Полтора миллиона «богинь»

Автор: Константин КОЛЕСОВ


У этого автомобиля необычная и яркая судьба. Он возил Президента Французской республики. Приделав к нему крылья, Фантомас улетал на нем от инспектора Жюва. Его признали шедевром дизайна и конструкторской мысли и отказали в исключительности на том основании, что он был, по сути, народным автомобилем.

Да, вы правы — речь идет о легендарной модели Citroen DS. О той самой, которую французы назвали Deesse (Богиня). Начнем с истории. Большинство экспертов считали да и продолжают считать, что компоновочная схема с продольным расположением переднеприводного силового агрегата обладает присущими ей недостатками и не имеет перспектив. Но ровно 45 лет назад, в 1955 году, на Парижском автосалоне впервые предстал перед публикой автомобиль, который опроверг все сомнения. Кузов DS 19 раз и навсегда вошел во все монографии по дизайну, а знаменитая гидропневматическая подвеска — во все учебники по конструированию автомобиля. И все же, по признанию британского журнала Classic & Sport Cars, машина никогда не станет предметом мечтаний коллекционеров. «Виной» всему его невероятная популярность на протяжении полувека, прочность и выносливость.

Нельзя сказать, что в советские времена DS были редкостью, но отсутствие нормального сервиса сделало свое дело: в Росси до наших дней автомобилей сохранилось немного. А в 2001 г. появился еще один. Однако обо всем по порядку.

Годом раньше Евгений Беляев купил новый автомобиль. Это был Citroen C5. Больше всего в новинке его заинтересовала гидропневматическая подвеска. С современной модели внимание довольно быстро переключилось на истоки этой оригинальной идеи. Так возник интерес к знаменитому «девятнадцатому» и его семейству. Вскоре в Германии удалось найти вполне приличный автомобиль по приемлемой цене. 30 декабря 2001 г. он уже стоял в московском гараже Евгения.

Это была модель DS 23 Palace выпуска 1972 г. с двигателем объемом 2,3 л. Машина оказалась в неплохой комплектации и на ходу, но, как водится: здесь надо что-то подтянуть, там — поменять. Одним словом, зима ушла на знакомство с машиной и подготовку к первому выезду, о котором Евгений вспоминает:

«Это был своеобразный круг почета по набережным Яузы. Не могу сказать, что меня переполняли возвышенные чувства, я ехал и прислушивался к работе двигателя, коробки, подвески. Я, если можно так сказать, знакомился с автомобилем на слух. Несмотря на тридцатилетний возраст, машина шла отлично.

Вернулся в гараж, повозился еще несколько дней, и машина была готова к более длительной поездке. С тех пор у нас так повелось: зимой готовить автомобиль, а летом на нем путешествовать. За плечами 6 лет перманентной реставрации. И буквально в первой же поездке я ощутил все преимущества гидропневматической подвески Citroen. Она так уверенно «глотала» все огрехи наших дорожников, что казалось: едем по только что уложенному полотну».

Со временем в гараже у Евгения появились еще две «богини». Одна — DS 19 с полуавтоматической коробкой передач с гидравлическим управлением — была выпущена в 1962 г. Вторая — DS 21M — на пять лет моложе. От первой она отличалась каплевидными фарами, измененной «электрикой» и обновленной пневмогидравлической подвеской.

Теперь, досконально познакомившись со всеми членами семейства «богинь», можно было приступать к серьезной реставрации.

«Первое, что удивило, — вспоминает Евгений, — великолепная ремонтопригодность кузова. На прочный и жесткий каркас крылья и даже крыша крепились с помощью болтов. Разумная система крепления позволяла регулировать зазоры с филигранной точностью. Кстати, сохранность каркаса была довольно хорошая, но кое-что «по мелочам» все же пришлось менять. Оговорюсь сразу: не все удалось восстановить в полном оригинале. Но все же большая часть панелей кузова и крылья восстановлены полностью, а это было очень непросто: они сильно пострадали не только от времени, но и от предыдущих попыток реставрации. Большие проблемы были с дверьми, которые штамповались из стали толщиной 0,6 мм. Пришлось их усилить: как-никак, а возраст-то «богини» почтенный».

Работая над задними крыльями, Евгений столкнулся с тем, что они изначально были слабоваты. Так возникла идея заменить их пластиковыми. Кстати, процедура довольно распространенная в реставрации и кузовном ремонте. Сейчас в гараже стоит комплект задних крыльев, которые внешне от стальных вряд ли кто отличит. И здесь не последнюю роль сыграла окраска.

«Мне повезло работать с автомобилем, не перекрашивавшимся ни разу. Повторить в условиях гаража или даже реставрационном центре технологию конвейерной окраски практически невозможно, поэтому я старался использовать современные материалы, но максимально приближенные к оригинальным».

Могу засвидетельствовать, что Евгению это удалось. На стапеле в гараже стоит черный DS 21M, с которым Евгений работает сейчас. Качество окраски не вызывает никаких нареканий. Впечатляет отполированный передний бампер: элегантный и прочный, без единого изъяна.

Вот пример того, как французы подошли к конструированию массового автомобиля. Обычно хром начинает слезать лет через десять. А этот бампер как новый, хотя ему полвека. А все потому, что на нем вообще нет хрома. Бампера для «богинь» штамповали из нержавеющей стали. Дорого? Да, но зато потом годами достаточно только отполировать его, и все. Кстати, раз уж капот поднят, а крылья сняты, стоит внимательнее присмотреться к передку машины. Двигатель от бампера отделяет добрый метр каркаса безопасности, который первым принимает на себя лобовой удар. К моторной раме он крепится болтами и может легко меняться после аварии. Силовой каркас капота сделан так, что при ударе он складывается гармошкой, не задевая ветрового стекла.

Немало интересных находок и в салоне. Все знают уникальный руль «богини» с одной широкой спицей. Причем расположена она под углом 45° и повернута влево. Сделано это для того, чтобы при ударе легкое рулевое колесо сминалось, а спица не задевала никаких жизненно важных органов.

Не мог не зайти разговор о том, где Евгений добывает запасные части:

«За 9 лет я, как и многие реставраторы, оброс «железом». Кое-что удалось найти у владельцев машин здесь, в России. Самые дефицитные вещи можно купить через Интернет. А потом, есть же традиционная «тусовка» владельцев Citroen, на которую я езжу регулярно. Так что при желании можно найти все».

Сейчас первая машина в коллекции Евгения отдыхает, вторая скоро будет готова, а вот с третьей пока решено повременить. Белый Citroen DS 23 уже видели в Европе. На нем в 2007 г. Евгений участ­вовал в пробеге антикварных автомобилей по Германии, на нем исколесил Прибалтику и пол-России. Вот закончит он черную «богиню» и на ней отправится покорять Европу во второй раз. 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail