Простые истины Honda

Автор: Алексей БУСЫГИН


Среди разнообразных программ по поддержанию лояльности клиентов, осуществляемых автомобильными компаниями, курсы водительского мастерства занимают особое место. Как правило, это эксклюзивные школы «экстремального» или «спортивного» вождения, которые премиум-бренды проводят для своих клиентов за большие деньги. Компания Honda разработала для всех желающих совсем другие курсы: фактически нам предлагают заново научиться ездить, начиная с посадки в автомобиль и умения правильно пристегнуться. Кстати, а вы уверены, что умеете хотя бы правильно садиться за руль?

Всевозможные курсы водительского мастерства для своих клиентов предлагают сейчас многие автопроизводители. В основном это так называемые курсы экстремального или же спортивного вождения, на которых людей учат методам управления автомобилем в сложной ситуации на высокой скорости, приемам, которые применяют на соревнованиях профессиональные гонщики, или разнообразным эффектным трюкам вроде «полицейского разворота» и им подобным. В основном такие курсы разрабатывают и внедряют для клиентов премиум-бренды, желающие как бы поделиться с ними своей элитарностью, подчеркнуть ее. В Москве занятия проводятся на арендованных загородных автодромах – уже сама эта аренда предполагает, что удовольствие не из дешевых. И действительно, пройти такие курсы «экстремального вождения» может позволить себе не каждый. Впрочем, для человека, купившего себе новый BMW или Audi, да еще в спортивной комплектации, эти деньги, по сути, символические и служат лишь взносом в элитный клуб продвинутых владельцев престижной марки.

По большому счету, смысл этих курсов скорее развлекательный: вряд ли рядовому, пускай и очень обеспеченному автолюбителю часто представится возможность щегольнуть умением делать «полицейский разворот» или уверенно дрифтовать. В случае курсов «экстремального вождения» смысл несколько другой: зачастую покупая себе мощный высокоскоростной автомобиль, человек думает о престиже, но не обладает достаточными навыками для того, чтобы справиться со своей игрушкой на дороге, и, если хватает здравомыслия, просто ездит на спортивной машине как на обычной, а если не хватает – рискует своей и чужой жизнью. Проблема «экстремальных» курсов в том, что большая часть приемов, которые на них можно изучить, требуют постоянной практики и тренировки. Не будучи же профессионалом, осуществить это практически нереально. Приемы «экстремального вождения» – увлекательная вещь, но вряд ли пригодятся в обычной жизни. В результате полученные навыки так и остаются невостребованными.

Курсы безопасного вождения Honda кардинально отличаются от всего вышеописанного.

Во-первых, они бесплатные. Во-вторых, они доступны всем желающим – правда, чисто теоретически, так как представительство компании в России предоставило своим дилерам самостоятельно решать, кого допускать до обучения. На практике дилеры, разумеется, стремятся передавать знания своим клиентам – тем, кто покупает у них автомобиль или обслуживается на дилерской СТО.

В-третьих, Honda ставит своей целью не обучить автолюбителей экзотическим приемам, а научить их полноценно и безопасно пользоваться автомобилем в повседневной жизни. А это не только полезнее клиенту, но и лучше работает на сохранение его лояльности – например, с тех пор, как я, имея 20 лет водительского стажа, научился парковаться по методике Honda, я невольно поминаю этот бренд каждый день. Несколько простых приемов, освоить которые может каждый за одно занятие, – и вот мне больше не нужен парктроник. Который, к слову, хотя и облегчает процесс даже с использованием приемов Honda, сам по себе, без знания этих секретов далеко не панацея при парковке в тесном месте.

Как уже упоминалось, заново изучать приходится даже такие вещи, как посадка в автомобиль и умение пользоваться ремнем безопасности. Большинство водителей даже не задумываются о том, что процесс посадки за руль может быть правильным или нет. Между тем, приучив себя садится за руль определенным движением, можно не только снизить негативное воздействие на позвоночник, но и уменьшить риск быть сбитым или травмированным машиной, двигающейся параллельным курсом – а ведь по статистике немало водителей при посадке за руль получают удары от налетевшего сзади автомобиля.

Следующий элемент – умение управляться с ремнем безопасности. Тоже, на первый взгляд, вызывает недоумение: чему тут учиться? Этот предрассудок – результат незнания того, как зачастую развивается аварийная ситуация. Во время достаточно серьезных происшествий человек инстинктивно пытается как можно скорее покинуть автомобиль, и во многих случаях это совершенно оправдано: например, когда есть риск возникновения пожара, когда автомобиль скатывается под уклон или упал в воду. Водитель машинально отстегивается правой рукой (пассажир, соответственно, левой), открывает дверь и… оказывается другой рукой по локоть в этом самом ремне, в панике он пытается освободиться, но запутывается еще больше. Уже почти покинувшего машину человека ремень продолжает держать как на привязи, и это может стать причиной травм и гибели. А теперь попробуйте простой трюк: отсоедините ремень безопасности левой рукой (пассажир, соответственно, правой), откройте дверь и выйдите из машины. Ремень сам упадет с плеча, вы избавились от него одним простым движением – элементарный секрет, о котором никто не задумывается, а ведь он может стоить здоровья или жизни.

На примере с ремнем мы только показали, как предельно простые, привычные вещи могут иметь скрытый смысл, о котором большинство автовладельцев даже не догадывается, а между тем тут есть чему поучится. Таких элементарных правил множество в курсе безопасности Honda, обо всех в одной статье не расскажешь, да мы и не ставим себе задачу пересказать весь курс своими словами.

Разрабатывая эти методики, компания Honda исходила из общей теории безопасности, согласно которой наибольшее влияние на предотвращение потенциально опасной ситуации оказывают наиболее простые и всеобъемлющие вещи. Например, больше всего вы сокращаете риск попасть в аварию, если придерживаетесь простого правила не садиться за руль нетрезвым. Банально, как «Волга впадает в Каспийское море»? Да, и так же верно. Не надо обращаться к статистике, чтобы понимать, что нарушив это правило, вы получаете риск, стремящийся к 100%. Конечно, в данном случае это не секрет, более того, требование законодательства. Но каждого водителя окружает огромное количество «мелочей», которые могут увеличить риск аварии пусть и не до 100%, но весьма существенно, при этом мало кто придает им большое значение и, даже попав в аварию, не видит причины в том, что что-то было сделано изначально неправильно. Еще один пример – регулировка боковых зеркал. Большинство водителей делает это, не придерживаясь каких-то правил, просто полагаясь на собственное субъективное ощущение комфорта. Между тем определенные правила существуют, и они позволяют свести к минимуму мертвые зоны – именно невнимание к ним приводит зачастую к столкновениям при перестроениях. С мертвыми зонами связан и еще один интересный аспект. Принято считать, что внедорожники и кроссоверы обеспечивают лучший обзор: «высоко сижу – далеко гляжу». При этом все забывают, что у таких автомобилей увеличенные мертвые зоны, и это надо учитывать при движении. Интересно, что инструкция Honda настоятельно рекомендует менеджерам дилеров обращать внимание, на каком автомобиля ездил ранее человек, купивший только что внедорожник или кроссовер. Если это его первая машина с высокой посадкой, клиента надо подготовить к изменившемуся обзору и расширенным мертвым зонам.

Во многом курсы безопасности Honda представляют собой обучение клиента правильно пользоваться вновь приобретенным автомобилем, это можно даже назвать своеобразной постпродажной подготовкой водителя. И дело не только в том, что современный автомобиль – сложное и многофункциональное устройство, во всех аспектах конструкции которого не сразу можно разобраться, даже внимательно изучив инструкцию по эксплуатации. Во-первых, ни для кого не секрет, что инструкции у нас никто особенно подробно не изучает и обращаются к ним, как правило, лишь в тех случаях, когда не могут найти какую-нибудь кнопочку. Но есть ведь еще и статистика, которая показывает, сколько происшествий и поломок происходит просто по вине недостаточной подготовки водителей и незнания ими элементарных аспектов функционирования матчасти.

Краткое знакомство с основами безопасности при управлении автомобилем происходит на мини-семинарах, включающих следующее: безопасные посадка/высадка, правильная посадка водителя, использование ремней безопасности, регулярные проверки автомобиля, зоны ограниченной видимости, регулировка зеркал, параллельная парковка и заезд в гараж, замена колеса, запуск автомобиля с использованием стороннего аккумулятора. И в каждом из этих пунктов существуют свои маленькие секреты, зная которые можно осуществлять все хорошо знакомые любому водителю операции быстрее, эффективнее и безопаснее.

Вторая часть курсов – обучение поведению в различных дорожных ситуациях. В программу тренинга входит торможение, в том числе экстренное, торможение на скользкой поверхности, объезд препятствия, движение по «змейке», заезд в гараж и параллельная парковка. Программы различного уровня сложности разработаны для водителей автомобилей с самым разным уровнем водительского мастерства.

Одной из самых интересных особенностей курсов безопасности является выработка у клиентов чувства габаритов своего автомобиля – проб­лема, с которой так или иначе сталкиваются все водители, особенно начинающие или переходящие на модель другого класса и размера. Если водитель четко представляет себе габариты своего автомобиля, он сможет с легкостью объезжать другие машины на узких дорогах и легко парковаться как в гараже, так и на улице. Инструктор Honda, в роли которого может выступать менеджер по продаже, предлагает клиенту запомнить ориентиры, которые помогут ему уловить связь между автомобилем и дорогой. Существует шесть воображаемых линий, которые можно использовать в качестве ориентиров, чтобы почувствовать габариты автомобиля. Вокруг автомобиля рисуют шесть полос, соответствующих переднему и заднему бамперу, колесным осям и самим колесам – как бы продолжающим их движение. При взгляде вперед линия продолжения правых колес видна на уровне середины капота. При взгляде назад – почти в середине заднего стекла. При взгляде направо линия продолжения задней оси автомобиля видна около правой центральной стойки. Запомнив, как эти шесть линий должны выглядеть с сиденья водителя, автовладелец быстро и легко начнет чувствовать габариты автомобиля. Например, въехать на эстакаду для него уже не будет представлять никакой сложности.

Пожалуй, одним из самых эффектных уроков курсов безопасности Honda является урок парковки. Сперва клиентам предлагают самостоятельно запарковать машину между стоек. Так или иначе, в зависимости от опыта людям удается это сделать – может быть, помучавшись и несколько криво, но более менее сносно. Затем инструктор демонстрирует, как это делается правильно. В какой-то момент машина встает под таким углом к обочине, что слушатели насмешливо улыбаются и говорят – «не, ну это все, не въехал». И вдруг еще два движения рулем – и машина идеально встает ровненько у бордюра. Причем для усложнения задачи стойки от бордюра отодвигают подальше, как бы имитируя парковку между двумя грузовиками. Прослушав удивленно-восхищенные замечания, инструктор объясняет зрителям секрет такой парковки и предлагает им попробовать сделать это самостоятельно под его руководством. Правильно запарковаться получается у всех с первого, максимум – со второго раза. Секрет ведь не так уж сложен: нужно просто знать, как правильно ориентироваться по зеркалам заднего вида и в какую сторону, в какой момент и на какой угол крутить руль.

Но одной только парковкой вождение на курсах безопасности Honda не ограничивается.

Слушателям дают возможность наглядно убедиться в возможностях систем ABS и курсовой устойчивости, которыми оборудованы автомобили Honda. Классическая «змейка», объезд препятствия, резкое ускорение и предельно резкое торможение на «льду», сухом асфальте и смешанном покрытии – поэкспериментировать с собственной безопасностью лучше в учебных условиях, а не на дороге. Только тогда, когда переходишь грань, за которой автомобиль уже теряет управление и сбивает стойки, понимаешь, что дают нам современные технические системы безопасности и знание приемов безопасного управления автомобилем. Наглядно почувствовать, как меняется поведение транспортного средства в зависимости от дорожных условий с включенными или отключенными системами безопасности, позволяет водителям в дальнейшем точно прогнозировать развитие ситуации и не допускать аварий.

Структура курсов безопасности Honda носит пирамидальный характер. В собственном учебном центре компании, открытом под Москвой, готовят инструкторов по безопасному вождению для дилеров. Они проходят двухдневный курс обучения, который включает теоретические занятия и вождение на собственном полигоне, в том числе на участке со сниженным коэффициентом трения. Он покрыт особой базальтовой плиткой, которую поливают водой из специальной установки, в результате чего поверхность становится скользкой, как лед. Здесь отрабатывается торможение и «змейка» в сложных условиях. Кроме того, инструкторы получают специальную подготовку по пред- и послепродажному общению с клиентами. Не секрет, что у нас каждый уверен в своем водительском опыте и мастерстве, и уговорить свежеиспеченного владельца Honda пройти семинар по правильной посадке и парковке еще надо суметь. Это потом клиент будет благодарен своему инструктору и с ужасом вспомнит времена, когда он не знал таких простых и удобных правил. Но вот эта благодарность, как и эти знания, останутся с ним на всю жизнь. Положительное влияние такой благодарности на лояльность к бренду трудно переоценить. 



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail