Золотой ключ 2019
Axalta

Серая мигрень авторынка

Автор: Роман АКОЛЬЗИН


По промежуточным прогнозам Автостата на момент написания текста, в 2015 году, продажи иномарок могут рухнуть более чем на треть – до 1,3 млн единиц. И это при том, что шоковый вариант предусматривает отметку в 600 тысяч автомобилей. Стремясь хоть как-то спасти накопления от гиперинфляции, автолюбители бросились скупать автомобили 2014 года выпуска, которые в декабре можно назвать новыми с натяжкой. На пару недель авторынок России стал первым в Европе по объёмам продаж. Очереди и пустые склады породили настоящую панику, люди бросились к «серым» дилерам, чтобы «урвать» хоть что-то до начала нового года.

Помните тот чёрный вечер 18 декабря, когда рубль вновь обновил исторический минимум к бивалютной корзине? Конечно, ведь именно тогда продажи многих дилерских холдингов были заморожены на несколько дней. Это вызвало ещё больший бум на вторичном рынке и среди серых игроков. Чехарда на интернет-порталах, где реализуются подержанные машины, привела к тому, что цены на многие автомобили 3-х и 5-летнего возраста выросли сразу на 10-20%. При этом само предложение существенно снизилось. Например, на всю Москву в конце декабря начале января предлагалось всего 4 экземпляра Mitsubishi Pajero Sport, стоимость которых превышала цену нового автомобиля в минимальной комплектации.

Редакция журнала решила проверить «великолепную четвёрку» объявлений на сайте auto.ru о продаже Pajero Sport. И вот результат по первому же. В качестве продавца обозначен официальный дилер – «Аванта Mitsubishi на Таганке», реализующий машину по смехотворной цене. Однако, набрав этот номер, клиент попадает не в вышеуказанный ДЦ, а в автосалон «Вояж Авто». Девушка-оператор call-центра подтверждает информацию из объявления, цену, а вопрос про «Аванта Mitsubishi на Таганке» просто пропускает мимо ушей. При этом она уверяет что «Вояж Авто» является официальным дилером Mitsubishi, весомым «доказательством» чего, по её словам, является брендовый логотип на сайте автосалона. 

Само собой разумеется, в представительстве и на официальном портале никто и не слыхивал о таком «официальном продавце». После того, как мы подняли этот вопрос в соцсетях, по случайному совпадению сайт «Вояж Авто» перестал функционировать, объявления о продаже были удалены, а прямые телефоны «дилера» отключили. Однако в редакции остался первоначальный контакт. Дозвонившись, мы попадаем на девушку, которая недовольным тоном чиновницы из райсобеса сообщает, что по этому телефону никакие «Вояж Авто» или «Аванта Mitsubishi на Таганке» не числятся. 

Но мы тут же узнали, что можем купить ненаглядную машину в автосалоне «Престиж Авто»! В наличии есть черный Pajero Sport на «механике» всего за 1,25 млн рублей, при том, что цена на официальном сайте минимальной комплектации давно перевалила за 1,5. Девушка тоном мачехи предлагает рассмотреть автомобили и других брендов: Datsun, Volkswagen, KIA и Huyndai, тем более что компания является официалом корейцев. Для нашей «супруги» отлично подойдёт Solaris 1,6 на механике за 590 тысяч, автомат – за 650 тысяч. Само собой разумеется, коврики и зимняя резина идут в подарок. Осталось поехать и забрать желаемые машины по адресу: шоссе Энтузиастов д. 7.

При въезде на территорию ДЦ «Престиж Авто» даже непосвящённому автолюбителю становится очевидно, что никаким официальным партнёрством здесь даже и не пахнет. В огромном советском «офисном» здании по соседству с автосалоном находятся разнообразные автоломбарды, фитнес клубы и подозрительные торговые площади. На заваленной грязным снегом территории устало копошится единственный дворник. Сам «дилер» занимает первый этаж одного из подъездов, площадь шоурума не превышает 100 кв. м², где буквально друг на друге стоят машины разных брендов. В закутке на диванчике - клиент-пенсионер с печальной гримасой на лице.

Продавец Азамат, не предложив присесть ни потенциальному покупателю дорогого вседорожника, ни его «супруге», рассматривающей Solaris, развалился в своём рабочем кресле. Клиента сразу огорошивают: минимальная стоимость нового Pajero Sport на механике 2014 года выпуска составит 1,54 мнл, автомат – 1,62. В эту стоимость также войдут установка подкрылков, защиты двигателя, коврики в салон и антигравийное покрытие арок и порогов. Но надо поторопиться, ведь ситуация на рынке сложная, и цена в любой момент может подскочить, всего пару месяцев назад эти же машины стоили чуть более 1,42 млн.

Прошлогодние Solaris 1.4 на механике в новом кузове реализуются в нулевой комплектации за 540 тысяч, новые же машины до конца февраля будут отсутствовать в принципе.

Некоторые машины, конечно же, в наличии есть, но ПТС на них отсутствуют. Поэтому, чтобы купить автомобиль, клиенту необходимо внести 100% предоплату, подписать договор купли-продажи и ждать 3-4 дня доставки машины со склада. Азамат честно признаётся, автосалон не является официальным дилером бренда Mitsubishi, а по Huyndai получение дилерства якобы в процессе. «Но какое это может иметь значение для клиента, если гарантия будет абсолютно такой же»,  резюмировал он.

Смышлёный современный потребитель понимает, что дилерский центр практически в одном подъезде с фитнес-клубом, контакты продавца на клочке бумаги и автомобильные опции в прейскуранте под названием «навороты и прибамбасы» не слишком вписываются в понятие «официал». Но далеко не каждый пенсионер или приезжий знает, каким образом должен выглядеть «правильный автосалон». Серые дилеры функционируют и наживаются как раз на таких нерасторопных гражданах. Оставим открытым вопрос о мере активности и внимания к ним со стороны представительств автомобильных брендов, государства и РОАД.

«То, что происходило на авторынке в конце года – это фактически форс-мажор. Поэтому все действовали, принимая решения в режиме «по фактической ситуации». Конечно, всем хотелось подзаработать, поэтому «впаривали» всё что можно, ведь даже машины с пакетами расходились. С наступлением 2015 года ситуация ухудшилась, ведь ожидаемое повышение цен превысит 20-30%, а трафик покупателей в ДЦ прекратится. Кстати, а машины у серых дилеров откуда? Из тех же официальных ДЦ, выкупленные оптом по корпоративным скидкам»,  уверен Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат».

На вопрос о правомерности таких действий Олег Мосеев, вице-президент РОАД, во время одной из пресс-конференций отметил, что мы живём в капиталистическом обществе, и при дефиците продукции дилеры вправе сами выбирать покупателя, готового заплатить за продукт большую сумму. Подобным образом высказались во время итоговой пресс-конференции и руководители российского представительства компании Mitsubishi.

Стоит упомянуть и реакцию официальных дилеров на нашу первоначальную публикацию в соцсетях. Во-первых, эксперты констатировали факт, что в условиях российского правового поля ни представительство, ни производитель, ни прочие игроки не могут никак ограничить существование подобных серых схем. Более того, нашлись и профессионалы рынка, которые назвали подобное ведение бизнеса вполне нормальным явлением, а виновными объявили самих потребителей, которые теряют деньги из-за жадности и желания сэкономить. 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








Mahle





Подписка на новости

Ваш e-mail