Сервис окрасочно-сушильной камеры: забота о безопасности производства

Автор: Виталий Борисик, Сергей Макарич


Окрасочно-сушильная камера на современном автосервисе, пожалуй, один из самых дорогостоящих видов оборудования. К вопросу ее выбора подходят очень тщательно: изучают рабочие характеристики, преимущества разных комплектаций, сравнивают предложения нескольких производителей. И вот новая смонтированная ОСК запускается на полную мощность, и без нее уже невозможен нормальный рабочий процесс. О том, какие вопросы возникают во время эксплуатации и как организовать обслуживание камеры, речь пойдет в данной статье.

Современная окрасочно-сушильная камера — высокотехнологичное оборудование, в котором можно выделить две особенности: 1) простота и понятность процесса управления для пользователя и 2) сложная электроника, определяющая многофункциональность камеры и, соответственно, необходимость специальных навыков и знаний для правильного обслуживания.

Рассмотрим, как сегодня организовано обслуживание ОСК на реальном автосервисе. Единственная покрасочная камера работает почти непрерывно, на ее обслуживание времени не остается. Выполняется только самый необходимый минимум: внутренняя уборка от мусора и периодическая замена фильтров. Если камера работает без существенных нареканий, то, как правило, ее обслуживанию особого значения не придают. При выполнении 4–5 покрасочных циклов в смену для обслуживания выделяется послерабочее время.

Другая немаловажная проблема — кто должен выполнять эти работы. Квалифицированный и хорошо оплачиваемый труд маляра использовать для замены фильтров и смывки стен нецелесообразно, другой сервисный персонал станции — электрики и подсобные рабочие — могут выполнить только поверхностное обслуживание. Понятно, что в электронику и механику камеры они не будут вторгаться из-за отсутствия знаний, опыта, специального оборудования. Но камера, как и любой инструмент, требует регулярного и исчерпывающего технического обслуживания.

Скрытые угрозы

Вероятность того, что какие-то узлы работают неправильно, велика. При этом камера создает воздушный поток и, на первый взгляд, выдерживает режимы. Однако поток может быть недостаточно интенсивным. Чем это может обернуться? Во-первых, слабый воздушный поток в камере не позволит эффективно удалять окрасочную пыль, что негативно влияет на здоровье маляра. Во-вторых, эта же проблема будет влиять на качество работы: окрасочный туман и пыль будут оседать на кузове. Кроме того, несбалансированная работа приточного и вытяжного вентилятора приводит к воздушным «хлопкам», стряхивающим пыль с потолочного воздушного фильтра прямо на только что выкрашенную деталь.

Суть регулярного технического обслуживания в том, чтобы ОСК постоянно находилась в оптимальном рабочем состоянии, режимы были настроены, не происходило повышенной нагрузки на отдельные узлы. Все эти меры позволяют предотвратить риск дорогостоящей поломки и простоя камеры.

Из передового опыта

В европейской практике закрепилось четкое разделение компаний, занимающихся производством и продажей оборудования и специализирующихся на техническом обслуживании. Например, производитель OMIA специализируется на изготовлении камер, а его сервисный отдел занят решением текущих вопросов по поставкам запчастей (например, необходимо точно проверить по заводскому номеру и поставить запасную часть к конкретной камере). Обслуживание и сервис осуществляют организации, специализирующиеся только на этих видах работ.

Окрасочные работы в европейском законодательстве жестко регламентируются, покраска вне камеры запрещена. Поэтому наличие ОСК обязательно, а ее состояние — прямой коммерческий интерес предприятия. Обслуживание «на факультативной основе» попросту не допустимо. На Западе очень внимательно относятся к вопросам трудовых компетенций, и использование дорогостоящего труда маляра для обслуживания камеры не приемлемо.

Что же касается рынка сервисного ТО в странах постсоветского пространства, то здесь сервисное обслуживание как отдельный вид деятельности только начинает развиваться. Некоторые компании, специализирующиеся на поставках оборудования для СТО, выделяют в своей структуре сервисную службу, но пока это только начало пути. Однако если учесть, что руководители автосервисов понимают преимущество планового ТО для камеры и очень заинтересованы в ней, то это будет стимулировать развитие сервисных служб. Понимание этих процессов и следование потребностям клиентов побудило нашу компанию создать сервисную службу по техническому обслуживанию и ремонту окрасочно-сушильных камер, услуги которой пользуются все большим спросом.

Коротко о главном

Более детально остановимся на сущности работ, выполняемых при плановом ТО. Прежде всего, необходим задокументированный регламент осмотра. Такой подход позволяет исключить вероятность того, что какие-то мелкие неисправности могут остаться незамеченными, все работы по каждому из узлов и агрегатов фиксируются.

Осмотр начинается со щита управления, проверки электрических соединений и силовых электрических элементов. Затем проверяется система вентиляции: смазываются подшипники (вентиляторов, турбин — в зависимости от конструкции), проверяется состояние лопастей, жалюзи и клапанов, а также плотность их закрывания. Для выполнения этих работ требуется частичная разборка блоков, поэтому такие работы требуют специальной подготовки. Кстати, в камерах отдельных производителей не предусмотрен доступ к блокам для обслуживания (в основном, к вытяжке), поэтому приходится вырезать часть блока.

Следующий этап — обслуживание горелки. Периодически требуется чистка вентилятора горелки и форсунки. Если в процессе ТО выявляется необходимость замены форсунки или электродов, то об этом непременно проинформируют специалиста предприятия. После чистки регулируются такие параметры, как давления топливного насоса и мощность. На первый взгляд, почистить форсунку несложно, однако на самом деле для этой операции потребуется демонтировать и извлечь горелку, только потом провести обслуживание, затем установить ее на прежнее место и отрегулировать. Понятно, что для проведения таких работ инженер должен обладать достаточной квалификацией и опытом и иметь необходимый инструментарий.

Инженер непременно спросит у оператора камеры, случались ли проблемы при эксплуатации. По симптомам определяются возможные неполадки в узлах, далее устанавливается и устраняется их причина.

Плюс-минус

Можно сказать, что большая часть работы по ТО сводится к чистке и регулировке. Выполнение этих работ способствует экономии ресурсов, исключает неравномерные нагрузки, опасные ускоренным износом и поломкой камеры. Камера при правильной настройке — четко сбалансированная система. Если неправильно настроена приточная/вытяжная вентиляция, то возникает повышенная нагрузка на мотор, «пищат» ремни, если вовремя не менять фильтры, то требуются большие усилия, чтобы прогнать поток воздуха через загрязненный фильтр, растет нагрузка на двигатель и потребление электроэнергии.

Особое внимание, как уже упоминали выше, следует уделять регулировке воздушного потока и устранению «мертвых зон» по периметру окрашиваемого автомобиля (где практически нет движения воздуха). Контроль этого параметра осуществляется по 10 контрольным точкам. Приемлемое значение 0,3–0,35 м/с (в странах ЕС — 0,4 м/с).

Хлопки дверей, сильная вибрация, посторонние звуки, высокий уровень шума, повышенный расход топлива и электроэнергии — все это признаки того, что камера нуждается в ТО.

Периодичность обслуживания

Производитель камер рекомендует проводить обслуживание через определенные промежутки времени. Например, первое обслуживание новой камеры требуется уже после 50 часов работы и заключается в подтягивании соединений, подверженных вибрации, последующие ТО — через 200, 300, 500 и 800 часов. Практический опыт сервисной службы позволил выделить оптимальную периодичность: каждые 500 часов эксплуатации, но не реже двух раз в год.

Полная процедура сервисного осмотра занимает один день, при этом использование специальных приборов позволяет наиболее эффективно проводить необходимые процедуры. Проведенное ТО также выявит детали, срочно нуждающиеся в замене, поэтому риск внезапной поломки и длительного простоя на доставку детали и ремонтные работы снижается до минимума.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail