Ремонт АКП: от механики к электронике

Автор: Роман Ильягуев


В предыдущих материалах мы рассматривали способы определения и устранения различных неисправностей автоматической коробки передач, но не касались вопросов диагностики электронных систем управления. А между тем системами такого типа оснащаются все современные «автоматы». Их основой является электронный блок управления, который наряду с основными задачами реализует функцию самодиагностики, открывая дополнительные пути поиска неполадок различных элементов и узлов АКП. Остается один вопрос: с чего начать?

Ремонт АКП
Границы возможностей

Первые электронные системы управления появились на автоматических коробках переключения передач еще в 80-е годы прошлого века. При возникновении они не слишком заметно повлияли на конструкцию АКП: по сути, функция ее управления все также реализуется блоком управляющих клапанов, но часть гидравлических систем заменила электроника. Со временем она становилась сложнее, и в современных автоматических коробках управление осуществляется на основании сигналов, получаемых от многих датчиков, начиная от датчика скорости и угла открытия дроссельной заслонки, заканчивая датчиками АБС и систем стабилизации.

Сердцем системы является электронный блок управления (ЭБУ), который обрабатывает входящие данные и формирует сигналы, управляющие работой соленоидов и регуляторов давления. Конструктивно ЭБУ может быть совмещен с блоком управления двигателем, располагаться отдельно или в корпусе самой АКП. В основе самодиагностики лежит простой принцип: при отклонении входных сигналов или сопротивления цепей на выходе ЭБУ от допустимых значений в память записывается цифровой код неисправности, проанализировав который, можно судить о ее характере.

Однако не все так просто. Во-первых, возможности для диагностики ограничиваются проверкой самого блока и периферии. Соответственно, чем старше «автомат» и уже функции электронной системы управления, тем меньше информации о его состоянии можно получить с помощью этого метода. Во-вторых, возникновение кодов может быть связано как с разными неполадками механических и гидравлических элементов АКП, так и с неисправностью электрических цепей и самих датчиков. В-третьих, код ошибки может сопровождаться и другими, возникающими, когда одна неисправность вызывает сбои в работе других элементов системы.

Неоднозначные выводы
Все указанные выше причины осложняют интерпретацию кодов ошибок и определение реальных причин их возникновения. Поэтому, чтобы сделать выводы, важно собрать подробную информацию о состоянии АКП, как минимум провести ее визуальный осмотр, замерить уровень и оценить состояние ATF и выслушать все жалобы владельца автомобиля. Эти сведения помогут определить узлы, которым стоит уделить внимание в первую очередь, и очертить предполагаемый круг поиска.

Распространенная ошибка состоит в том, что отклонение сигналов, поступающих от датчиков, однозначно интерпретируют в пользу неисправности механических элементов коробки переключения передач. При этом забывают, что проблема может крыться и в самой электронной системе управления. Поэтому поиск причин должен носить комплексный характер.

Ремонт АКП
В качестве примера рассмотрим алгоритм проверки датчика частоты вращения ведущего вала АКП. В случае наличия кода, сигнализирующего о неполадках в этом контуре системы управления, первым делом следует проверить сам датчик. Затем проверке подлежат разъемы на нем и на электронном блоке управления, а также участки электропроводки между датчиком и ЭБУ. Если это не даст результатов и все будет исправно, значит, можно подозревать механическую поломку, требующую разбора, дефектовки и капитального ремонта.

С другой стороны, нередко код ошибки связывают именно с неисправностью конкретного датчика, предлагая его замену без дальнейших проверок. Естественно, в этом случае проблема не решится, а владельцу авто придется заплатить за замену исправного оборудования. Описанный выше порядок проверки для датчиков и переключателей может существенно сэкономить время, требующееся мастеру для обнаружения неполадки.

Электронные блоки управления на некоторых моделях АКП могут сравнивать частоту вращения входного и выходного валов на различных передачах. В этом случае коды неисправностей появляются, если передаточное отношение не соответствует расчетным значениям. На практике коды свидетельствуют о проскальзывании фрикционов, задействованных при включении данной передачи. Определить, каких именно, поможет карта включения тормозов и фрикционов для конкретной модели «автомата», а также расшифровка кодов, которая дается в эксплуатационных документах. Однако такая функция реализована далеко не во всех моделях АКП.

Ремонт АКП
Коды неисправностей не всегда бывают постоянными. Отсутствующие на момент проведения проверки, но сохранившиеся в памяти ЭБУ, называются «перемежающимися». Чаще всего они сложно диагностируются: основная трудность состоит в том, что неполадки проявляются спонтанно, через какое-то время пропадают, а затем способны возникнуть вновь. Причины могут быть разнообразными, например, нередко это ненадежный контакт одного из разъемов, «залипающий» соленоид, избыточное или недостаточное давлением в одном из контуров гидравлической системы.

Ремонт АКП
При обнаружении сразу нескольких кодов важно определить, какая ошибка стала главной, а какие возникли позже. Впрочем, в некоторых ситуациях такие проявления помогают быстрее определить неисправность. Так, если наравне с кодами неисправностей элементов АКП появляются коды, свидетельствующие о неполадках двигателя автомобиля, начинать нужно именно с них. В этом случае на первый взгляд может показаться, что мотор работает вполне нормально, но ненадлежащие сигналы будут вызывать сбои в работе коробки, например, задержку, рывки или слишком раннее переключение на повышенную передачу.

В целом правильная интерпретация кодов неисправностей требует знания не только возможных причин их возникновения, но и устройства автоматической коробки передач. Кроме того, потребуются диагностическая карта и схема электрики для данной модели АКП. Но окончательные выводы о причине неисправности в большинстве случаев можно сделать только на основании комплексной диагностики, другие этапы которой были описаны в прошлых статьях.

Ремонт АКП
К слову об ЭБУ

В процессе диагностики нелишне проверить и контур самого электронного блока управления. В частности, нужно уделить внимание состоянию разъемов, так как именно в этих местах возникает плохой контакт. Если с разъемами все в порядке, нужно осмотреть проводку на входе. Распространенной причиной выхода из строя ЭБУ является короткое замыкание, поэтому при возникновении таких подозрений перед заменой следует проверить проводку омметром.

Ремонт АКП
Необходимо уточнить у владельца, предшествовали ли возникновению неисправностей какие-либо ремонтные работы. В частности, если не отключить блок, то причиной его поломки может быть банальная сварка. Также нужно по схеме проверить правильность подключения соленоидов и датчиков давления, чтобы исключить человеческий фактор – перепутанные провода. ЭБУ будет работать некорректно, если напряжение в сети ниже 11,5 В или имеется ненадежный контакт с «массой». И, наконец, недопустимо расположение проводки электронной системы управления АКП параллельно высоковольтным проводам системы зажигания: в этом случае неполадки могут быть обусловлены электромагнитной индукцией.

При диагностике электронных систем управления нельзя сбрасывать со счетов и «врожденные» дефекты ЭБУ, которые встречаются у многих моделей автоматических КПП. В частности, некоторым электронным блокам присуще появление перемежающихся или постоянных кодов ошибок, связанных с контурами соленоидов, которые не вызваны реальными неисправностями. Например, этому подвержен блок АКП 722.9, устанавливавшейся на многие модели автомобилей Mercedes, а также ЭБУ «автоматов» R4A51 и V4A51, которыми оснащались Mitsubishi Montero и Pajero. Помимо появления кодов, многие из которых являются нестирающимися, такие дефекты могут вызывать сбои в работе АКП, например, рывки при переключениях.

Ремонт АКПИнструментарий мастера

Для проверки электронных систем управления АКП автосервису потребуется приобрести один или несколько диагностических сканеров. И здесь у него появляется возможность выбора между оригинальным дилерским оборудованием и универсальным «мультимарочным» сканером. Первые позволяют работать с автомобилями одной или нескольких марок от одного производителя. Обладая полным набором необходимых функций, они стоят достаточно дорого. Поэтому для сервисов, планирующих заниматься диагностикой и ремонтом АКП автомобилей нескольких марок, покупка таких сканеров связана с неоправданно высокими затратами.

Альтернативой являются универсальные сканеры, способные работать с различными марками автомобилей, однако полный функционал при этом не гарантируется, так как данная продукция выпускается сторонними разработчиками. Несмотря на это, все универсальные сканеры реализуют базовые функции – прежде всего, это считывание кодов неисправностей и возможность сброса ошибок. Дополнительно многие устройства способны отображать параметры работы АКП в режиме реального времени в виде цифрового кода на экране или осциллограммы. И, наконец, сканеры позволяют кодировать ЭБУ, что может потребоваться после его ремонта или замены. 

Ремонт АКП



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail