Правила хранения ГСМ на автосервисе

Правила хранения ГСМ на автосервисе Автор: Татьяна Акимова


Хранение горюче-смазочных материалов на автосервисе – тема, которой стоит уделить отдельное внимание. Важно знать основные правила, которые помогут обеспечить безопасные условия труда, а также сохранить качества складируемой на автосервисе продукции. Чаще всего с правильнымиусловиями хранения ГСМ можно ознакомиться в техцентре официального дилера или в сетевых СТО. И тот, и другой тип сервиса работают по определенным стандартам, где, в том числе, есть и правила хранения технических жидкостей. У частных автотехстанций не всегда есть опыт такого хранения, они, как правило, не работают по установленным критериям.

Советы по хранению ГСМ читателям журнала дает Андрей Лаушкин, технический менеджер представительства компании Motul в России.

4.jpg«Говоря о хранении ГСМ, стоит сразу упомянуть несколько нормативных актов, которые регулируют этот процесс, - отмечает Андрей. - Это ГОСТ 10541-78 «Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей. Технические условия», ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», а также «Инструкция по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанного масла (ГСМ) и маслосодержащих отходов (ветошь промасленная, опилки промасленные, фильтры отработанные промасленные). Далеко не все владельцы и работники СТО соблюдают требования этих нормативных актов, многие даже не знают об их существовании».

Температурные условия хранения моторных масел требуют соблюдения особого температурного режима, от + 5 до +40 градусов, без доступа прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Такое требование распространяется не только на масла Motul, но и на аэрозоли и другие технические жидкости. «Порой именно неправильное хранение продукта на СТО становится причиной нареканий к его качеству, - рассказывает Андрей. - Жидкость теряет цвет, выцветает краситель, и это признак того, что были нарушены условия хранения. Отмечу, что в этом случае изменение цвета не влияет на физические характеристики продукта, но, естественно, влияет на его товарный вид».

Температура вспышки почти всех моторных масел составляет выше +200 градусов. При попадании искры или зажженной спички, что само по себе, конечно, нарушает требования по безопасности, так как курить вблизи бочек нельзя и открывать их надо инструментом, не высекающим искру, масло не достигнет температуры воспламенения.

В Motul для каждого продукта предусмотрен лист безопасности, где прописаны требования по хранению и транспортировке. Например, на канистрах размещена надпись следующего содержания: «Избегайте попадания на открытые участки тела. Работайте в защитных перчатках. При попадании в глаза и рот немедленно промойте водой и при необходимости обратитесь к врачу. Для удаления с кожного покрова используйте мыло. Утилизируйте в специально отведенных местах. Не сливайте в канализацию, почву и водоемы». И такие требования по хранению и транспортировке технических жидкостей обычно укладываются в требования российских ГОСТов.

«Возвращаясь к температурному режиму хранения, стоит отметить, что важно соблюдать требования производителя, - отмечает Андрей. - Ведь есть некоторые жидкости и гели, которые замерзают и не восстанавливают потом свои свойства, а есть вещества, которые выцветают в случае попадания прямых солнечных лучей».

В случае возникновения пожара на СТО, важно знать, что находящееся вблизи открытого огня масло начинает испаряться и поддерживает горение. Важно также помнить, что масло легче воды, и поэтому возгорание нельзя тушить струей воды. Надо использовать пену, порошок, песок или углекислоту. При частичном сгорании масла возникают неполные оксиды углерода и непредельные углеводороды, а потому надо стараться не вдыхать продукты горения.

В месте хранения ГСМ должна быть хорошая вентиляция. Такие материалы могут, хотя и незначительно, испаряться. В этом случае, как правило, требуются дополнительные системы вентиляции в автомагазинах, на СТО и в шоу-румах, но, обычно, многие сервисы ограничиваются естественной вентиляцией. Несоблюдение даже этого требования, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, – разгерметизация тары и разлив продукта – может создать угрозу для жизни людей.

3.jpg«Чтобы предупредить возникновение аварийной ситуации, продукт необходимо хранить в плотно закрытой таре, в оригинальной упаковке, - рассказывает Андрей. - Невскрытый продукт в оригинальной упаковке, расфасованный в бочки или в емкости, имеет срок хранения пять лет. Если тара вскрывается, то срок хранения сокращается до одного года. Такие условия хранения прописаны, в том числе, в ГОСТ 10541-78, где и указан пятилетний срок. Плюс есть и объективные требования: со временем внутри тары происходят химические процессы, и если нарушается ее герметичность, то из-за воздействия среды продукт может поменять свои характеристики.

Отмечу, что Motul уже давно сотрудничает с лабораторией топлива и масел Московского Автомобильно-дорожного института (МАДИ). Там долгое время хранились образцы нашего масла при уровне влажности и температуре, которые соответствуют требованиям лаборатории. Со временем масло изменилось, изменения эти были не критичными, масло можно было продолжать использовать и даже после семи лет хранения, но это уже было не масло Motul в том виде, в котором оно производится.

Полы в месте хранения и использования ГСМ должны легко подвергаться уборке, пол может иметь асфальто-бетонное или бетонное покрытие. Собирать растекшееся вещество необходимо с помощью негорючего сорбента: песок, земля. Для дальнейшей очистки пола нужно применять детергенты. Растворители и опилки использовать не рекомендуется.

Как отмечает Андрей, важно соблюдать и сроки хранения ГСМ, хранить продукцию при положительной температуре; если на открытой площадке, то обязательно при положительной температуре внешнего воздуха и под навесом, а лучше в закрытом помещении. Хранить и перемещать канистры и бочки с продукцией надо на паллете. Бросать и взбалтывать коробки с тарой и канистры запрещается. Позиционировать их нужно пробкой вверх, тогда жидкость не будет попадать на срез пробки и можно будет избежать разлива. Пробка должна быть плотно закрыта, чтобы внутрь вскрытой тары не попала лишняя жидкость.

«Для удобства складирования можно перелить остатки масла, которые хранятся в таре, в другую емкость, - уточняет Андрей. - Но выбирать при этом необходимо ту тару, которая имеет стойкость к воздействию углеводорода. Важно также помнить, что держать любую емкость с ГСМ необходимо вдали от сильных окислителей и нагревательных приборов.

2.jpg

Как видим требований по хранению ГСМ немного. Если рассматривать санитарно-гигиенические требования, то и они немногочисленны. Это в основном те правила, которые предписано соблюдать на сервисе. А именно: не принимать пищу и не курить в помещениях, где хранятся ГСМ, не вдыхать пары продуктов, мыть руки после каждого контакта с веществом (лучше использовать обычное мыло), избегать попадания на кожу и глаза, а также носить спецодежду, которую надо регулярно стирать.

Компания Motul также рекомендует автосервисам соблюдать правила использования ГСМ, касающиеся экологической безопасности. Важно не допускать попадание продуктов в канализацию, систему водоснабжения, в почву и водоемы. Использованные промасленные ветоши, а также отработанные масляные фильтры надо собирать в отдельную емкость. Отработанное масло нужно также собирать в отдельную емкость и хранить на поддоне в проветриваемом помещении.

Специалист автосервиса, работающий с ГСМ, должен выполнять все операции в защитных очках, в резиновых, а не в матерчатых перчатках, предотвращающих попадание продукта на кожу. Помимо спецодежды он должен также иметь для работы защитную обувь с нескользящей подошвой, стойкую к воздействию углеводородов. Вся рабочая одежда должна быть непроницаема для жидкости.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail