Peugeot и Citroen – в Россию надолго

Автор: Александр Шубин


У каждого события обычно две стороны. На одной – голые факты, полную информацию о которых дадут ответы на простые вопросы: «кто», «что», «где», «когда»... А вторая заставляет размышлять над «почему» и «зачем». Первая, обращенная ко всем сторонам события, финал которого пришелся на весну текущего года, весьма прозаична – Группа PSA Peugeot Citroen завершила в России напряженную работу по увеличению полезной площади (с 8 до 18 тысяч квадратных метров) своего склада запчастей, расположенного в ближайшем Подмосковье. Чтобы выполнить такое значительное расширение полезной площади склада, пришлось (всего-навсего) сменить складское помещение на более современное, удобное и, конечно, более просторное здание.

Новый центральный склад поражает своими размерами как по горизонтали, так и по вертикали. Расположен он также весьма удачно: Москва рядом, под боком шоссе, железная дорога и международный аэропорт, склад обладает самым совершенным на сегодня оборудованием и оснащением. Склад позволяет быстро осуществлять весь комплекс логистических операций, то есть принимать и хранить детали, формировать и отправлять астрономические количества заказов.

Ответы на вторую группу вопросов («почему» и «зачем») значительно интереснее. В самом начале июля представители группы PSA Peugeot Citroen собрали заинтересованных лиц и журналистов совсем не только и, думается, даже не столько для того, чтобы поразить их воображение размерами нового склада. Такой вывод следует из того факта, что на презентации, устроенной по случаю пуска склада в эксплуатацию, речь шла в первую очередь не о самом складе, а скорее о стратегии работы группы PSA Peugeot Citroen в России.

На этой презентации выступили представители высшего руководящего состава PSA Peugeot Citroen: господин Бернд Шантц – генеральный директор по операциям в России, Украине и других странах, входивших в СНГ, и господин Ив Фалуэ – руководитель дирекции запасных частей и аксессуаров PSA Peugeot Citroen. Они пояснили, зачем с точки зрения руководства Группы было необходимо сделать столь серьезное финансовое вливание и провести огромную организационную работу, что в результате ее завершения получилось и какие планы у PSA Peugeot Citroen в России.

Факт открытия склада представители Группы считают важнейшим этапом продвижения своей продукции в России. Он направлен на более полное удовлетворение потребностей клиентов Группы и каждого из 110 дилеров марок Peugeot и Citroen.

«Россия, – сказал господин Бернд Шантц, – отличный полигон». Здесь производители отрабатывают не только свои автомобили, но и логистику на необъятных территориях, организацию производства «в чистом поле», взаимоотношения с клиентами, обладающими иной психологией и другой системой ценностей, чем в метрополии, и еще многое другое.

Российский рынок Группа PSA Peugeot Citroen считает стратегическим и, как уже было сказано, входящим в одно из приоритетных направлений. На это есть множество веских причин.

Одна из них определяется высоким темпом общего роста объемов продаж автомобилей, который продолжается в нашей стране уже второй год. На конец мая по сравнению с маем прошлого года рост составил 60%. При этом объем рынка России находится на третьем месте среди европейских стран после Германии и Франции. Ни у кого из экспертов нет сомнений в том, что при существующем темпе роста он вскоре станет вторым в Европе с объемом продаж примерно 4 миллиона машин в год.
О положение автомобилей группы PSA Peugeot Citroen в России можно сказать следующее. Несмотря на недавние трудности со снабжением, рост продаж автомобилей Peugeot составил 60% (то есть эта марка показала тот же рост, что и рынок в среднем), а продажи Citroen выросли практически вдвое – значительно выше среднего по рынку показателя. В настоящее время обе марки занимают 2,7% российского рынка. Если сравнить эту цифру с мировой долей рынка PSA Peugeot Citroen (14%), то станет понятно, что у представленных автомобилей в нашей стране есть огромный, еще неиспользованный потенциал роста.

Поэтому руководством PSA Peugeot Citroen поставлена цель – к 2014 году увеличить объемы продаж до 6% рынка.

В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: от 58 тысяч автомобилей, проданных в 2010 году, нужно выйти на 75 тысяч в текущем, чтобы двигаться к заветной цифре, которая в 2014 году должна составить 200 тысяч проданных в нашей стране автомобилей. (Кажется, покупательская способность россиян не будет расти столь быстро, а значит, PSA Peugeot Citroen собирается теснить менее удачливых конкурентов.)

Для достижения этой цели используется множество различных средств. Во-первых, это развитие производства в Калуге, где на первом этапе требуется достичь выпуска 125 тысяч автомобилей в год.
Во-вторых, намечается расширить модельный ряд, в том числе и за счет включения в него моделей с трехобъемным кузовом, которые очень популярны в России. (Сегодня PSA Peugeot Citroen представляет две новинки: новый Citroen С4 и рестайлинговый Peugeot 308.)

В-третьих, будет продолжать развиваться дилерская сеть, вернее – дилерские сети, поскольку речь идет о двух марках.

Однако все это будет бесполезно, если не удастся сделать главное – обеспечить лояльность клиентов к компании, ее дилерам и ее автомобилям. Клиент за минувшие годы сильно изменился, сейчас его лояльность уже не купить яркими «акциями» или грошовыми подарками. Он понимает, что уровень комфорта, технические, эксплуатационные и даже имиджевые характеристики большинства автомобилей среднего класса стали весьма близки. Согласно опросам, все большее и большее число владельцев на первое место или на одно из первых мест в своем отношении к автомобилю среднего класса (так называемому «автомобилю на каждый день») ставит не эмоции от поездки или имидж модели, а «беспроблемность» владения. Лейтмотив такого подхода – автомобиль не должен создавать проблем ни при покупке, ни в эксплуатации, ни при техническом обслуживании или ремонте.

До недавнего времени в отношении обслуживания и ремонта практически все бренды в нашей стране были одинаковы: проблемы были у всех. Согласований со страховыми компаниями и заказанных запчастей (особенно кузовных) владельцам чуть ли не всех марок автомобилей приходилось ждать очень долго. Но, когда на нашем рынке стали появляться автомобильные марки, дилеры которых существенно сократили сроки ТО и ремонта при неизменно высоком качестве обслуживания, на них стали обращать внимание все больше и больше покупателей.

Все это (и еще многое другое) входит в понятие «степень удовлетворенности клиентов», которая при наличии высоких показателей может перейти в лояльность к марке.

Для того чтобы в ближайшем будущем уверенно продавать по 200 тысяч автомобилей в год, Группа PSA Peugeot Citroen ставит перед собой цель – сделать обе свои марки лидерами по степени удовлетворенности клиентов.

Каждый дополнительный процент удовлетворенности дается теперь огромными организационными усилиями и серьезными финансовыми вложениями компаний-производителей. Одна из главных затрат – создание складов запчастей и компонентов вблизи от центров потребления автомобилей и их сборки. Сравните, новый Центральный склад PSA Peugeot Citroen в Подмосковье с «замороженной» стоимостью хранящихся там запасных частей на 180 миллионов рублей позволил поднять процент заказов, которые склад может удовлетворить из своих запасов (сервисный коэффициент), с 83–87% до 93–93,5%. Вот такая экономика. А как же остальные 7% заказов? Руководители PSA Peugeot Citroen обещают организовать экспресс-доставку деталей из Варшавы и с других европейских складов.

Быстрое выполнение заявок и доставка заказанных запчастей в максимально короткие сроки, несомненно, позволят улучшить лояльность клиентов. Однако склад – это всего лишь один из этапов обеспечения лояльности. Нет сомнения в том, что Группа PSA Peugeot Citroen готова пройти все из них до конца. И радует то, что эксплуатировать в России автомобили многих марок клиентам становится проще и беспроблемнее. Впрочем, не меньше выигрывает и автосервисный сегмент, получающий в свое распоряжение гибкий и мощный логистический ресурс. 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.