Золотой ключ. Выбор СТО

Повторение пройденного

Автор: Михаил МАШИН


Авторынок подвел неутешительные итоги и подсчитал свои потери. Крах, провал, катастрофа… 

Что ж, все это было вполне предсказуемо. Бизнес, оставленный один на один с кризисом, сделал все от него зависящее: были и умопомрачительные скидки, и невиданные бонусы, и крайне завлекательные спецпредложения. Но лишенный поддержки государства, в очередной раз продемонстрировавшего свою полную некомпетентность в решении сложных экономических вопросов, он просто физически не мог существенно повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону.

Как низко можно пасть

Стоит ли ломать копья и снова ругать наше правительство за нереализацию всего того, что оно могло, но не сделало для стабилизации ситуации в отрасли? Наверное, нет. Хроника событий и так хорошо известна всем заинтересованным лицам, правильные выводы разумные люди сделают сами. Остановимся на главном: основная проблема состояла в том, что вместо поддержки реальных продаж помощь была направлена тем, кого она уже вряд ли могла бы спасти. В итоге мы получили трещащий по всем швам рынок, причем серьезный удар был нанесен практически по всем его секторам, за исключением разве что топливного.

Цифры говорят сами за себя. По данным статистического отчета, подготовленного Ассоциацией европейского бизнеса в России, продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в нашей стране за 2009 год снизились на 49%, или на 1 431 542 шт., по сравнению с 2008 г. и составили 1 465 917 автомобилей, что сравнимо с показателями 4–5-летней давности. Более подробная раскладка по маркам и моделям представлена в таблицах.

Спад продаж по регионам не был равномерным. Стенли Рут, партнер PricewaterhouseCoopers, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, отмечает, что Центральный федеральный округ перенес кризис лучше, чем остальные округа, что позволяет ожидать его более быстрого восстановления. Рыночная доля ЦФО (включая Москву) увеличилась с 45% до 50%. Но в ряде крупных субъектов, таких как Свердловская, Тюменская, Ростовская, Самарская, Челябинская области, Башкирия и Пермский край, продажи упали более чем на 60%. Доля рынка Уральского федерального округа снизилась с 11% до 8%.

Однако, несмотря на весь негатив, который привнес кризис в российский авторитейл, в определенном смысле он оказал и положительную услугу чрезмерно самоуверенным предпринимателям, выявив слабые места их бизнеса. 


Стенли Рут:
— Последние годы были отмечены значительным увеличением количества дилерских центров. Среднегодовое количество проданных автомашин в расчете на один дилерский центр (около 780 машин) было высоким даже по сравнению с развитыми рынками (Великобритании – 470, Германия – 250). Однако большая часть таких инвестиций часто финансировалась за счет краткосрочных банковских займов. С началом кризиса многие дилеры испытали на себе разрушительное воздействие сочетания следующих факторов: падения прибыли, быстрого роста процентных ставок и невозможности рефинансирования кредитов.

Кризис продемонстрировал уязвимость структуры прибылей российской дилерской сети, ориентированной на продажи новых автомобилей. До кризиса большую часть прибыли российские дилеры получали от продаж новых автомобилей, что отличает их от развитых рынков, где основным источником дохода является продажа подержанных автомобилей и услуг по ремонту и техобслуживанию. Например, в Великобритании продажи новых машин приносят лишь 28% от всех доходов авторизованных центров, а 72% — прибыль от реализации услуг и подержанных авто. В России же все с точностью до наоборот.

В свете быстрого расширения дилерской сети, зачастую финансируемого за счет привлечения значительных заемных средств, такая структура прибыли сделала российских дилеров особенно уязвимыми для воздействия кризиса.

Что ждет нас впереди? Этим вопросом сегодня задаются многие.

Осторожный оптимизм

Ведущие отраслевые эксперты и исследователи осторожны в своих прогнозах. Анализируя показатели конца 2009 г., они склонны предполагать, что самое худшее уже позади, но лучшего ждать еще рано. 

Дэвид Томас, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
— Небольшое улучшение показателей декабрьских продаж, снизившихся только на 38% по сравнению с общим падением за год на 49%, вселяет некоторый оптимизм. Декабрь традиционно является очень удачным месяцем для продаж автомобилей, и я надеюсь, что наметившаяся положительная динамика сохранится и в 2010 году. 2009 год был исключительно сложным для автомобильной промышленности во всем мире, но особенно сильно это затронуло Россию, где падение рынка в отдельные месяцы по сравнению с предыдущим годом составляло до 60%.

Мартин Ян, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
— Мы в Комитете автопроизводителей АЕБ ожидаем, что в 2010 году рынок составит 1,4 млн легковых автомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие автомобили. Этот прогноз довольно оптимистичен и рассчитан на то, что меры государственной поддержки — льготные кредиты и премия за утилизацию — будут достаточно эффективны. Легкое оживление рынка наступит, скорее всего, во второй половине года.

Стенли Рут:
— Хотя рынок значительно сократился в количественном и денежном выражении, объемы продаж начинают стабилизироваться. Но при этом, несмотря на отмеченный в конце года рост числа выданных кредитов, они по-преж­нему остаются на низком уровне. Я не ожидаю в ближайшем будущем быстрого восстановления рынка, в основном по следующим причинам: запасы стоковых автомобилей (продававшихся с большими скидками) значительно снизились, безработица остается высокой, а уверенность потребителей — низкой.

Надо сказать, в России всегда чрезвычайно сложно делать прогнозы из-за общего высокого уровня неопределенности. Российский автомобильный рынок непредсказуем, и это наглядно демонстрируют результаты последних лет: на нем происходит то неожиданный стремительный всплеск продаж, то такой же стремительный спад. Существует несколько факторов, затрудняющих надежное прогнозирование в ближайшей перспективе. К ним относятся: нестабильность курса рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары, эффективность программы антикризисных мер, принятой правительством. Каждый из этих факторов будет иметь значительное влияние на окончательные результаты за год.

В рамках оптимистического сценария я предвижу 15%-й рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1,6 млн автомобилей.

Пессимистический сценарий предполагает снижение продаж примерно на 5% при общем объеме продаж около 1,3 млн автомобилей.

Кроме того, г-н Рут отмечает, что был даже приятно удивлен результатами года. Он ожидал большого количества банкротств среди дилерских предприятий, но этого, к счастью, не произошло. Хотя радоваться рано. По мнению некоторых аналитиков, в настоящее время банкротить дилеров невыгодно в первую очередь их кредиторам. Причина – в несовершенстве нашего законодательства и неотработанности правоприменительной практики: не вполне ясно, что произойдет, если банки в своих отчетах предъявят такое огромное количество «плохих» долгов.

Да, все знают, что дилеры ОАО «АВТОВАЗ» фактически являются уже, образно говоря, дилерами Сбербанка России, но что Сбербанку-то с ними делать? Вот стороны и тянут резину, наблюдая, как будут развиваться события. Вполне возможно, что в нынешнем году запоздавшая волна все-таки накатит, ведь падение выручки даже у крупнейших российских авторитейлеров составляет до 70% (по данным закрытого исследования, проведенного Ассоциацией Российские автомобильные дилеры). И что тогда? Спасение однозначно в развитии сервиса.

Кстати, сегмент независимого авторемонта в минувшем году оказался в гораздо более выигрышном положении, чем дилеры. Во-первых, независимые сервисмены не привыкли жить в кредит, а во-вторых, машины нуждаются в починке вне зависимости от экономической ситуации: если надо ехать, значит, автомобиль должен быть исправным. Более того, в будущее они смотрят с несравненно большим оптимизмом, ведь около 2 млн автомобилей в 2010 г. сойдут с гарантии, и львиная их доля перекочует с дилерских станций на независимые, если авторизованные центры не смогут предложить своим клиентам лучших условий. В дальнейшем эта цифра несколько лет подряд будет только возрастать, пока мы не столкнемся с отголоском теперешнего спада в 2012-2013 гг.

А чтобы не заканчивать на неопределенно-пессимистической ноте, приведем еще одно высказывание г-на Рута:

– Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, поскольку сильная зависимость от импорта автомобилей и предшествующий существенный рост рынка сменились быстрым ослаблением рубля, увеличением процентных ставок по кредитам и падением потребительской уверенности.

В краткосрочной перспективе на рынке все еще сохраняется значительный уровень неопределенности, в том числе в отношении обменных курсов, уровня доверия потребителей и процентных ставок. Позитивные факторы, такие как государственная поддержка и программа утилизации старых автомобилей, «компенсируются» негативными, включая снижение скидок со стороны автопроизводителей и сохранение высоких импортных пошлин. В целом результатом этого может стать дальнейшее падение рынка. В лучшем случае можно рассчитывать на умеренный рост рынка.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе российский автомобильный рынок, который обладает достаточно развитой инфраструктурой, может относительно скоро конвертировать общий экономический рост в быстрый подъем автомобильного рынка.   


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail