элементов, дюзы и иглы, проходное отверстие и размер сечения сопла увеличиваются.

«Вот как происходит на наших сервисах: маляру покупают новый пистолет для базы с дюзой 1,3, а старый краскопульт передают колористу. Никому в голову не приходит, что за два года сопло увеличилось в диаметре на 0,3 мм, то есть дюза из 1,3 превратилась в 1,6. Получается, что количество краски, которое подается из краскопульта маляра, неравнозначно количеству краски, подаваемой из окрасочного пистолета колориста. У последнего краска будет литься, как из крана. Давление увеличивается, краски попадает больше на деталь, и начинает страдать цветопередача», - рассказал Егор Королев, руководитель направления «Автосервисное оборудование» компании «Finishing Brands-Россия».

43.png

Эксперт уточняет, что на практике опытный колорист сможет справиться с этой проблемой и подстроится под маляра, но на это потребуется дополнительное время. А вот если на СТО работают сразу несколько маляров, каждый из которых уже изначально имеет свой стиль нанесения, время работ увеличивается, а шанс попадания в цвет уменьшается. «Получается, что мы не просто сознательно дискриминируем колориста такой экономией на краскопульте, но и усложняем его положение и увеличиваем убытки из-за некачественно выполненной работы», - резюмирует Егор.

Отследить, насколько изменяются со временем технические параметры двух пистолетов действительно очень сложно, так как, например, краскопульт колориста используется по меньшей площади, но с большей частотой. Поэтому важно регулярно, в соответствии с рекомендациями производителей окрасочных пистолетов, восстанавливать характеристики краскопультов до заводских параметров при помощи ремкомплектов, либо менять старое оборудование на новые.

DeVilbiss qedxkogah lrxyoj 03.JPG

ОБОРУДОВАНИЕ

Немало места займут механизированные стеллажи, предназначенные для хранения и перемешивания компонентов системы цветоподбора. Именно здесь нужно разместить дозирующие крышки, мерные линейки и специальные весы. Обычно стеллажи имеют рамную конструкцию с полками для компонентов, и размеры их варьируются.

Помимо спектрометра, вискозиметра, шейкера, электронных весов и краскопультов, необходимо предусмотреть место под мойку для краскопультов. Эта конструкция по своим размерам обычно не превышает 1м по высоте и 80 см по ширине.

Для ухода за окрасочными пистолетами, а также для того, чтобы избежать затвердевания лака в дюзах, нужно использовать небольшое устройство для поддержания влажности в краскопультах. Вытяжные шкафы для тест-напылов не отличаются громоздкостью. Обычно это полуметровые кубы, расположенные на метровой подставке.

IMG_0588-couv-colormaster.png

Можно сделать вывод, что при взвешенном подходе к организации лаборатории по цветоподбору она начнет окупаться сразу же после ввода в эксплуатацию. Однако даже ответственным, но неопытным людям сложно не допустить ошибок при организации лаборатории. Чаще всего ошибки случаются при наладке работы системы циркуляции воздушных потоков и освещенности. Это может сказываться как на самочувствии персонала, так и на корректном соблюдении пропорций компонентов при осуществлении цветоподбора, а также на размещении инженерных коммуникаций.

Быстрое достижение прибыльности цветовой лаборатории видится Александру в организации курсов по обучению колористике и ведению непосредственной колористической деятельности, то есть цветоподбора для внешних клиентов. Это поможет лаборатории заработать дополнительные средства и улучшить цветовую базу данных. 



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








Dynacoat





Подписка на новости

Ваш e-mail